На ярмарке идей Юго-Западного округа (площадка Академического района) яркую и актуальную работу представила ученица 9-го класса школы №26 Ксения Виноградова. Ксения исследовала влияние интеллектуальной нагрузки на эмоциональное состояние подростка. По ее мнению, интеллектуальная нагрузка играет немаловажную роль в определении эмоционального состояния подростка, так как основной деятельностью в подростковом возрасте считается умственное развитие, которое в школе идет по большому количеству разнообразных по своему направлению предметов, что оказывает значительное влияние на состояние подростка – его физическое состояние, настроение. Ксения провела анкетирование учеников гимназий и общеобразовательных школ (им предложили ответить на такие вопросы, как: «Много ли вы уделяете времени учебе? Как изменяется ваша работоспособность при изменении вашего эмоционального состояния? Есть ли у вас факультативные занятия после уроков, которыми вы занимаетесь по своему желанию? Сколько свободного времени вы оставляете для себя?»
В результате исследований был сделан вывод, что у учеников гимназии, то есть у людей, более нацеленных на интеллектуальную деятельность, наблюдается больше признаков невротических состояний, чем у учеников обычных общеобразовательных школ, причем эта тенденция наблюдается и при сравнении учеников, которые стремятся к высокой успеваемости, так и при сравнении учеников, чья успеваемость ниже средней. Все опрошенные отмечали изменение работоспособности в связи с изменением эмоционального состояния, у некоторых ребят ухудшение эмоционального состояния приводит к большей продуктивности в творческой деятельности, у 7 из 9 опрошенных (4 из 5 учеников гимназии и 3 из 4 учеников обычных школ) во время постоянной интеллектуальной нагрузки наблюдался такой признак стресса, как ухудшение концентрации внимания, и также у 6 из 9 опрошенных наблюдаются раздражительность (4/5 учеников гимназии и 2/4 учеников обычных школ) и нарушения сна и бессонница (5/5 гимназистов и 1/4 ученик обычной школы). Большинству учеников гимназии снятся плохие сны и кошмары во время учебного года, чувство истощения, мрачное настроение и депрессия, ошибочные действия, потеря инициативы, отсутствие заинтересованности, потеря аппетита или переедание, увеличение проблем в семье, плохое распределение времени. У большинства учеников общеобразовательных школ – повышенная отвлекаемость, импульсивность мышления, подверженность приступам гнева, неудовлетворенность работой, плохое распределение времени. То есть Ксения Виноградова при поддержке научного руководителя Елены Улунян сделала вывод о том, что гипотеза о взаимовлиянии интеллектуальной нагрузки и эмоционального состояния подростка подтвердилась.
Комментарии