search
main
0

Гимназии и лицеи всей Сибири, объединяйтесь! . Суперассоциация для лидеров

В мае Новосибирск отметил традиционный День ассоциации. Новосибирская ассоциация лицеев и гимназий существует уже 11 лет. Пожалуй, инновацией ее уже не назовешь. Но организации, подобной ей, существующей реально, а не на бумаге, действующей весомо, интеллигентно, зримо, в Сибири нет.

В этом году праздник особенный – областное руководство наградило Ассоциацию лицеев и гимназий за большой вклад в развитие системы образования и экономики Новосибирской области. Сейчас в лицеях и гимназиях Новосибирска учатся более 10 процентов учащихся. По итогам работы за год в каждом из них выбираются лучший лицеист (гимназист) года и лучший учитель года. Их, отличившихся в учебе, общественной или культурной жизни, и чествуют на празднике. Кроме почетного звания, ребята получают льготы при поступлении в новосибирские вузы, входящие в ассоциацию. Своеобразный рекорд в этом году поставил и «Лицеист», научно-популярный публицистический журнал ассоциации, который в шестой раз стал лауреатом шестого Всероссийского конкурса школьных изданий, в том числе в почетной номинации «Гвардия конкурса» за верность конкурсу.

Новосибирская ассоциация лицеев и гимназий объединяет сейчас 41 образовательное учреждение: 33 городских и 8 областных – из городов Бердска, Татарска, Куйбышева, Чулыма, Карасука, поселков Линево, Черепаново, Краснообск. Еще в 1993 году Новосибирский государственный технический университет породил систему специализированных классов под эгидой вуза, на базе которых и был создан первый в Новосибирске технический лицей. Попали в него не все желающие и достойные, но им позволили заниматься в огромной библиотеке университета, а самым «постоянным» было решено сделать выпускные школьные экзамены одновременно вступительными в НГТУ. До эксперимента по ЕГЭ, который фактически дает такие же абитуриентские права, тогда еще было очень далеко, поэтому подобная смычка школы и вуза была оценена по достоинству – в НГТУ юная поросль не переводилась. А через три года Новосибирский технический университет выступил с новой инициативой, которую поддержали и другие вузы города – педагогический университет, Академия экономики и управления, Геодезическая академия. И в 1996 году на свет появилась Ассоциация лицеев и гимназий Новосибирска. Уже тогда, с самого начала, современный подход к довузовской подготовке учащихся стал одним из важнейших направлений комплексного целенаправленного повышения образовательного уровня школьников. Основная задача ассоциации – привлечь к учебе молодежь, ориентированную на фундаментальное образование. С этой целью общеобразовательные учреждения проводят совместные конференции, семинары, диспуты, выставки, олимпиады, интеллектуальные марафоны. Гимназии и лицеи участвуют в комплексных проектах, проводимых в городе и области. Создание ассоциации способствовало как развитию школ, так и повышению качества обучения в них. Это подтверждают проводимые ежегодно городские конференции и олимпиады – наибольшее число победителей и дипломантов учатся именно в гимназиях и лицеях города. Результаты совместной деятельности говорят сами за себя: девяносто девять процентов учащихся заведений, входящих в состав ассоциации, поступают в вузы города и страны. А педагоги ассоциации – неизменные лидеры своих профессиональных состязаний.

Ассоциация лицеев и гимназий была создана, чтобы вместе, всем миром совершенствовать образовательную, научно-исследовательскую, культурно-просветительскую и общественную деятельность этих, новых тогда, учебных заведений. Впрочем, теперь они перестали быть новичками, но им по-прежнему нужна помощь в разработке новых форм обучения и воспитания, использовании творческих способностей преподавателей. Педагогам полезно обмениваться опытом и авторскими разработками, вместе создавать учебно-методическое и программное обеспечение. Оказались востребованы и детьми, и взрослыми совместные конференции, семинары, диспуты, выставки, олимпиады, интеллектуальные марафоны… Основных учебно-методических программ у ассоциации две. Научно-практическая программа «Молодежь Сибири XXI века» предназначена для учащихся лицеев и гимназий. Основу ее составляют как раз детские олимпиады, конференции.

– Эта программа призвана расширить кругозор одаренных детей, познакомить их друг с другом, – объясняет Виктор Анатольевич Эстрайх, исполнительный директор Ассоциации. – Ведь именно они завтра будут принимать социально значимые решения и, следовательно, заложат прочный фундамент нашего общего дома. Одновременно программа ставит целью поиск путей практической реализации проектов в области молодежного научного и профессионального творчества. Вузы-организаторы программы особое внимание уделили созданию условий для поступления в высшую школу учащихся с высоким уровнем знаний, проявляющих творческие способности. Лучшие по химии, биологии, экологии, географии, истории, русскому языку получают право на поступление без вступительных экзаменов в педагогический университет, по экономике – в классический университет, по математике, физике, графике – в НГТУ, по астрономии, информатике – в СГГА. У тех, кто не сразу ярко проявил себя, есть возможность «догнать» лидеров – они могут участвовать в областной олимпиаде, в международной Новосибирской студенческой конференции, в областном «Интеллектуальном рауте», в вузовских сборниках научных работ.

На региональную научно-практическую конференцию «Довузовское образование: опыт, проблемы, перспективы» два раза в год собираются учителя лицеев и гимназий, представители ассоциаций из соседних городов, преподаватели вузов, университета повышения квалификации и подготовки работников образования, сотрудники Департамента образования Новосибирской области и управления образования мэрии. Цель этих «посиделок» – научно-методическое партнерство в сфере образования, обмен опытом руководителей образовательных учреждений. На последней конференции, к примеру, опытом партнерских отношений делились работники Экономического лицея и Новосибирского государственного университета экономики и управления. Начиная со второго класса лицеисты здесь изучают экономику. В среднем звене внимание обращается на качество подготовки профильного образования. В 9-м, предпрофильном, классе изучается предмет «Введение в специальность». Уже в старших профильных классах вводится вузовская система обучения. Преподаватели из университета, занимаясь с ребятами два часа в неделю по выбранным предметам, готовят их к учебе в вузе. В результате большинство выпускников Экономического лицея становятся студентами НГУЭУ. Впрочем, это лишь малая часть вопросов, которые обсуждают преподаватели разных уровней, собравшись вместе.

– Это действительно полезная ассоциация, которая позволяет решать множество проблем с согласованием образовательных программ школ и вузов, – говорит Николай Пустовой, профессор, действительный член Академии наук ВШ РФ, ректор НГТУ. – И там, и там с благодарностью отмечают эту деятельность, так что, я думаю, ассоциация еще долго будет работать во благо образования Новосибирской области. Повышая уровень учащихся, «выравнивая кочки» между программами вузов и школ, одновременно ведется работа по повышению образовательного уровня педагогов. Регулярные и многочисленные семинары и конференции постоянно держат в тонусе тех, кто десять лет назад ввязался в эту авангардную деятельность. Кстати, наша область – одна из немногих в России, где статусы лицеев и гимназий не «раздаются направо и налево». Именно поэтому и в ассоциации они появляются не как «грибы после дождя», а лишь тогда, когда очередное учебное заведение действительно вырастает до подобного статуса. И такой, пускай и неторопливый, рост можно только приветствовать.

На одном из семинаров, посвященном проблемам довузовского образования, было принято решение объединить гимназии и лицеи не только Новосибирска, но и Томска, Барнаула, Горно-Алтайска, Кемерова, Омска, Новокузнецка. По мнению Виктора Эстрайха, существующие сегодня объединения работают в основном либо на городском, либо на федеральном уровне. Поэтому часто ребятам, победившим на городских олимпиадах, конференциях, приходится ехать на следующий этап в Москву или Санкт-Петербург. А деньги на такие поездки есть не всегда. Создаваемая ассоциация позволит проводить эти этапы в Сибири – поближе к дому. Кроме того, гимназии и лицеи будут сообща вести научную работу, решать задачи профориентации молодежи, повышать квалификацию преподавателей и издавать научно-популярный журнал. Правда, дело пока идет медленно. То ли потому, что лицейско-гимназический уровень все понимают по-разному, то ли не хотят делиться «секретами». Но, как сказал профессор Анатолий Востриков, первый президент и основатель Новосибирской ассоциации лицеев и гимназий:

– Всего лишь тысячу лет назад на Земле организовано регулярное образование, которое приобрело массовый характер, и, следовательно, влияние образованных людей на жизнь, на человечество стало более заметным, чем раньше. Пройдет немного лет, и, я думаю, в нашу ассоциацию вступят все школы. Тогда уже придется создавать какую-нибудь суперассоциацию для лидирующей части школьного образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте