Еще не закончилось лето, еще в отпусках педагоги и директора школ, но обсуждению новой государственной программы «Развитие образования в Москве на 2012-2016 годы» не мешает жара – от высокой температуры плавится асфальт, но сохраняется острота ума тех, кто всерьез думает о будущем московской школы.
Одно из самых трудных обсуждений при рассмотрении раздела программы, посвященного инклюзивному образованию, состоялось на минувшей неделе под председательством первого заместителя руководителя Департамента образования Москвы Вениамина Каганова в МГППУ. Родители детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, возглавляющие различные общественные объединения, высказали немало конкретных деловых предложений, которые, как обещал Вениамин Шаевич, обязательно будут учтены в окончательном варианте программы. Сегодня предложений уже несколько тысяч, и это хорошо, так как программа действительно стала общим делом Москвы и москвичей, ведь ее обсуждают нынче не только учителя и родители, но даже учащиеся.Московская школа в прежние годы первой в России продвигалась к модели, которую потом назовут «Школа будущего». Все началось с конкурса «Строим школу будущего» – лучшие московские школы вступили в острый интеллектуальный спор за то, чтобы оказаться в числе счастливчиков, которые смогут принять участие в инновационном эксперименте. Среди сражавшихся были и Евгений Ямбург, и Марина Фирсова, и Ефим Рачевский, и Геннадий Мокринский, и Александр Тубельский, и многие известные не только Москве, но и всей России педагоги-управленцы, позже создавшие модели не только школы будущего, но и школы информатизации. Их опыт успешно перенимали многие учебные заведения Москвы (регионы также заимствовали его по полной программе, не признаваясь в этом никому, даже своим столичным коллегам), но все же это было продвижение по своеобразному узкому тоннелю, когда каждая школа шла своим путем, не всегда внимательно наблюдая за работой соседних образовательных учреждений.На этот раз программа «Развитие образования Москвы», обусловливающая продвижение вперед широким фронтом для всех школ, на будущие несколько лет предполагает не только равнение на лучшие образцы зарубежной педагогики, но и ориентацию на отечественный опыт модернизации системы образования. «Школа будущего», «Школа информатизации», предыдущие программы «Столичное образование», участие в приоритетном нацпроекте «Образование» создали для этого очень серьезную и надежную основу. В проекте программы, которая была создана при участии специалистов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», учтена специфика столицы, ее системы образования, экономических возможностей. Отличие этой программы от прежних в том, что правительство во главе с мэром Сергеем Собяниным заранее определило мощное финансирование, для того чтобы все задуманное было претворено в жизнь. Руководитель столицы и его команда всерьез считают, что уровень московского образования должен быть много выше нынешнего. Не случайно заместитель мэра по вопросам образования и здравоохранения Ольга Голодец, говоря о будущем, полагает: у Москвы есть все возможности, для того чтобы на равных конкурировать с мегаполисами – столицами других стран. В то, что это и в самом деле может быть реализовано в будущем, вполне верится, поскольку, несмотря на различные слухи и домыслы об уменьшении финансирования, городской бюджет уже выделил немалые средства (8,8 млрд рублей) на то, чтобы привести в порядок фасады школ и детских садов, пришкольные и придетсадовские территории, и эта работа к началу учебного года будет завершена в полном объеме. Сергей Собянин лично устраивает объезды территорий и контролирует итоги деятельности строительных компаний.Но конечно, навести внешний лоск и порядок много проще, чем изменить содержание. Программа, которая пока существует в проектном варианте, предусматривает существенное повышение уровня обучения, а на это нужны и время, и деньги. В окончательном виде этот важный документ правительство Москвы рассмотрит и, возможно, утвердит 13 сентября, но 1 сентября стартует серьезный пилотный проект развития образования, в который уже включились 259 школ. Им предстоит разработать программы развития, создать советы государственно-общественного управления (проще говоря, управленческие советы, если они не были созданы раньше), перейти на новую модель нормативного финансирования и, наконец, на новую систему оплаты труда. Вопреки досужим слухам, руководитель Департамента образования Исаак Калина предостерегает директоров школ от поспешного перехода на новую систему оплаты труда, предлагая им вести подготовительную работу в тесном сотрудничестве с профсоюзными организациями, дабы изначально исключить те риски, которые могут возникнуть. Кстати, молодые учителя теперь смогут за творческую и самоотверженную работу получить зарплату не ниже, чем педагоги со стажем, а это куда больше, чем при получении прежней надбавки «за молодость», привлечет в школы новых выпускников педвузов. Самая главная задача школ – участников пилотного проекта – освоить новую модель нормативного финансирования, предполагающую обеспечение любой старшей школы по гимназическому и лицейскому нормативу. А это значит, что станет возможным профильное обучение в каждой школе, а во всех остальных возрастет уровень обучения, то есть будет выполнен, пожалуй, самый важный пункт программы – повышение качества образования.
Комментарии