Мастер международного класса, педагог дополнительного образования Юрий КОЗИЙ о том, что шахматы, подобно музыке или любому другому искусству, способны делать человека счастливым.
– Юрий Александрович, что означает слово «мотивировать» применительно к игре в шахматы?- Для многих родителей это слово стало некоей страшилкой, когда речь идет о профессиональной пригодности ребенка. Подчас они не учитывают главное в воспитательном процессе: сначала создается благодатная почва для мотивации к любому занятию или предмету, и только потом учитель закладывает зерна знаний.Шахматы развивают умственные способности ребенка, укрепляют уже приобретенные навыки, которые помогают ребенку легче усваивать новый учебный материал. Думаю, это хорошая мотивация.- Выбор родителями игры в шахматы для своего ребенка, видимо, не случаен. Цель – развить у ребенка логическое мышление.- Школьникам начальных классов, которые приходят заниматься шахматами, еще очень далеко до развития логики. На первоначальном этапе шахматы помогают детям получить первичные навыки культуры общения, дисциплины, уважительного отношения к собеседнику, тренируют терпение, выдержку, внимание и наблюдательность. Все это закладывает первичные ростки длинной памяти. Ведь у современных детей векторная память короткая, а то и вовсе отсутствует. Какая опасность сегодня их подстерегает? Слабоумие! К семи годам, когда время идти в школу, современные дети приходят с закрепившимся приобретенным слабоумием, так называемой деменцией – это когда память ослаблена донельзя, отсутствуют даже элементарные знания.Приведу конкретные примеры. Первоклассники рассаживаются по свободным местам в классе. Обязательно найдутся пять-семь человек, которые не могут найти свободные стулья, хотя таковых десять, только надо поискать, оглядев класс. Если каждого персонально не рассадить, они так и будут стоять посередине класса.Или еще пример. Ко мне на занятие пришли три родительницы, чтобы посмотреть и самим поучиться играть в шахматы. Я предложил им небольшой эксперимент с их детьми. С ребятами мы отработали один тактический прием. Я попросил их пересесть – поменяться местами и повторить пройденное. Увы, ни один ребенок не смог повторить. Пересаживание заняло максимум пять секунд, но и этого хватило, чтобы из их памяти стерлось все! Дети переключили свое внимание на что-то другое, и все забыли, что было до этого.Другой пример. Всем классом тренируем рокировку. Перед этим в течение трех уроков повторяем правило: рокировка – ход короля; это значит, чтобы сделать рокировку, надо сначала делать ход королем, а затем переставить ладью. Сначала вместе со мной минут пятнадцать (я на демонстрационной доске, а ребята на досках перед ними) делаем рокировку. Потом пауза, чтобы повторить определение рокировки: рокировка – ход короля. Это занимает двадцать секунд, может тридцать, и переходим к самостоятельной работе – сделать рокировку. Из класса в тридцать человек правильно сделают рокировку семь-восемь, через неделю – только три-пять.- С этого учебного года шахматы ввели в учебный процесс… Сложности возникают?- Изучая шахматную доску, мы рассматриваем диагонали, вертикали и горизонтали. В пешечных окончаниях есть правило квадрата. Сами шахматы представляют собой математические величины – шестьдесят четыре клеточки, восемь пешек, восемь фигур, фигуры парные, расчет ходов и вариантов, и так далее. Шахматы станут незаменимым инструментом, облегчающим освоение других предметов. Ведь шахматы не только влияют на развитие интеллектуальных способностей ребенка, но и развивают моторику речи. Мы на уроках занимаемся и этим. Наши дети не могут связно проговорить самые простые предложения из трех-пяти слов. Каждый ребенок должен проговорить определение, например, шаха или мата, координаты хода той или иной фигуры, объяснить тактический прием и его цели.- Вы сказали, что шахматы станут помощником в освоении других предметов. Какой вывод из этого могут сделать учителя?- Прежде всего они увидят, что дети стали внимательнее и вдумчивее воспринимать материал. Ведь во время шахматной партии каждый игрок следит и за игрой соперника. Вырабатывается навык внимательно слушать собеседника. Например, игра в блиц (быстрые шахматы) развивает у ребенка навык стремительного мышления, помогает концентрироваться и мобилизовать все свои ресурсы на решение сложных мыслительных задач в короткий промежуток времени.Теоретические занятия – это коллективная работа, которая создает благоприятный психологический климат, творческую атмосферу на занятиях, формирует дружеское отношение между детьми, взаимопонимание. Мы ввели наш школьный внутренний рейтинг для каждого ученика – своеобразная система стимулов и поощрений. Занятия выстраиваем в продвижении от простого к сложному, а это в свою очередь повышает психоэмоциональный настрой каждого ребенка, помогает ему быть уверенным в своих силах, оценивать свои успехи, а заработанный рейтинг воспитывает лидерские качества.Сами по себе шахматы – это игра. Подчеркну – высокоинтеллектуальная игра. Постепенно овладевая ею, ребенок приобретает теоретические знания и практические навыки; повышает уровень развития абстрактно-логического и творческого мышления, памяти, внимания, воображения, интеллектуальных способностей, спортивной работоспособности; формирует умения производить логические операции. Все это отражается на формировании личностных качеств, таких как трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность и даже потребность ведения здорового образа жизни.В основу обучения детей шахматам закладывается система дидактических принципов:- принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;- принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим программным ресурсам;- принцип целостного представления о мире – новые знания раскрывают взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;- принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, им предоставляется возможность выбора;- принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.Раскрываемые в ребенке навыки позволяют рассчитывать на проявление у него устойчивого интереса к занятиям шахматами, следовательно, он будет способен выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.В начале прошлого учебного года я приготовил сто диаграмм с типичными позициями. Позиции самые простые, для начинающих. На каждой тренировке (раз в неделю) даю эти позиции ребятам (по десять-двенадцать позиций каждому). Почти все позиции попадались каждому десятки раз, а то и больше. И только на позапрошлой неделе (обратите внимание – год и два месяца он решал одни и те же позиции) один мальчишка вдруг обрадовался и закричал: «Я уже решал эту позицию!» И быстро нашел правильное решение. Неужели удалось запустить механизм устойчивой памяти?Одна девочка удивилась тому, что все определения я диктую наизусть. Мое объяснение обидело ее. Оно было таким: в мои детские годы (семь-восемь лет), когда я занимался шахматами, записывать считалось позором. Должен был обладать такой памятью, чтобы все запоминать сходу и наизусть. Пришлось ее успокоить тем, что тетради нужны, поскольку это единственный способ показать, чем мы занимаемся на занятиях. У нас были тетради сыгранных партий и комментарий к ним. Но после каждой партии мы могли воспроизвести сыгранную партию на память. Сегодня же партию записывают (обязательно с ошибками), и если есть ошибка в записи, то воспроизвести по памяти никто не может.Появились странности и в современных шахматах. Например, невозможный ход. Сегодня в соревнованиях по шахматам дети могут делать невозможные ходы. В мое время, а это сорок пять лет назад, сделать невозможный ход считалось абсурдом.Елена ДЕЕВА,куратор дополнительного образования школы №1560 «Лидер»
Комментарии