Гимнастика чувств – это основа подготовки (переподготовки) учителя. В театральных институтах подобные занятия применяются для профессионального воспитания актеров и режиссеров. Учителю они необходимы как воздух, не менее важны они и для детей. Любого возраста. Это система игровых упражнений, которые тренируют у ребят и, что не менее важно, у самого учителя способность активно концентрировать слуховое и зрительное внимание, осязание, воображение и творческую фантазию. Тренинг творческой психотехники формирует умение в любое время быстро привести себя в состояние творческой готовности. Гимнастика чувств формирует гибкую пластику, как психическую, так и мышечную, физическую. Она развивает эмоциональную сферу, формирует способность к самоуправляемому психофизическому расслаблению (раскрепощенности) и концентрации. Система учит «властвовать собой», т.е. сознательно управлять собственной психофизикой.
Я построил тренинг на трех методологических принципах.
Каждое новое упражнение осваивается как своего рода психологический «снаряд». Оно отрабатывается досконально на нескольких занятиях и кодируется названием, эмблемой либо жестом. В дальнейшем этот «снаряд» используется многократно: стоит только намекнуть на соответствующий код, и ребята готовы без промедления в него включиться. Участники не теряют к нему интерес, поскольку он применяется в различных контекстах. И как только с ними справляются, «снаряд» тут же усложняется. Подобно тому как на штангу тяжелоатлета прибавляют добавочные диски, сложности вводятся до тех пор, пока легкость не исчезает. Более того, впоследствии возможна работа сразу на нескольких «снарядах». Основа системы – не многообразие «снарядов», а их творческое видоизменение и сочетание.
Трудность упражнения должна постоянно соответствовать максимальной «включенности» всех участников. Поэтому педагог должен держать в поле внимания всех участников занятия. И как только ребята потеряли интерес к упражнению, нужно снижать степень трудности либо заменять упражнение другими.
И самое, пожалуй, главное! Тренинг творческой психотехники превращен в систему двойной игры способом перехода на невербальный язык общения. Освоенность «снарядов», их закодированность делает излишними словесные объяснения. Речь на занятиях почти отсутствует за ненадобностью. Вместо нее вводится язык жестов, условных звуков, цветов и т.д. Исключение речевого общения есть самоценный компонент системы, который формирует своеобразный игровой способ общения – невербальный. При этом активность ребят достигается такая, что любое отвлечение, лишнее слово, движение становятся неуместными, мешающими.
Сконцентрированность на игровой задаче не провоцирует ни одного лишнего звука. Все упражнения идут в максимальном напряжении слухового внимания (с этого начинается система), и слух ребенка ловит только то, что задается игрой-упражнением.
Комментарии