Цель: развить понимание сути и назначения государственной символики.
Ход урока
Вступительное слово учителя: Гимн, герб, флаг – это символы государства. Свое начало они берут от знаков, которые еще в глубокой древности были символами, объединявшими группы людей – общины, племена. Когда появились вожди, старейшины, они стали придумывать для себя личные знаковые атрибуты власти. Сначала это были пучки трав, перьев, конских волос на шесте. Потом эти знаки значительно усложнялись.
Сегодня мы будем говорить о символике нашего государства. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Почему в наше время каждое государство имеет свой герб, гимн и флаг?
2. Какое значение эти символы имеют для граждан?
3. Что нам известно о символах нашего государства?
На доске записано определение символа:
Символ – это то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи. Символика – совокупность каких-нибудь символов.
Приведите примеры известных вам символов. (Олимпийские кольца и т.д.).
Государственная символика – понятие более широкое, нежели символы завода, фабрики, компании, спортивного общества.
Герб, гимн, флаг государства – это его лицо. Во всем мире граждане обращают свои взоры к государственным символам как к знакам единения народа, особенно в тяжелые времена, в годину испытаний. Ведь за ними многовековая история народа, величайшие взлеты страны и ее страдания. Они отражают разные периоды жизни населения своей страны, его чаяния и устремления, показывают его национальный характер, особенности и надежды.
Учащиеся делают короткие сообщения. Один рассказывает о гербе, истории его появления.
Вопрос к классу: Где мы встречаем герб? (На государственных печатях, деньгах и т.д.).
Второй ученик говорит об истории Флага Российской Федерации, дает его описание.
Вопрос к классу: Почему во время общенародных праздников вывешиваются государственные флаги?
И наконец, звучит история Гимна России.
Вопрос к классу: Почему при исполнении государственного гимна принято вставать? (Выражение уважение к своему государству).
Вывод, который делает учитель: Трудно кого-либо заставить гордиться государственными символами, но знать и уважать их обязан каждый гражданин, если он считает себя патриотом своей страны.
Домашнее задание. Разработать, нарисовать и подготовить объяснение символа своей школы или класса или общественной организации.
Владимир БРЯЗГУНОВ,
учитель истории и граждановедения
Ржев,
Тверская область
Комментарии