Групповое обучение давно известно педагогической науке. И в западной, и в отечественной психолого-педагогической литературе можно найти историко-логический анализ развития методов группового обучения. Начиная со второй половины XX века некоторые из них приобретают особое значение. По мере стремительного возрастания значения научного знания практически во всех областях деятельности человека, при резком увеличении темпов производства, объемов и масштабов задач становилось ясно, что реализация сколько-нибудь серьезного проекта не под силу одному человеку, каким бы квалифицированным специалистом он ни был.
К началу XXI века на Западе информатизация основных сфер человеческой деятельности достигла таких масштабов, что ученые заговорили о переходе в постиндустриальную (информационную) эру. Не за горами этот переход и в России. Какие же технологии будут работать в производстве в новую эпоху, где, по определению, основным продуктом производства будут знания, а не товар? Билл Гейтс в своих теоретических работах приходит к выводу, что основой интеллектуального производства знаний в информационном обществе будут «подвижные» интеллектуальные предприятия («agile» intelligence enterprise), состоящие из мобильных интеллектуальных групп (mobile savvy groups). «Подвижность» интеллектуального предприятия проявляется в двух аспектах: во-первых, в открытости его для инноваций, а во-вторых, в территориальной распределенности и мобильности составляющих его членов.
Конечно, в России информатизация еще не набрала такого темпа, как на Западе, однако понятно, что переход к информационному обществу – дело вполне обозримого будущего. И уже сейчас ясно, что система российского образования все более и более становится неадекватной. Академизм, абсолютный приоритет традиционных образовательных технологий говорят о том, что большинство образовательных программ рассчитано на то, чтобы дать обучаемому знания, которых ему «хватит» на всю жизнь. Да, дистанционное обучение внедряется в российское образование. Но далеко не все педагогические технологии на данный момент реализованы дистанционно. Одной из них, практически не реализованных с помощью новых информационных технологий, стала технология обучения в сотрудничестве. А именно она, по нашему мнению, будет призвана подготовить человека к профессиональной деятельности нового тысячелетия – вышеописанному производству знаний, которым будут заниматься «подвижные» интеллектуальные предприятия, состоящие из мобильных интеллектуальных групп. Результатом работы коллектива авторов в этом направлении стала теория, практическая реализация которой предполагает создание интернет-учебника для обучения в дистанционно распределенных группах гибридного интеллекта.
При проектировании креативной информационно-образовательной среды перед нами встала проблема формирования таких групп. Чтобы представить всю сложность алгоритма формирования дистанционно распределенных учебных групп, поподробнее остановимся на понятии «малая группа».
В классической психолого-педагогической литературе малая группа рассматривается как небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Она представляет собой элементарную ячейку общества, причем психология и поведение отдельного человека как личности напрямую зависит от отношений, существующих в малых группах.
Попробуем классифицировать малую группу, и исходя из этого определить дистанционно распределенную учебную группу. Поделим группы на условные (номинальные) и реальные, констатируем, что рассматриваемая нами группа, безусловно, относится к реальным, так как это действительно существующее объединение людей, пусть и существует оно в виртуальном пространстве. Реальные группы делятся на естественные и лабораторные. Первые – это такие группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей включенных в эти группы людей. В отличие от них лабораторные группы создаются экспериментатором с определенной целью. На этапе формирования дистанционно распределенная учебная группа является лабораторной, так как уже при идентификации нового пользователя встроенная в интернет-учебник интеллектуальная система при входном тестировании должна диагностировать социально-психологические особенности личности, необходимые для формирования групповой композиции, но в процессе саморазвития при грамотном алгоритме управления группа должна стать естественной. Естественные группы делятся на формальные и неформальные. Первые отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне таковых. Цели, преследуемые формальными группами, как известно, задаются извне и определяются тем классом задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели же неформальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников. Ясно, что в виртуальном пространстве интеллектуального интернет-учебника (ИИУ) не только могут, но и должны существовать оба данных вида групп. Так, в самом начале учебного процесса, поскольку все цели приходят извне, да и группа только сформирована (причем искусственно), она является формальной. Но поскольку ИИУ является не только средой обучения, но и средой профессиональной творческой деятельности, средой накопления нематериальных культурных ценностей, то в процессе выполнения исследовательских задач, а также по мере увеличения базы знаний неизбежно будут возникать и неформальные группы. Дистанционно распределенная учебная группа является референтной, так как ее цели и ценности, мнения по тем или иным вопросам должны быть значимыми для каждого ее члена. В противном случае группа просто не сможет нормально функционировать и распадется. С делением на высокоразвитые и слаборазвитые ситуация та же, что и с градацией на естественные и лабораторные, то есть по мере налаживания личных взаимоотношений, распределения обязанностей, определения структуры взаимодействия, а также в процессе саморазвития (возможно, в неформальной деятельности) группа априори превращается из слаборазвитой в высокоразвитую и может, например, пополняться новыми членами уже исходя из собственных потребностей. Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет положительное значение не только для членов данного коллектива, но и для других людей. Приведем здесь ряд требований, которым должна отвечать малая группа, чтобы ее можно было назвать коллективом. Итак, она должна:
успешно справляться с возложенными на нее задачами;
иметь хорошие человеческие взаимоотношения;
создавать для каждого своего члена возможность развиваться как личности;
быть способной к творчеству.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что коллектив может дать людям больше, чем сумма того же количества индивидов, работающих по отдельности.
Мы вплотную подошли к основной задаче алгоритма управления образовательным процессом дистанционно распределенной учебной группы гибридного интеллекта – сделать вышеозначенную не просто высокоразвитой группой, а полноценным коллективом.
Итак, мы имеем две латеральные задачи. Чтобы наблюдать в виртуальном пространстве интернет-учебника деятельность полноценных коллективов, необходимо разработать: а) алгоритм формирования дистанционно распределенной учебной группы и б) алгоритм управления ее образовательным процессом. Причем первая задача целиком возлагается на искусственный интеллект, поскольку имеется типичная ситуация: «данные на входе» (новый пользователь с определенным уровнем знаний в данной предметной области, интеллектуальными способностями, социально-психологическими особенностями, присущей ему областью интересов) – «данные на выходе» (член дистанционно распределенной учебной группы).
За управление образовательным процессом отвечает система гибридного интеллекта, где на искусственный интеллект возлагается контроль знаний, диагностика интегральных характеристик, развития группы, психологического климата в ней и так далее. Естественный интеллект отвечает за корректировку процесса обучения и постановку творческих задач.
Таким образом, используя возможности гибридного интеллекта при управлении образовательным процессом дистанционно распределенной учебной группы, в виртуальном пространстве ИИУ удастся достичь преобразования слаборазвитой малой группы в полноценный коллектив.
Алексей ГОРБАЧЕВ, учитель информатики Донской средней образовательной школы, Тамбов
Комментарии