Сама суть элективных курсов как компонентов образования, прямо направленных на удовлетворение потребностей и интересов старшеклассников, на формирование новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных курсов, требует иных подходов к их созданию. Об этой особенности элективов не следует забывать, иначе школьники рано или поздно разочаруются в них, потеряют к ним интерес. Если это так, то и методика обучения элективам в полной мере должна соответствовать этой специфике, отражать специфические задачи и функции элективных курсов в системе образования.
Посмотрим с этих позиций на содержание, методы и формы обучения элективным курсам на примере курса «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами».
Всегда подкупает, когда цели и задачи обучения выходят за рамки содержания какого-либо одного курса, носят межпредметный, интеграционный характер. Однако если эти задачи решаются неадекватными средствами, то их значимость во многом теряется. На наш взгляд, именно это и может произойти при изучении рассматриваемого курса. В самом деле, курс начинается с темы «Освоение понятийного ряда информационно-библиотечной деятельности», предусматривающей в основном лекционные занятия. В то же время очевидно, что эти понятия должны формироваться по ходу взаимодействия школьников с информационно-библиотечными ресурсами. Ведь школьники выбирают элективные курсы не ради освоения нового понятийного аппарата, а ради практической работы, с целью освоения новых способов деятельности, отвечающих их потребностям. Другими словами, цели курса и методика его преподавания здесь во многом не соответствуют друг другу. То же самое можно сказать и о формах и средствах контроля результатов обучения. Предложенные средства – письменные и устные контрольные работы, тесты мало соответствуют декларируемым в программе образовательным результатам.
Мы так подробно остановились на недостатках программы этого курса именно потому, что они, как уже говорилось, типичны и характерны для большинства других программ. Еще одна причина такого пристального внимания к недостаткам программы – желание показать их, объяснить их сущность учителям, которые возьмутся вести элективы по информатике. Зная ошибки и недочеты программы, можно скорректировать методику, построить ее так, чтобы избежать их.
Перейдем теперь к комментариям содержания программ курсов, отобранных для более детального раскрытия в данном сборнике.
Начнем с курса «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц».
Одна из функций элективных курсов – пополнить традиционное содержание школьных учебных предметов, компенсируя отсутствие в них важных понятий. Каждый электив решает это по-своему, своими средствами. Для рассматриваемого элективного курса реализация этой «компенсирующей» функции – одна из главных задач его содержания. Это связано с тем, что чрезвычайно важные для современного образования вопросы построения и исследования информационных моделей еще не заняли подобающего места в содержании базового курса информатики.
Изучение любого объекта или феномена внешнего мира основано на методологии моделирования. Специфика информатики в отличие от, скажем, физики заключается в том, что она использует не только (и даже не столько) математические модели, но и модели всевозможных форм и видов (текст, таблица, рисунок, алгоритм, программа – все это модели). Именно понятие информационной модели придает курсу информатики и информационных технологий тот широкий спектр межпредметных связей, формирование которых является одной из основных задач этого курса в основной школе. Сама же деятельность по построению информационной модели – информационное моделирование – является обобщенным видом деятельности, который характеризует именно информатику.
Построенную информационную модель в дальнейшем можно рассматривать как новый информационный объект. Этот объект можно целенаправленно преобразовать в другой объект, управляя тем или иным информационным процессом, если такое управление допускает реализацию на компьютере. Речь идет об автоматизации информационного процесса. Такой автоматизированный процесс и является информационной технологией.
Изучение информационных и телекоммуникационных технологий является важнейшим разделом курса информатики и информационных технологий. Однако при этом надо четко разделять изучение собственно технологий работы с данным видом информации (что невозможно сделать без привлечения таких понятий, как информационный процесс и информационная модель) и освоение конкретного программного продукта.
Сейчас же технология использования компьютера для решения задач во многих учебниках стала прочно, но неправомерно ассоциироваться с технологией работы с программами, входящими в состав офисных пакетов. В связи с этим обучение данным технологиям, а точнее использованию средств этих технологий, занимает нередко центральное место в курсах информатики общеобразовательных школ.
Именно поэтому элективный курс, связанный с построением и изучением информационных моделей, выполняет «компенсирующую» функцию элективов и имеет важное значение для развития школьного образования по информатике.
Его востребованность в ряде профилей обучения на старшей ступени школы объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, в ходе его изучения учащиеся строят и исследуют математические, физические, химические, биологические и экономические модели. Это определяет его межпредметный характер и, следовательно, интерес к нему учащихся, выбравших для себя разные профили обучения. Во-вторых, моделирование, особенно компьютерное, стало одним из основных общенаучных методов исследования, методов познания мира. Без него трудно представить себе профессиональную деятельность не только ученых разных специальностей, но и инженеров, врачей и людей многих других профессий.
Второй безусловно привлекательный для школьников аспект методики этого курса (а привлекательность – важная характеристика любого электива, ведь это курсы по выбору) – метод учебных проектов, который составляет основу предлагаемой методики. Значительная часть этих проектов – практические задания для самостоятельного выполнения, а уровень их реализации является главным показателем и средством оценки учебных достижений школьников. На формирование определенных видов деятельности, связанных с компьютерным моделированием, нацелены и требования к результатам обучения: «уметь создавать модели… уметь проводить виртуальные эксперименты и анализировать полученные результаты».
Еще один несомненный плюс этого курса – вариативный характер его содержания, ориентация на различные по уровню способности и познавательные интересы школьников. Для создания моделей в некоторых из предлагаемых проектов придется использовать языки объектно-ориентированного программирования (Visual Basic и Delphi), для других вполне достаточно ограничиться возможностями электронных таблиц.
Для школьников, выбравших информационно-технологический профиль обучения, этот курс – еще и возможность развить навыки программирования на языках (вернее, системах программирования) Visual Basic и Delphi. Объектно-ориентированная парадигма программирования является сейчас наиболее перспективной и широко востребованной в различных областях.
Привлечет этот курс и учителей. Это связано, конечно, с тем, что он имеет достаточно полную и апробированную учебно-методическую поддержку. В активе методики курса – учебное пособие и компьютерный практикум на CD-ROM.
Когда мы отбирали элективный курс по информатике, приоритетно направленный на реализацию возможности овладения старшеклассниками видами деятельности, востребованными на современном рынке труда, то пришлось выбирать между двумя почти равноценными курсами: «Учимся проектировать на компьютере» и «Компьютерная графика». Оба они весьма близки по тематике, оба имеют немало очевидных плюсов, но и столь же очевидных минусов. И все же окончательный выбор пал на курс, посвященный компьютерной графике. Причина этого, пожалуй, одна – широта круга потенциальных потребителей курса, возможности его практической реализации в школе. В этом смысле курс «Учимся проектировать на компьютере» более узконаправленный (в основном – технологические профили обучения в старших классах) и требующий образовательных ресурсов, которыми подавляющее большинство школ не располагает. Сами авторы этого курса указывают, что «…наибольший эффект от его реализации представляется в рамках модели сетевой организации обучения посредством кооперации… с учреждениями дополнительного и профессионального образования… Перспективное место проведения – межшкольные УПК или аналогичная структура в рамках регионального университетского комплекса».
Курс «Компьютерная графика» отличает широта, востребованность его образовательных результатов. Знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные у школьников при его изучении, будут востребованы не только в выбранной ими последующей профессиональной деятельности, но и уже в школе. Старшеклассники могут использовать эти умения для визуализации результатов собственных учебных проектов, исследовательской деятельности в физике, химии, биологии, экономике и других предметах, в докладах, мультимедийных презентациях, при создании Web-сайтов и т.д. Тематика курса предопределяет превалирование в его содержании практических занятий, проектной деятельности. На это ориентируют методика обучения и предлагаемые формы и средства контроля уровня достижения образовательных результатов – рейтинговая система (показателем которой является сумма баллов, полученных школьником за выполнение тестов и практических работ) и выставка практических работ старшеклассников.
Учителям, выбравшим программу этого элективного курса, можно было бы рекомендовать при построении его методики следующее:
во-первых, постараться дифференцировать его содержание и планируемые образовательные результаты, по крайней мере, на два разных уровня. Ведь этот курс могут выбрать школьники из разных профилей обучения (и технологических, и естественно-научных, и гуманитарных), с разным уровнем подготовки по информатике и разными интересами к тем или иным направлениям использования компьютерной графики. Для такой «разношерстной» компании целесообразно предложить разноуровневый курс, желательно с модульным построением структуры;
во-вторых, внимательно отнестись к подбору содержания учебных проектов, соотнося их с интересами школьников, выбравших разные профили обучения;
в-третьих, проанализировать оптимальное соотношение лекционных и практических занятий в курсе, ориентируясь (по возможности) на увеличение объема практической деятельности.
Подчеркнем в заключение сильные стороны этого курса. Помимо уже отмеченных выше, это – значительный опыт преподавания данного курса, который имеют его авторы, и наличие учебного пособия и практикума, поддерживающих курс.
Третий из рекомендуемых курсов по информатике – «Технология создания сайтов» – привлек нас тем, что в нем:
в явном виде просматривается ориентация на деятельностный подход и личностно-ориентированную парадигму в обучении;
реализуется направленность на комплексный характер учебных достижений школьников (не только конкретные знания и умения, но и другие качества личности, отражающие планируемые образовательные результаты);
представлена развернутая программа курса.
Курсы по технологии создания сайтов представляют большие возможности для реализации многих функций элективных курсов. И эти возможности в значительной мере реализованы в предлагаемом курсе. Во-первых, он развивает и углубляет содержание базового и профильного курсов информатики, в частности в области программирования (язык HTML), компьютерной графики и т.д. Во-вторых, раскрывает перед школьниками возможности и значение использования информационных и коммуникационных технологий в различных областях деятельности человека. В-третьих, формирует знания и способности к деятельности, которые актуальны и широко востребованы практикой, рынком труда.
Ко всему этому стоит добавить, что деятельность по созданию сайтов развивает творческие способности школьников, позволяет реализовать им свои интересы в областях, выходящих за рамки содержания традиционных профилей обучения. Ведь создавая сайт, школьник делает это, чтобы разместить на нем то, в чем он сам заинтересован, что составляет круг его познавательных потребностей, склонностей. А эти интересы и склонности могут быть весьма разнообразными. Готовя материал для размещения на сайте, школьник неизбежно будет расширять и обогащать свои знания в выбранных им областях науки, техники, культуры. Может быть, это одна из главных особенностей и несомненных преимуществ элективных курсов по этой тематике. К достоинствам рассматриваемого курса следует отнести еще и то, что он уделяет внимание не только работе со средствами информационных технологий, но и дизайну, фирменному стилю сайта, способам управления вниманием, интересами посетителей сайта.
В заключение этого краткого обзора представленных программ элективных курсов по информатике отметим следующее. Более детальный анализ содержания программ, отобранных для развернутой публикации в данном сборнике, не имел целью «лоббировать» их продвижение в практику школы. Делалось это в основном для того, чтобы еще раз раскрыть, подчеркнуть цели и задачи элективных курсов в профильном обучении, отметить удачные находки, обоснованные позиции, касающиеся содержательной методической реализации этих целей и задач в конкретных курсах. Все это могут «взять на вооружение» авторы других элективов для совершенствования содержания этих курсов. Данный анализ окажет помощь и учителям, выбравшим для преподавания тот или иной курс, заострит их внимание на важнейших особенностях содержания элективных курсов, методики обучения, средств и форм контроля достижений школьников.
Александр Кузнецов, академик-секретарь РАО, доктор педагогических наук, профессор
Комментарии