search
main
0

Гибкость решений и категоричность комментариев

В Йошкар-Оле прошла вторая научно-практическая конференция “Диагностико-технологическое обеспечение преемственности”

О разнице подходов

Опираясь на результаты экспериментальной работы и проведенные теоретические обобщения и разработки, конференция констатирует, что диагностико-технологический уровень мышления более эффективен, нежели концептуально-гипотетический подход.

Диагностико-технологическое мышление необходимо, так как не существует абсолютно похожих друг на друга классных коллективов и не может быть единых, жестко выполняемых рекомендаций.

Диагностика направлена на выявление нарушений закономерностей и выделение главных задач.

Технологии разрабатываются с опорой на закономерности и применяются с учетом результатов диагностики ученического коллектива; этим они отличаются от методик.

Новое всегда с большими усилиями пробивает себе дорогу, преодолевая сопротивление привычных, устаревших взглядов. Нелегко признать, что огромное количество ошибок, допущенных в системе образования, связано с несовершенством профессионального мышления, с недостаточной изученностью закономерностей. Именно поэтому концептуально-гипотетический подход стал уже обузой, превратился в метод “черного ящика”. Естественно, что в условиях перехода на более высокий уровень мышления происходит смена методологии, более широко будет использоваться опора на закономерности.

Усиление обратной связи

Конференция обращает внимание руководителей разных уровней образования, что диагностико-технологическое управление – это лучший способ реализации обратных связей, что с этой точки зрения необходима организация в каждом районе (городе) диагностико-технологических лабораторий с опорными школами для осуществления мониторинга и оказания информационной и технологической помощи образовательным учреждениям.

Конференция рекомендует для оценки успешности обучения считать основным критерием надежность обучения (степень сохранения качества). Кроме того, в сильных классах можно использовать критерий “качество обучения” в обычном понимании (по количеству учеников, занимающихся на “4” и “5”). Следует заметить, что для слабых классов такой критерий является слишком жестким; в этих условиях более корректно использование критерия “индекс качества”, то есть части, которую составляют высокие отметки (“4” и “5”) в общей совокупности итоговых отметок.

Уже много лет прошло с тех пор, как кибернетика считалась буржуазной лженаукой, уже давно все признали, что обратная связь – это не прихоть, а атрибут управления, но…без нее жить спокойнее. И не торопятся в отделах образования создавать группы обратной связи. И только отдельные школы пытаются решить проблему внутришкольного мониторинга. И еще меньше образовательных учреждений, которые уже нашли рациональное решение. Сложилось совершенно нелепое положение, когда наука не знает, что выбрать в качестве результирующих признаков, с помощью каких критериев их измерять. Острым нападкам в научных дискуссиях и в прессе подвергается критерий “качество обучения”, но практики используют только его – и правильно делают: из множества применяемых критериев сегодня это самый лучший. Если скептики считают, что его можно подтасовать, занизив планку и завысив результат, то подтасовать можно что угодно. Настоящую беду можно видеть в другом: критерий “качество обучения” заставляет школы заниматься селекцией, сманивать у соседей хороших учеников и изгонять слабых. Но если использовать критерий “надежность обучения”, то большая часть гимназий оказывается ненадежными учреждениями, а некоторые, излишне селективные, просто плетутся в хвосте. Хороша элита?

О непрерывном педагогическом образовании

Конференция рекомендует на ближайшие три года сконцентрировать усилия педагогической общественности на подготовке диагностов-технологов (особенно важно это для заместителей директоров школ, психологов и учителей информатики), на освоении всеми педагогами закономерностей педагогических циклов, диагностических методик и наиболее эффективных педагогических технологий.

Конференция обращает внимание руководителей отделов образования и школ, что совместная психолого-дидактическая подготовка учителей разных предметов делает их единомышленниками, существенно повышает эффективность педагогического труда, легко может быть организована в любой школе и требует меньших материальных затрат, чем организация обычных курсов.

Конференция обращает внимание преподавателей вузов, что директора школ предпочитают принимать на работу тех учителей, которые закончили педучилище, а затем педвуз. Этим обеспечивается слияние технологичности и фундаментальности психолого-педагогической подготовки.

Пединституты могут реализовать такое слияние, пересмотрев свои учебные планы.

Конференция обращает внимание, что университеты, как правило, слабо заботятся о технологичности и о фундаментальности психолого-педагогической подготовки. В университетах почти нет кафедр экспериментальной педагогики, нет диагностико-технологических лабораторий. Между тем интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательского состава университетов мог бы сыграть решающую роль в разработке новой системы психолого-педагогических знаний.

В условиях рыночных отношений ослабло внимание школ к выращиванию будущих педагогов: стало меньше педклассов, практически исчезла подготовка вожатых, наставников, кружководов.

Конференция обращает внимание директоров школ, что государство сейчас нуждается для своего выживания и укрепления не столько в подготовке будущих юристов, дипломатов, экономистов, сколько в подготовке будущих технологов, инженеров и педагогов.

О точках сбоя образовательного цикла

Конференция обращает внимание Министерства образования, что в школьной части образовательного цикла критическими точками являются 1, 5, 7 и 9-е классы.

Возникает любимый вопрос русской интеллигенции: кто виноват? Поскольку явление массовое, то не учителя. Поскольку министры слишком часто менялись, то и не министры…

О необходимости всеобщего дошкольного образования

В первые классы половина детей поступает с задержкой эмоционально-речевого развития из-за того, что всеобщее дошкольное образование стало для многих семей недоступной роскошью. Здесь возможны следующие пути смягчения положения: дотации, передача ведомственных дошкольных образовательных учреждений районным (городским) отделам образования, сокращенный режим работы садов – 4 часа в день.

О первой ступени школы

Экспериментальное сравнение разных методических систем, использующихся в начальных классах, позволило сделать вывод об уникальности традиционной системы обучения, которая лучше других формирует волевые качества учеников. Целесообразно обогащать ее элементами других систем:

в первом классе – технологией Е.Ю.Коростелевой;

во втором классе – технологиями обучения чтению, эйдетическим чтением по А.М.Кушниру;

в третьем классе – технологиями СОУ.

Целесообразно ввести дифференцированные нормативы для оценки основных общеучебных умений.

Вальдорфская система помогает устранить задержку эмоционально-речевого развития, но требует 14 лет обучения, а у нас предполагается только 12-летка. Система РО Эльконина-Давыдова получила распространение не более чем в 3-4 процентах случаев. Ничего не поделаешь, это система обучения уже развитых детей, а их не так много. Традиционка – это единственная наша возможность, но если ввести пятидневку, сократить часы на русский язык и математику, убрать школьный компонент, что с ней станется?

О второй ступени школы

Конференция считает, что вторая ступень обучения неправомерно растянута (в условиях 12-летней школы она удлиняется до 6 лет) и должна быть разбита на две ступени, так как нельзя ставить единые задачи одиннадцатилетнему подростку и семнадцатилетнему юноше. Таким образом, 12-летнее образование должно быть не трех-, а четырехступенчатым.

В пятых-шестых классах действует целый ряд дестабилизирующих факторов: резкое возрастание (удвоение) объема учебного материала, преждевременное участие детей в кабинетной системе занятий, занятия во вторую смену, существенное ослабление общеучебных умений в летний период и др. Именно на этот возраст приходится пик заболеваний школьников. Конференция считает, что учебный материал 5-6-х классов должен быть распределен на три года обучения, а в структуре 12-летней школы должна быть выделена ступень 4-6-х классов.

О третьей ступени школы

В ступени 7-9-х классов чрезмерное количество одновременно изучаемых предметов (особенно в национальных и элитарных школах), а обилие терминов таково, что затрудняет осознание учебного материала. При разработке учебных планов 12-летней школы надо преодолеть эту причину сбоя качества и надежности обучения.

Я.А.Коменский, будучи сторонником урочной системы, все же в проекте латинской школы избрал режим погружения. В наше время режим погружения используется, пожалуй, только в школе Михаила Щетинина. Вся система образования дружно бросилась в другую крайность – в обилие одновременно изучаемых предметов. На самом деле истина посредине: при 30 часах в неделю должно быть три 6-часовых предмета (русский и иностранный языки и математика) и четыре 3-часовых, при 33 часах в неделю общее количество предметов не должно превышать восьми, при 36 – девяти. Можно ли создать такие учебные планы? При желании.

В школе ученик осваивает 8000 терминов. Минобразование это не пугает. Но подготовка иностранного языка в объеме кандидатского минимума предполагает знание всего 3000 слов… Стало быть, количество терминов равноценно почти трем иностранным языкам. И это на голову отличника и на голову троечника!..

О четвертой ступени школы

Учитывая, что старшая ступень школы готовит к поступлению в вузы весьма некачественно, есть смысл продлить ее до трех лет, введя в 12-м классе интегрирующие спецкурсы для усиления межпредметных связей и выработки системы знаний (мировоззрения). Целесообразно также вынести 10-12-е классы за пределы основной школы, создав специальные учреждения профильного обучения.

Отделение четвертой ступени от обычной школы необходимо уже потому, что в выпускных классах будут заниматься 19-летние юноши и девушки, вполне сформировавшиеся взрослые люди, имеющие право вступать в брак. История педагогики хорошо знает такие ситуации, в частности, они очень колоритно прорисованы в “Очерках бурсы” Помяловского.

Об ограничении разноуровневости

Конференция считает, что чрезмерное увлечение организацией элитарных учреждений:

привело к созданию школ селективного типа,

усилило пагубную разноуровневость обучения, снижающую интеллектуальный потенциал общества,

породило огромное количество классов КРО, ЗПР, сбросовых школ,

привело к существенному ухудшению качества и надежности обучения.

Поэтому необходимо решительно ограничить число гимназий и лицеев – до 3-5 процентов от общего числа школ (одно селективное учреждение на район), а число селективных классов в обычных школах – до одного на параллель.

О концентрации усилий школьного коллектива

Конференция рекомендует при решении основных задач школы использовать стимулирующий контроль с опорой на положительные эмоции, гласность и еженедельную частоту проведения.

Выбор основных задач школы должен быть основан только на диагностическом анализе.

Главным условием, обеспечивающим эффективность стимулирующего контроля, является опора на положительные эмоции, так как в случае отрицательного характера эмоций происходит разрушение мотивации. Отрицательные эмоции могут возникнуть при использовании неадекватных измерителей, при выборе слишком жесткого критерия оценки, при нарушении объективности оценки, при сопоставлении результатов разных по силе учеников.

Вторым по важности условием эффективности стимулирующего контроля является достаточно высокая частота его проведения, сопровождающаяся, однако, повышением трудоемкости его проведения. Оптимален еженедельный контроль.

Не следует применять негативные записи в дневниках. Они служат не кратковременным, а постоянным раздражителем, поэтому тоже разрушают мотивацию.

Если микрогруппы организованы с учетом психологической совместимости учеников, то их работа способствует использованию энергии взаимодействия, что приводит к усилению мотивации.

О воспитании

Человек воспитанный – это человек саморегулирующийся. Он должен быть добрым и справедливым, внимательным к окружающим, трудолюбивым и аккуратным, умеющим жить в коллективе.

Хотя закономерности и диагностика воспитательной работы сейчас в пренебрежении, конференция констатирует факт, что все же имеется много толковых рекомендаций, хороших методик.

К сожалению, до сих пор не существует технологий воспитательной работы, ослаблено внимание стержневым ее линиям – воспитанию доброты, культуры общения, трудолюбия, во многих школах воспитательная работа превратилась в бездумно развлекательные шоу.

Следует отметить, что активную и высокохудожественную, но антивоспитательную работу проводят средства массовой информации. Исследования выявили очень сильную корреляцию между подростковыми правонарушениями и характером телепередач в предшествующие им дни. Мы призываем журналистов к суду собственной совести, хотя логичнее было бы обложить ЦТ и бульварные газеты компенсационными штрафами в пользу системы образования. Однако, рассчитывая на зрелость редакторов СМИ, мы подчеркиваем, что законы нравственности – это законы выживания человеческого общества. Безнравственные интеллектуалы нашего времени – это уже не разрозненные тунеядцы и алкоголики, это мошенники всех мастей и уровней, объединившиеся на почве приоритета групповых интересов перед общенародными. Вот почему конференция считает необходимым поддержать инициативу писателя В.Распутина о введении нравственной цензуры СМИ.

О дифференцированной психологической поддержке

Стратиграфический анализ (иначе послойное описание) показал, что есть четыре категории учеников, нуждающихся в разной психологической поддержке:

те, кто занимается на “4” и “5”, имеют высокий уровень эмоций, развитую речь, хорошо развитые волевые качества; им надо совершенствовать мышление;

ученики с 1-2 тройками по трудным предметам требуют совершенствования волевых качеств;

значителен слой учеников, занимающихся на “3” и “4” по устным предметам; им необходима поддержка в развитии речи (усиление терминологической работы, частоты упражнений в пересказе и т.д.);

категория психологически сломавшихся троечников, у которых плохо поставлены мышление и речь, которые не проявляют настойчивости в преодолении трудностей, не умеют даже управлять эмоциями.

Учитель, у которого 10-12 классов (300-400 учеников), физически не в состоянии оказать всем школьникам необходимую психологическую поддержку. Поддержку оказывают, как правило, сильные ученики слабым; функции учителя в этой ситуации состоят в организации групповой работы.

Начальное профессиональное образование

Диагностико-технологический подход к управлению ПУ позволил выявить следующие противоречия:

обычные средние школы используют ПУ (а также школы рабочей молодежи и некоторые обычные школы) для сброса учеников, подверженных отрицательному психологическому заражению;

это, как правило, ученики, нуждающиеся в эмоционально-речевой поддержке; для них необходим пересмотр учебных планов и введение специальных учебных предметов для самосовершенствования эмоционально-волевой сферы;

на втором году обучения в ПУ наблюдается пик правонарушений; система воспитательной работы не в состоянии нейтрализовать разлагающее влияние СМИ;

выпускники ПУ редко поступают в вузы, в лучшем случае они конкурентоспособны на рынке труда.

Об успехах отчетного периода

Конференция утверждает список опорных школ, перешедших на диагностико-технологическое управление педпроцессом.

Конференция награждает дипломами эти школы и отделы образования двух городов (Зеленодольск, Республика Татарстан, Козьмодемьянск, Республика Марий Эл), добившиеся качества и надежности обучения выше среднегимназического уровня.

Конференция утверждает список педагогов, награжденных грамотами за разработку новых пособий.

О дальнейшей работе

Участники второй Всероссийской конференции считают, что основными задачами следующего периода (до проведения третьей Всероссийской конференции в 2002 году) должны быть:

широкая популяризация в прессе идей перехода от концептуально-гипотетического к диагностико-технологическому мышлению, усиления обратной связи в управлении образованием;

подготовка кадров диагностов-технологов,

распространение опыта опорных школ,

организация новых опорных школ и районных (городских) диагностико-технологических лабораторий.

А вдруг нас поддержит министерство или академия? Или какой-нибудь субъект Федерации захочет перейти на диагностико-технологическое управление?

Всеволод ЗАЙЦЕВ,

научный руководитель ЭТП “Преемственность”,

Валентина ДУБИНИНА,

заведующая кафедрой педагогики и психологии Марийского государственного педагогического института

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте