Переход на систему рыночных отношений требует иного подхода в плане подготовки специалистов. В Петербурге в соответствии с этим требованием осуществляется модернизация системы начального профессионального образования. Как заметил заместитель председателя Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Степан Жолован, отсчет обновления системы НПО в соответствии с требованиями рынка труда идет с 1998 года, когда система НПО была передана в введение Санкт-Петербурга. 7 декабря 2004 года было подписано постановление правительства Санкт-Петербурга о развитии системы начального профессионального образования на период до 2008 года.
– В данном постановлении прописаны принципы организации работы, перечень учреждений, которые будут реорганизованы. В советский период в городе было 148 учреждений системы НПО, сегодня их 74. Речь идет не о сокращении учебных мест, а о модернизации путем объединения образовательных учреждений. На сегодняшний день в городе 45 тысяч учебных мест, реально обучаются порядка 50 тысяч детей. Действительно, есть спрос на обучение в системе НПО, поскольку социально-экономический комплекс города нуждается в квалифицированных рабочих. Здесь многое зависит от того, как выстроить работу. К примеру, как одну из составляющих эффективной работы можно выделить профессиональную ориентацию школьников. У нас создана межведомственная программа профориентации по профессиям в приоритетных областях. Если судить по цифрам, то до создания программы у нас учились около 18% выпускников девятых классов и порядка 6% выпускников одиннадцатых классов. В прошлом году в учреждения системы НПО пришли 26% выпускников девятых классов и 11% выпускников одиннадцатых классов. После обобщения этих данных оказалось, что на увеличение числа поступающих повлияла грамотно построенная профориентационная работа. Именно она способна изменить сложившийся сегодня в обществе стереотип, по которому большинство граждан настроены на то, чтобы их дети получали высшее образование или хотя бы среднее специальное образование.
– Как осуществляется профориентационная работа?
– Это тема для обсуждения. Нам важно понять, что должна делать школа, что – центры медико-социального, психолого-педагогического сопровождения, межшкольные учебные комбинаты, образовательные учреждения, работодатели, органы управления образованием. То есть необходимо каждому найти нишу в пространстве профессионального выбора ребенка. При этом речь идет о работе всей системы, а не одного какого-то профориентатора. Только тогда это будет эффективно. Пока вопрос на стадии обсуждения, у нас работают ярмарки трудовых ресурсов, в школы приходят представители профессиональных училищ, психологи.
– Вы сказали, что профориентация – это только одно звено.
– Мы также приводим в порядок нормативно-правовую базу учреждений НПО: на сегодняшний день все знают, чем владеют, чем распоряжаются и что находится в оперативном управлении. Оформлены документы на недвижимость и земельные границы, находящиеся в ведении образовательных учреждений. Все учебные заведения системы НПО работают в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности.
– Еще одна актуальная задача на сегодня – приведение в соответствие с требованиями сегодняшнего дня штатного расписания. То, что было необходимым в 1980-е годы, уже устарело.
– Параллельно со всеми процессами обновления системы НПО мы также задумываемся о проблеме качества обучения. Если мы хотим готовить специалистов в соответствии с требованиями экономики, нужны профессиональные стандарты. При их разработке необходимо менять и образовательный стандарт, а значит, и учебные программы. К примеру, в 2004 году у нас было порядка 180 образовательных программ, сегодня их 682. Такова потребность современного рынка. Причем это программы НПО, СПО, программы дополнительного профессионального образования, переподготовки по рабочим профессиям и т.д. То есть облик образовательного учреждения сегодня меняется: оно становится центром обучения молодежи и профессионального обучения взрослого населения.
– Есть пример современного подхода подготовки специалистов?
– В марте прошлого года предприятие «Водоканал» выступило с заказом на специалистов – слесарей аварийно-восстановительных работ. Мы разработали учебные планы, программы, лицензировали их, создали базу, провели профориентацию, и 1 сентября 57 детей приступили к обучению по новой специальности – «слесарь аварийно-восстановительных работ».
Комментарии