search
main
0

Гибкое мышление, творческий подход. Диагностико-технологический практикум

Осмысление – выявление взаимосвязей. Осмысление понимают как выявление взаимосвязей между представлениями или понятиями, а также уяснение характера взаимосвязей.

Продолжение. Начало в №№39 за 2006 г., №№4, 8, 21, 26, 31 за 2007 г.

Максимальное количество взаимосвязей между n понятиями составляет

N = n (n – 1) / 2

Их число быстро нарастает: при трех понятиях существует всего три связи, при пяти понятиях связей становится десять, а уже при десяти понятиях – сорок пять. Естественно, что в силу ограниченности времени изучения материала все возможные взаимосвязи объяснить на уроке не удается. Однако неправильно пренебрегать осмыслением, так как из-за этого уменьшаются прочность и гибкость знаний. Очевидно, должно существовать оптимальное число связей любого понятия с другими. Статистическое изучение показало, что при 1-2 связях легко происходит выпадение понятия из системы знаний. При трех связях возможность выпадения существенно снижается. Оптимальность трех связей каждого понятия с другими можно считать закономерностью осмысления, установленной статистически и пригодной для большинства учебных ситуаций.

Осмысление требует освоения простейших мыслительных операций – анализа и синтеза, сравнения и противопоставления. Избегайте слишком большой детальности при анализе, при сравнении выбирайте только существенные признаки.

Многие учителя стараются индивидуализировать работу по осмыслению материала, пренебрегая коллективными формами работы. Между тем, среди учеников популярны такие приемы осмысления, как «мозговая атака», а статистическая оценка и графическая регистрация связей открывают широкий простор для коллективных и групповых форм работы, повышают технологичность обучения.

Виды и приемы работы по осмыслению учебного материала

Использование простых мыслительных операций:

– сравнения и противопоставления.

Выявление связей:

– при выполнении индивидуальных заданий,

– во время беседы или дискуссии,

– в процессе «мозговой атаки».

Использование для изучения связей:

– наблюдений в природе,

– эксперимента,

– анализа структурно-логических схем,

– анализа матриц связей.

Выяснение характера связей:

– прямых и опосредованных,

– причинно-следственных,

– генетических,

– пространственных и временных,

– последовательных и параллельных.

Графическая регистрация связей:

– с использованием плана излагаемого материала,

– построение матриц,

– построение структурно-логических схем.

Методическая мастерская

К. Бушуева

В 6-м классе на уроке математики по теме «Система координат» учительница предложила такое задание: в системе координат нарисовать рисунок по точкам и записать координаты этих точек.

Задание делалось на двух листочках – на одном рисунок, на другом – координаты. Учительница оставила рисунки у себя, а детям раздала вторые листочки, перемешав их, и мы выполняли задания друг друга.

И. Коновалов

Осмысление лучше строить «от простого к сложному».

Биология. Сначала знакомят со строением аминокислот, РНК, ДНК, рассказывают о том, что такое ген. А на следующем занятии объясняют процессы: мейоз и (в связи с мейозом) кроссинговер (то есть обмен генами).

Е. Метелева

Для уяснения разницы трехсложных стоп можно использовать имя «Иван»:

Ванечка – – – дактиль

Иванко – – – амфибрахий

Иоанн – – – анапест

Вопросы

1. Древние египтяне знали: Нил разливается, когда появляется Сириус. Какой характер носит связь этих явлений?

2. Какова взаимосвязь «мозговой атаки» и метода исключения гипотез?

3. Проделайте анализ и постройте схему связей четырех понятий: образование, обучение, развитие и воспитание. Используя схему, сравните взгляды Коменского и Гербарта.

4. Рассмотрите взаимосвязи законов Аристотеля («развитие навыков должно предшествовать развитию ума») и Сенеки («мудрость без нравов усваивается плохо»).

Обобщение – выделение общих свойств

Обобщение – выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу предметов. Различают обобщения понятийные, тематические, межпредметные и другие.

Рассмотрим задание на понятийное обобщение, которое предлагалось ученикам разных классов. Даны пять слов: корова, лось, собака, овца, кошка. Надо одно из них вычеркнуть, а для остальных четырех подобрать обобщающее слово.

Предполагалось, что дети вычеркнут слово «лось», а оставшиеся слова обобщат понятием «домашние животные». Действительно, в большинстве случаев было вычеркнуто слово «лось», но основания для обобщения были взяты самые разные:

– «лось» мужского рода, остальные – женского,

– «лось» второго склонения, остальные – первого,

– «лось» оканчивается на мягкий знак, остальные – на букву «а».

Встречались и необычные обобщения:

– все, кроме коровы, длинношерстные,

– все, кроме кошки, длинномордые,

– все, кроме кошки, не ловят мышей.

Возможность выбора разных вариантов способствует развитию гибкости мышления, приучает учеников к сосуществованию разных точек зрения, к выбору наиболее существенного основания для обобщения в зависимости от конкретных условий.

Некоторые педагоги считают обобщение недоступным для учеников из-за его творческого характера, поэтому есть смысл ознакомиться с одним из способов его упрощения – с помощью таблиц. (См. таблицу.)

У каждого вида обобщения (понятийного, тематического, межпредметного, статистического и т.д.) есть особенности, но всегда осуществляется движение мысли от единичного к общему, так как обобщенная информация удобнее для запоминания и использования.

по обобщению

Понятийное обобщение:

– выделение общих признаков,

– выделение существенных признаков,

– обобщение по противопоставлению.

Обобщение на уровне понятий второго рода:

– объединение понятий,

– использование аналогий.

Тематическое обобщение с использованием:

– одномерной классификации,

– двумерной классификации (таблиц),

– многомерной классификации (описательное),

– матриц связей,

– структурно-логических схем.

Обобщения межтематические и межпредметные.

Статистические обобщения:

– определение средних частот,

– определение моды, медианы,

– оценка тесноты связи,

– оценка достоверности вывода.

В средней школе обобщению учат плохо, в учебниках почти нет упражнений для этого. Между тем, по любому предмету возможны простейшие задания такого типа, как было приведено выше, то есть вычеркивание одного из слов заданной группы и подбор обобщающего понятия для остальных слов.

Приведем примеры заданий на обобщение с использованием одномерной классификации.

По географии: Лена, Печора, Енисей, Индигирка, Обь.

По физике: давление, скорость, инерция, сила, плотность.

По истории: какие из перечисленных событий произошли при Петре I? Дается несколько событий и хронологическая таблица.

По математике: из заданной совокупности чисел выписать простые (используется таблица простых чисел).

Классический пример двумерной классификации – периодическая таблица химических элементов. По одной оси этой таблицы количество электронов во внешнем слое, по другой – количество электронных слоев.

И. Антышев

Обобщение – процесс, близкий систематизации, но проще его. Основание для обобщения должно быть существенное.

Пример. Помидор, яркокрасная морковь, перец. Ребенок может обобщить их так:

а) красные,

б) овощи,

в) их едят.

Нужно учить выделять существенные (б) признаки.

Е. Афанасьева

Характер обобщения зависит от возраста человека. Например, для детей дошкольного возраста характерно обобщение на основе одновременного участия предметов в той или иной житейской ситуации. Для успешного обобщения предметов должно быть немного (3-4), основание для обобщения – одно, могут быть использованы наводящие вопросы. С возрастом следует увеличивать количество обобщаемых элементов, предлагать есколько оснований для обобщения.

После изучения темы «Великая французская революция», в которой много дат и событий, ученикам было предложено составить поэтапную схему-свертку. После составления такой схемы ребятам стало легко ориентироваться в материале темы.

Н. Гвоздева

География. Каково общее свойство Бразилии, Аргентины, Чили?

А. Илюхин

Зоология. Рассматривая насекомых, необходимо учитывать разные их признаки, что позволяет выделить группы, классы и подклассы.

Обобщение тесно связано с группировкой (классификацией). Особенно четко это просматривается в биологии, которая не была бы возможна без данных мыслительных операций.

Е. Митькина

Выделить основания для обобщения следующих слов: человек, шимпанзе, горилла, гиббон, орангутан (положение тела при передвижении по земле, длина ног в процентах от длины туловища, развитие мозговой коробки по сравнению с лицевым отделом, строение мозга, развитие челюсти и др.)

К. Моторова

Литература. Сатирические рассказы Зощенко. Вначале выделить общие черты (особенности) этих рассказов. Затем провести вторичное обобщение, выделив цель, которой служат эти особенности.

И. Николаева

Физика. Четыре термина: вес, инерция, скорость, длина.

Одно слово лишнее. Остальные обобщить.

Т. Николаева

Обобщение по известному основанию. Какое животное в приведенном ряду не является млекопитающим?

Кит, волк, слон, тигр, дельфин, акула.

Н. Прищепа

Химия. Найти лишнее слово в ряду: натрий, кальций, алюминий, бром, актиний. Для остальных слов найти основание для обобщения.

М. Пушкарева

Детский сад. Уже здесь используются простейшие обобщения:

Стол, стул, диван, шкаф – …

Яблоко, ананас, банан – ….

Ю. Севастьянова

Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб, параллелограмм.

Одно слово лишнее, остальные надо обобщить.

М. Соловьева

Зоология. Определить, какая птица в этом ряду лишняя: воробей, синица, ласточка, ворона, голубь.

Каким свойством обладают остальные птицы этого ряда?

С. Турова

Поиск необычного основания для обобщения. Ясно, что яблоко, слива, груша – это фрукты.

Найти для этого ряда основание обобщения, которому не соответствует слива.

И. Чемоданова

Вся химия построена на обобщении элементов с одинаковыми свойствами. Поэтому задания на обобщения – неотъемлемая часть обучения химии.

Т. Шестакова

Обобщению должна предшествовать аналитическая деятельность. Например, на уроках литературы после изучения каждого произведения задаются вопросы по его содержанию, по содержанию статей учебника, вопросы на скрытый смысл; лишь после этого для обобщения полученных результатов дается задание написать сочинение.

Задания

1. Что вы считаете более важным – возможность обобщать по разным основаниям или выбор основания для обобщения в зависимости от конкретной ситуации?

2. Придумайте пример (на материале любого учебного предмета, для классного руководства или управления школой), где потребовалось бы применение обобщающей таблицы.

Вячеслав ЗАЙЦЕВ, научный руководитель межрегиональной экспериментально-технологической площадки «Преемственность»

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте