13 февраля 1934 г. затонул пароход “Челюскин”, получивший название в честь знаменитого русского полярного исследователя – путешественника С.И. Челюскина.
Семен Иванович Челюскин родился в 1700 г.Морской офицер.Он посвятил свою жизнь исследованию северо – восточных окраин Российской земли. 10 лет (1733 -1743 гг.) служил во 2-й Камчатской экспеди -ции, вошедшей в историю как “Великая Северная экспедиция”, в отрядах известных исследователей В.В.Прончищева, Х.П.Лаптева. Весной 1741 г. прошел пешком по суше западного побережья Таймыра, произвел его описание. Зимой 1741 – 42 г. проехал и описал северное побережье Таймыра, где выявил северную оконечность Азии.Это открытие было увековечено через 100 лет, в 1843 г. Северная оконечность Азии была названа мысом Челюскина.
Пароход “Челюскин” был построен в Дании в 1933 г., имел водоиэмещение 7500 т. В том же году с полярной экспедицией на борту был отправлен в рейс с целью пройти из Мурманска во Владивосток по Северному морскому пути за одну навигацию. Капитаном на корабле был опытный моряк – полярник В.И.Воронин. Этому походу придавалось большое значение в освоении Северного морского пути, простирающемуся от новоэемельских проливов до порта Провидение на 5600 км. Но продолжительная суровая зима в тех широтах и короткое полярное лето обусловливают тяжелую ледовую обстановку, в изучение которой следовало внести свой вклад снаряженной экспедиции.
Руководителем экспедиции был назначен полярный исследователь ученый Отто Юльевич Шмидт. Он в 1929 и 1930 гг. возглавлял уже экспедиции в Арктике. На ледокольном пароходе” Георгий Седов” они обследовали северо-восточную часть Карского моря, западные берега Северной земли, открыли ряд островов и основали на Земле Франца Иосифа первую научно-исследовательскую полярную станцию. В 1932 году руководимая им экспедиция на ледокольном пароходе “Сибиряков” впервые прошла за одну навигацию из Архангельска до Берингова пролива.
Экспедиция на “Челюскине” была хорошо подготовлена, насчитывала вместе с экипажем парохода 111 человек. До Берингова пролива все шло по плану. Ежедневно проводились наблюдения за перемещением льдов, атмосферные наблюдения, другие исследования. С большой землей поддерживалась устойчивая свяэь.
В Беринговом проливе пароход был затерт льдами и вынесен в Чукотское море. Усилия экипажа спасти пароход на плаву не увенчались успехом, раздавленный льдами 13 февраля он затонул. Участники экспедиции высадились на лед. Опытные полярники, они оборудовали ледовый лагерь со сносными условиями обитания и в ожидании помощи продолжали исследования.
Началась героическая эпопея спасения попавших в беду полярников. Вся страна следила за ее ходом. Была проделана огромная подготовительная работа по вызволению полярников из ледового плена воздушным путем. Подготовлены аэродромные площадки в условиях крайнего севера на Чукотском полуострове Магаданской области, перебазированы на них самолеты. Из опытных летчиков была сформирована эскадрилья. В ее состав вошли А.В Ляпидевский, Салеваневский, В.С.Молоков, Н.П.Каманин, М.С.Слепнев, М.В.Водопьянов, И.В.Доронин. Они в невероятно трудных условиях в марте – апреле совершили десятки вылетов на взлетно-посадочную ледовую полосу, подготовленную полярниками, и благополучно вывезли всех пленников, одних в Уэлен, других на мыс Ванкарем, где были оборудованы базы летчиков .Последняя партия была вывезена 13 апреля 1934 г.
Страна рукоплескала авиаторам. 20 апреля решением правительства все были первыми удостоены только что установленного почетного звания Героя Советского Союза.
Плавание “Челюскина”, а затем в 1934 г.парохода “Литке” подтвердило готовность Северного морского пути к совершению по нему грузовых рейсов, которые стали регулярными с 1935 года.
Геннадий ЗАБОЛОТСКИХ
Комментарии