search
main
0

Гете по-цветнопольски. Для патриотизма нет границ, особенно если он немецкого качества

Заслуженный учитель РФ Елизавета Егоровна ГРАФ, директор Цветнопольской средней школы, человек года Азовского национального района, победила в конкурсе «Лучшие имена немцев в России» вслед за певцом Эдуардом Хилем, артистом Георгием Штилем, спортсменом Михаилом Вебером. Впрочем, она считает, что ее победы – дело общее и ничего бы не было без любимой школы, которой она отдала без малого 30 лет и 3 года.

Букварь написали самиЯ родилась и выросла в немецком селе Новосибирской области, где до 90-х годов немецкая речь звучала и на улице, и дома, и в школе. Правда, дома говорили на диалекте, который ближе к голландскому, а вот немецкий литературный язык стал моей любовью. Наверное, потому, что преподавал его чудесный учитель – Альберт Воля. Мы даже создали своей театр, искали интересные пьесы, ставили перед земляками. Я всегда себя ощущала российской немкой и считала обязанностью сделать для своего народа все, что могу. Главная моя задача – сохранить язык в селе, в области, в стране.Именно поэтому я стала не артисткой, несмотря на увлечение театром, а учителем. С отличием окончила Омский государственный педагогический институт и попросилась в среднюю школу немецкого села Цветнополье. Здесь преподавала Эльза Обгольц, педагог-наставник, у которой я была на практике. Часто посещаю уроки немецкого языка по всей Сибири, но таких, как у Эльзы Петровны, не видела – каждый ее урок был открытием.В 1982 году приехала в Цветнополье. Поселили меня в стареньком саманном домике, приспособленном под учительское общежитие. Коллектив был удивительный – всегда поддерживали, помогали, понимали. С первых дней училась работать с полной отдачей. Плохо работать в нашей школе было невозможно – это значило подвести коллег, да и предыдущий директор задала высокую планку. Нам было интересно.В 1992 году был образован Азовский немецкий национальный район, и перед нами поставили важнейшую задачу – углубленное изучение немецкого языка как родного. Наша школа была одной из первых, взявшихся за ее решение. Но возникла проблема – учебники были старыми, последний раз выпускались в 70-х годах прошлого века, кроме того что сильно отставали от современности, оказались очень политизированы. Нам хотелось другого. Мы и прежде писали в Москву, ждали, когда нам сделают хотя бы букварь. Не дождавшись, взялись за дело сами. Инициативная группа учителей нашей школы, в которую входила и я, взялась за разработку авторской программы, потом учебников. В 1994 написали «Букварь» и «Вводный курс». Когда закончили комплект учебников для начальной школы, представили его на Премию Правительства РФ, и он был отмечен премией в области «Образование». Мест нетВ 1998 году я стала директором школы. Менять, собственно, было нечего, нужно было лишь продолжать и развивать традиции, которыми сильно Цветнополье.  Пожалуй, главная из них – любовь к труду. И главные люди, которые подают пример детям,  конечно, учителя. Работа не кончается после уроков. Сельский учитель трудится и по вечерам, и в выходные. Например, все знают, что у нашего учителя математики Виктора Васильевича Федосова в субботу нет уроков, но он в школе –  ждет тех, кому нужна помощь. К нему приходят не только нынешние ученики, но и бывшие – выпускники, ставшие студентами. Репетиторство у нас не в моде – мы все на виду, стыдно. У нас 17 педагогов, коллектив профессиональный и стабильный. Треть – выпускники нашей школы, учителя немецкого Ольга Шульц и Светлана Гаус – мои ученицы, чем горжусь.Сельский учитель вообще человек особый, а уж в условиях оптимизации и подавно. Городской возьмет параллель и готовится, как к одному уроку. А нашим педагогам приходится вести по несколько предметов сразу. Детей в школе теперь чуть больше двухсот. Когда я пришла, было почти в три раза больше. В советское время как-то принято было в семьях российских немцев рожать по 5 и больше детей, сейчас мои земляки «оевропеились»: 1-2 ребенка. Так что параллелей нет.Плохо, когда экономисты руководят образованием. Работал бы учитель со своим предметом спокойно, развивался, а не вынужден был метаться от одного к другому, готовиться ночами, уставать днями. А у нас еще и дополнительных занятий немало. Что я могу сделать, чтобы облегчить жизнь своих коллег? Стараюсь поощрять, организовывать оздоровление. И работать. Девизом в моей директорской работе служат слова писателя Чака Паланика: «Если вы сами начнете вести себя как профессионал, то все вокруг совершенно точно проявят куда больше желания сотрудничать».У нас по-прежнему развито наставничество, учимся беспрерывно, сотрудничаем с областным Институтом образования. И я, и мои коллеги делимся опытом, проводим мастер-классы по всей России. Стараемся готовить себе смену, «ведем» выпускников, поступивших в Омский государственный педагогический университет, – у нас несколько общих языковых проектов. Пропитавшись нашим школьным духом, они станут такими же хорошими учителями. Цветнопольцы – первые!Наши ребята успешно сдают единый госэкзамен и стопроцентно поступают в вузы и колледжи. Ведем работу с одаренными ребятами. Дети каждый год становятся призерами областной научно-практической конференции «Поиск», проектов, олимпиад разного уровня, в том числе и всероссийских. Со всей области ежегодно съезжаются к нам школьники на областную олимпиаду по немецкому языку и истории российских немцев. Давно и тесно сотрудничаем с Международным союзом немецкой культуры и Институтом имени Гете. При этом наши дети умеют работать не только за партой. У нас огромная территория, стадион, проектно-опытнический участок. Продукция, выращенная руками ребят, позволяет снизить стоимость питания в школьной столовой, сделать его более витаминизированным.Здание школы старое, построено почти 60 лет назад. Мы все – и учителя, и дети, и родители – стараемся поддерживать его в аккуратном состоянии, украшать. Школа с весны до осени утопает в цветах, потому что любовь к ней – еще одна важная традиция в Цветнополье. Через каждые пять лет собираются выпускники. Представляете, даже те, которые окончили школу первыми! Все уже глубокие пенсионеры, раскиданы по всему миру – многие живут в Эстонии, Германии, но слетаются, чтобы увидеть друг друга и школу. И все стараются как-то помочь.Я думаю, забота о детях – еще одна школьная традиция – не забывается. Именно поэтому мы уделяем большое внимание здоровью ребят. Причем стараемся совмещать оздоровление с развитием, поэтому наши дети отправляются в молодежный лингвистический лагерь в Германии, в Подмосковье, в Омской области. Очень серьезно ведутся занятия физической культурой и спортом. Учитель физкультуры Александр Эккерт, тоже, кстати, выпускник нашей школы, работает с 1981 года. У Александра Эвертовича позиция  – цветнопольцы должны быть первыми во всем. Поэтому конкурсы, соревнования, состязания любого уровня мимо нас не проходят, и отовсюду мы привозим призовые места. Между прочим, очень любим лапту – исконно русскую игру.Меня часто спрашивают, много ли наших ребят уезжают в Германию и правильно ли то, что показываем нашим сельским детям другую жизнь? Уезжают, тем более что у многих там родственники и устроиться проще, чем в Омске. Но всегда возвращаются – навсегда или на время, реально или мысленно. Мы российские немцы, наша Родина  здесь, своей работой и своим примером мы доказываем это нашим детям. Омская областьФото автораСлагаемые успеха от Елизаветы Граф    Директор школы не столько начальник, сколько лидер, главная задача которого –  повести за собой.    Творчество  – основа педагогического труда.    Не надо бояться ставить перед собой и коллективом высокие цели.    Не замыкать жизнь школой. Мы ведь работаем для общества, для будущего.    Дорожить традициями, продолжать их, создавать новые – задача школы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте