Фронтовой путь 22-летний лейтенант Георгий Артурович БАЕВСКИЙ начал в апреле 1943 г. на 3-м Украинском фронте в знаменитом 5-м гвардейском истребительном авиаполку. В его составе прошел Великую Отечественную, совершил 252 боевых вылета, участвовал в 50 воздушных боях, стал асом, сбив 19 самолетов врага. В феврале 1944 г. штурманом эскадрильи удостоен звания Героя Советского Союза. После войны – учеба в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, служба в авиации. После окончания Военной академии Генштаба в 1962-м в Научно-испытательном институте ВВС освоил более 70 типов крылатых машин. Затем вновь “Жуковка”, заместитель начальника кафедры.
Слово заслуженному военному летчику СССР генерал-майору авиации в отставке Георгию Баевскому.
– Георгий Артурович, ваш боевой путь подсказывает: героические полки рождают асов с мировыми именами?
– А как еще? По числу сбитых немецких самолетов (739) наш 5-й гвардейский истребительный авиационный Берлинский Краснознаменный ордена Богдана Хмельницкого полк – результативнейший в советских ВВС. В его рядах воевали 27 Героев Советского Союза, в том числе Виталий Попков (41 сбитый самолет лично и 1 в группе), Василий Зайцев (34 плюс 19 в группе), которые удостоились этого звания дважды. Мы умели побеждать самого сильного противника. Этому способствовала боевая, творческая атмосфера в полку.
– Вы сразу нашли место в боевом строю?
– Я из числа “везунчиков”. В апреле 1943-го в числе двух инструкторов Серпуховской военной авиашколы, которую в окончил в 1941-м, прибыл на стажировку в 5-й гвардейский. Меня назначили в эскадрилью Героя Советского Союза Ивана Лавейкина.
Однажды комполка Василий Александрович Зайцев, вскоре ставший дважды Героем Советского Союза, поручил уже тогда известному асу Виталию Попкову и мне провести показательный бой для танкистов, которых прикрывал полк. Дрался я с Виталием, как “артист” – такое доброе определение мне дали летчики-фронтовики. Зайцеву бой понравился, он объявил нам благодарность, а меня вскоре выпустил в боевое небо. За месяц стажировки я провел ряд успешных боевых вылетов, одержал первую победу в воздухе, стал вместе со вторым летчиком-инструктором Евгением Яременко в строй к “старикам”, как тогда говорили.
Пилотам полка не захотелось, как потом нам говорили, отпускать нас. Всеми правдами и неправдами они выцыганили нас из училища и вырастили… двух Героев Советского Союза. Словом, асом становится тот, кто хочет им стать.
– И Героем?
– И Героем тоже. Без мужества, самоотверженности невозможно стать асом, как добиться победы над врагом без взаимовыручки, товарищества. К слову, ваш покорный слуга остался жив благодаря тому, что недюжинное мужество проявил мой ведомый гвардии лейтенант Петр Кальсин. 12 декабря 1943-го мы вылетели на свободную “охоту”. Вскоре в низкой облачности чуть правее по курсу мелькнул двухфюзеляжный силуэт немецкого корректировщика-разведчика. Атакую. Мы открываем огонь одновременно. “Рама” врезается в землю. Поврежден и мой самолет. Прыгать? Рядом фашистский аэродром, и высоты уже нет. Передаю: “Петя, я подбит, сажусь, прикрывай!”
Сел “на живот”. Вот здесь и проявил чудеса героизма Петр Кальсин. Со второго захода ему удалось посадить самолет на ограниченно годную, покрытую снегом площадку вблизи фашистского аэродрома. Подбегаю. Мгновение – я у него за спиной. С первого раза взлететь не сумели. Мне пришлось вылезать и разворачивать самолет в сторону от врага. Взлет был страшный и восторженный одновременно!
– А усложняющаяся авиатехника не умаляет роль летчика?
– Она возрастает. Чтобы успешно пилотировать все более сложные самолеты, обязательны и природные способности, и настойчивость, и совершенствование мастерства.
– Как проявляются преимущества новой техники в боевой обстановке?
– Ждете наглядных примеров? Весной 1971-го авиационный отряд, который я возглавлял, применил в боевой обстановке новейший тогда самолет МиГ-25. Его дальнейшее развитие – МиГ-31 является основным истребителем авиации противовоздушной обороны и слывет сильнейшим авиационным комплексом мира.
В июне 1967-го Израиль захватил обширные территории арабских государств – Синайский полуостров и сектор Газа (Египет), Голанские высоты (Сирия), территорию западнее реки Иордан. Советский Союз по просьбе президента Насера оказывает Египту военную помощь. Там размещаются советские зенитные ракетные комплексы и авиационные истребительные части. Советники из СССР участвуют в разработке операции по освобождению захваченных территорий. Требовалось глубоко изучить созданную израильтянами оборону. Эту задачу возложили на специальный разведывательный отряд, оснащенный новейшими на тот момент МиГ-25.
Самолет тогда еще официально не был принят на вооружение, но в многочисленных полетах показывал блестящие результаты. МиГ-25 обладал уникальными летными данными, был способен в кратчайшее время набирать высоту более 20.000 метров и выполнять полет с рекордной крейсерской скоростью 3.000 км в час. Реализация этих данных существенно повышала внезапность действий и прежде всего являлась основным способом защиты не имеющего оборонительного вооружения разведчика от истребителей противника и его зенитных средств.
В марте 1971-го 4 МиГ-25 скрытно доставили в Египет. Основная нагрузка при боевых вылетах легла на летчиков-испытателей НИИ ВВС полковников Александра Бежевца (он первым начал испытания МиГ-25 в СССР) и Николая Стогова. Чуть позже они оба за мужество и героизм при испытании нового самолета удостоились звания Героя Советского Союза. Вылетали на боевые задания и летчики разведывательного полка Московского военного округа, прибывшие в Египет в составе отряда.
Удивляло блестящее качество снимков. Четко просматривались опорные пункты, ДОТы, вкопанные в землю танки, сеть коммуникаций, автомашины и группы людей. Аппаратура радиотехнической разведки помогала вскрыть РЛС ПВО, зенитные позиции, аэродромы и другие объекты.
– Как на это реагировала израильская авиация?
– Они не могли набрать нужную высоту и занять позицию для атаки. Были тщетны и усилия расчетов ЗРК “Хок”. На индикаторах кругового обзора локаторов можно было наблюдать, как МиГ-25 уходили от преследователей. Они шли выше зон досягаемости истребителей и ЗРК противника.
– То есть техника полностью решает судьбу успеха?
– Я бы уточнил: решает реализация возможностей техники. Сегодня эта аксиома становится более актуальной, причем на целый порядок. Если проигрываешь противнику по многим параметрам, как это показала агрессия США и НАТО в Югославии, то тебя могут сбивать на взлете, еще задолго до вступления в бой. Устаревшим МиГ-21 было тяжело тягаться с новейшими модификациями F-15 “Игл” и F-16 “Файтинг Фолкон”, с самолетами-невидимками F-117 “Найтхок”, наводимыми с современных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения Е-2С “Хоккай”.
Поэтому я с болью воспринимаю информацию, что в Военно-воздушные силы России сегодня практически не поступает новая авиатехника, что они начинают сдавать позиции.
– Не слишком ли вы резки?
– Авиация показала свою жизнестойкость, крайнюю необходимость в решении важнейших вопросов войны и мира. Последние военные операции ХХ века и XXI (“Возмездие” в Афганистане) со всей очевидностью показывают, что авиация, безусловно, выходит на передовые позиции в сфере обороны, ее роль продолжает возрастать, без нее никакое государство не сможет вести самостоятельную политику.
Мы видим, что после Второй мировой войны ВВС применялись в каждом военном конфликте, в каждой локальной войне. Несмотря на наличие ракет, другой современной техники, авиация всегда начинала боевые действия, и она же их заканчивала. Например, война в Персидском заливе: почти полтора месяца боевые действия велись только авиацией, с использованием ВВС многих государств, прежде всего США, Англии, Германии, Франции. По Ираку были нанесены 7 массированных ударов с воздуха, которые решили все. Сухопутные войска применялись лишь последние 100 часов. Полтора месяца и 100 часов – это несопоставимо. В ходе агрессии НАТО против Югославии события развивались несколько иначе, но суть осталась та же. Все решали боевые самолеты. Примерно такая же картина в Афганистане – государство Талибан прекратило существование после массированных ударов авиации.
Авиация прорвалась в космос, однако подчеркну, сегодня там орудуют одни американцы. А мы? Разве можно вполголоса говорить об этом. Нет. Об этом нужно кричать, бить в набат.
Радует одно: у высшего политического и военного руководства страны есть понимание того, что так дальше продолжаться не может. О недопустимости низкого налета наших летчиков неоднократно с озабоченностью говорил Президент России. Надеюсь, начало перевооружения нашей армии, в том числе и ВВС, не за горами. Первый шаг сделан. Президент утвердил Государственную программу вооружения до 2010 г. В ней предусматривается и создание российского многофункционального боевого самолета пятого поколения. Нужно только поспешить. Задел, который есть у ОКБ “Сухой”, компании “МиГ”, не должен быть утрачен. Американские и западноевропейские фирмы идут вперед семимильными шагами, не оказаться бы нам у разбитого корыта.
Давно пришло время активных действий, а не только разговоров!
– А какая роль в этом отводится молодежи?
– Как всегда, важнейшая. Без молодежи нет авиации. Вспомните наших асов! Свои победы они одерживали тогда, когда им было 20-30 лет. И потом, молодым идти дальше. Образно говоря, они должны подставить плечо под крыло самолета, иначе ничего путного не получится.
Более четверти века я работаю в знаменитой “Жуковке”. С 1 января 2003 г. она вновь носит название Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского (была Военным авиационным техническим университетом – Прим. авт.). В ней проходит подготовка и переподготовка инженеров для ВВС. Это научный центр по разработке проблем авиатехники, ее эксплуатации и боевого применения. Он таковым сохранится только тогда, когда на смену людям, получившим подготовку еще во времена СССР, придут молодые профессионалы.
– Бросаете клич: все за парты “Жуковки”!
– Почему бы и нет. Я патриот этого престижнейшего вуза России. Академия хорошо известна во всем мире, полученное здесь образование очень высоко ценится в ведущих авиационных странах. Уровень преподавания и сейчас, несмотря на существующие трудности, традиционно высок. Молодых людей с дипломом “Жуковки”, не сомневаюсь, ждет интересное будущее.
Беседу вел
Анатолий ДОКУЧАЕВ
Комментарии