search
main
0

Герой боевика в новом ракурсе

Недавно в Доме-музее А.И. Герцена, что на улице Сивцев Вражек, состоялся вечер журнала «Историк и Художник». Этот журнал, посвященный проблеме взаимоотношений исторической науки и художественного творчества, быстро набирает популярность. Свидетельство тому – переполненный зал, так и не вместивший всех желающих. Несколько рядов стульев пришлось поставить за пределами зала. Какие замечания сделал Лев Толстой автору картины «Боярыня Морозова»? Какое желание Старухи «убрал» Пушкин, перерабатывая сюжет из сборника братьев Гримм в «Сказку о рыбаке и рыбке»? Какое «добавление» внес художник Верещагин в статью американского журналиста? Ни один из вопросов викторины, на которой разыгрывался очередной номер журнала, не остался без ответа.

В очередном номере журнала (№1, 2005 год) хочется отметить статью Ирины Врубель и Александра Савушкина «Меровинги – первые французские короли». Это попытка проникнуть в тайну личности каждого из древних французских королей по портретам художника XVII века Николая Далармессена, сопоставить изображения с реальными фактами их биографий.

Статья «Подпоручик Киже как эмблема бюрократической России» Николая Поселягина посвящена известной повести Юрия Тынянова. Интересен анализ художественных приемов, которые помогли Тынянову точно воспроизвести характер императора Павла I и его эпохи, сопоставить эпоху Павла с современной Тынянову советской действительностью.

«Высокая словесность принадлежит одновременно настоящему и вневременному, отражая и движение времени, и тоску по абсолюту. В этом смысле «зеркалом», отражающим лик мира сего «здесь и сейчас», является именно и в первую очередь литература массовая, рожденная «массами» и разговаривающая с ними же на общем языке», – так считает доктор филологических наук Нина Ищук-Фадеева. Ее статья о ценности массовой литературы для историка предваряет исследование творчества Александры Марининой «Стереотипman поневоле: языковая игра или иллюзия независимого бытия», авторами которого являются филологи Ирина Гладилина и Елена Усовик.

Другое исследование «формульных» жанров – статья Натальи Самутиной «Бумер»: приключения жанра на российских дорогах». Это статья об отечественном кино, пережившем, по мнению автора, в последнее десятилетие колоссальный культурный слом и мучительно решающем проблему поиска новой социальной реальности. К чему приводит «наполнение» заимствованной формы «местным» содержанием? Какой из популярных ныне киножанров наиболее хорошо отражает особенности нынешней российской действительности? Читателю предоставляется возможность поразмышлять над этими вопросами вместе с автором.

Известно, что далеко не все нынешние подростки с удовольствием читают «серьезную», классическую литературу. Журнал поможет юным любителям «формульных» жанров посмотреть на героев боевиков с новой стороны, даст пищу для полезных размышлений.

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте