Приоритет в этом году невольно был отдан австро-германской музыкальной школе: Бетховену, что естественно, а также Моцарту, Шуберту, Штраусу и Брамсу. Но особый эмоциональный отклик у зрителей, посетивших концерты, вызвали произведения Чайковского, Сен-Санса и Шопена.
Стартовав впервые в 2009 году, фестиваль прошел в двенадцатый раз, сохранив статус одного из ведущих и любимых публикой музыкальных смотров не только в столице, но и далеко за ее пределами. В этом году фестиваль не только открыл новый филармонический сезон в Москве, но и стал первым полномасштабным концертным проектом, который стартовал после почти полугодовых ограничений на проведение культурно-массовых мероприятий в связи с COVID-19.
Фестиваль в этом году положил начало и юбилейным торжествам по случаю тридцатилетия Российского национального оркестра, основателем, художественным руководителем и главным дирижером которого является Михаил Плетнев. За время фестиваля маэстро появился перед публикой четыре раза: два – в качестве солиста, два – в качестве дирижера.
Программа открытия фестиваля была посвящена 250‑летию со дня рождения Бетховена. За дирижерский пульт в тот вечер встал Василий Петренко. Открывала программу вечера увертюра «Кориолан», сыгранная оркестром героически и масштабно.
В Третьем фортепианном концерте Бетховена солировал Михаил Плетнев, чьи интерпретации творческого наследия именно венского классика снискали особенную любовь и уважение зрителей по всему миру. Проникнуть в глубины музыки, услышать такое умное и чувственное исполнение Бетховена – настоящий подарок. Плетнев не только солировал, но и по-хозяйски «управлял» оркестром, помогая дирижеру добиться блестящего результата. На бис маэстро вновь исполнил любимого Бетховена: знаменитую вторую часть из восьмой фортепианной сонаты.
Четвертая симфония Брамса, сыгранная во втором отделении, была исполнена с некоторой опаской, немного холодно и как-то боязливо. Видимо, оркестру и дирижеру Василию Петренко не удалось переключиться на брамсовскую волну после канонически исполненного Бетховена. Но тем приятнее было услышать знакомое и ласковое «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Грига на бис.
Второй фестивальный вечер был посвящен музыке Сен-Санса и Брамса. Среди действующих лиц поменялся только дирижер – им стал Михаил Татарников.
Первое отделение открылось знаменитой на весь мир симфонической поэмой «Пляска смерти» Сен-Санса, мировая премьера которой состоялась 24 января 1875 года в Париже. Скрипичное соло, символизирующее смерть, блестяще и самоотверженно исполнила Татьяна Поршнева. Как показалось, дирижер выбрал замедленные темпы исполнения, но благодаря этому аккомпанемент скрипки получил преимущество.
Как и в первый вечер, публика с нетерпением ждала Михаила Плетнева, который солировал в самом популярном и наиболее исполняемым из всех пяти фортепианных концертов Сен-Санса – Концерте №2. Композитор создал свой опус в 1868 году за считанные 17 дней, а формальным поводом послужила мысль провести концерт с Антоном Рубинштейном. Правда, в качестве дирижера должен был выступить Рубинштейн, а Сен-Санс – в качестве солиста. До этого дирижировал всегда Сен-Санс, а Рубинштейн солировал.
По мысли композитора, соло в концерте сродни роли в драматическом спектакле. Михаил Плетнев представил свою роль максимально четко, драматически и интересно. Это было прикосновение к великому искусству: какой возник баланс между пианистом и оркестром, какая игра, какой азарт!
Кульминацией всего вечера и, возможно, всего фестиваля стал бис от Михаила Васильевича: им была исполнена прелюдия до-диез минор Шопена. Зрительный зал испытал целительное очищение музыкой за пять необыкновенных минут. Такие мгновения и минуты запоминаются на всю жизнь.
Вторая симфония Брамса, все же более бедная по музыкальному языку, чем его же Четвертая, была исполнена энергично, на одном дыхании, в одном-единственном порыве. Михаилу Татарникову и оркестру удалось создать положительное настроение, поймать нужную волну, изобразив солнечный колорит и яркость музыки, зарядив зрительный зал энергией и оптимизмом.
В четвертый день фестиваля программу составили симфонические произведения Чайковского и Бизе – Щедрина. К сожалению, по объективным причинам этот концерт удалось посмотреть только в прямой трансляции на сайте meloman.ru. Радует, что руководство Московской филармонии понимает важность развития онлайн-версии концертов, делая их более доступными для зрителей всего мира.
Михаил Плетнев любит открывать для публики не самую популярную музыку знаменитых композиторов. Третья оркестровая сюита Чайковского исполняется крайне редко, ее часто упрекают в отсутствии драматургии и цельности. Однако по значительности художественного замысла и масштабу отдельных частей она близка к симфониям композитора, что и было продемонстрировано в тот вечер.
С каким вкусом, как тонко Михаил Плетнев интерпретировал Чайковского, какой силы, глубины и в то же время легкости и пронзительности достигал оркестр при исполнении! Дирижер и оркестр подняли незаслуженно забытую музыку русского классика до уровня знаменитых симфоний композитора. После такого тонкого и яркого исполнения ничего другого слушать и не хочется, на этом концерт можно смело заканчивать. Но была еще знаменитая «Кармен-сюита» Бизе – Щедрина, сыгранная добротно и качественно, но уступая Третьей сюите Чайковского по драматургии, убедительности и силе эмоционального воздействия.
Одна из любимых традиций РНО – исполнение на своем фестивале опер или вокально-инструментальных произведений. Вспоминается первый фестиваль, который тогда проходил на Новой сцене Большого театра, в 2009 году исполняли «Волшебную флейту» Моцарта. В разные годы на фестивале звучали масштабные произведения – от Девятой симфонии Бетховена до «Майской ночи» Римского-Корсакова.
В этом году фестиваль завершился в знаковый день – Международный день музыки (1 октября) – Большой мессой до минор Моцарта. В исполнении помимо оркестра приняли участие солисты Венера Гимадиева, Юлия Лежнева, Алексей Курсанов, Игорь Коростылев, а также Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А.Юрлова (художественный руководитель Геннадий Дмитряк). За дирижерский пульт вновь встал Михаил Плетнев.
Моцартовская Большая месса – произведение колоссального воздействия. По своей глубине и драматизму она может сравниться лишь с Реквиемом знаменитого австрийца и представляет собой яркий образец прочтения литургической латинской службы. Еще одно обстоятельство роднит оба произведения: Моцарт так их и не завершил, создав почву для различных версий и трактовок.
Вечер духовной музыки Моцарта оказался блестящим завершением всего фестивального цикла этого года, а само исполнение – проникновенным, убедительным, психологичным. Маэстро Плетнев раскрыл внутренние противоречия сложной партитуры, уверенно вел католическое действо с неповторимым моцартовским звучанием.
Фестиваль завершился. Впереди у оркестра много планов: гастроли, концерты, поездки, репетиции. Встречи с классической музыкой наполняют сердце зрителей любовью, а душу – добротой. И не случайно, видимо, на одном из концертов кто-то крикнул Михаилу Васильевичу:
– Мы вас любим!
Хочется, чтобы концерты играли, симфонии исполняли, а встречи с классическим происходили искусством при любом раскладе.
Дмитрий ПАРНОВ, Ирина ШЫМЧАК (фото)
Комментарии