Тема театральной педагогики в последнее время становится все актуальнее, особенно в системе дополнительного образования, где к ней обращаются чаще всего. Ведь можно сказать, что школьный театр – пространство, объединяющее детей и взрослых.
В этом пространстве задачами, стоящими перед театральной педагогикой, стали социальная адаптация ребенка, развитие его психологического и эмоционального интеллекта, художественно-эстетических способностей.
Школьный театр призван развивать индивидуальность, показывать неповторимость личности ребенка. Он прошлое, настоящее и будущее время в жизни людей. Древние греки – создатели театра – называли его школой жизни. Именно с театральных подмостков люди слышали извечные вопросы, быть или не быть, кто мы, зачем живем на земле, в чем смысл жизни. Через театр ребенок приобщается к общечеловеческой культуре, к нравственным ценностям своего народа.
Еще более двух с половиной тысяч лет назад великие драматурги прошлого обращались к теме любви к Родине и ее защиты. Она стала ключевой и во время создания школьного театра при музее «Память поколений».
Тема защиты Отечества одна из самых благодатных для раскрытия творческого потенциала. Условия, в которые попадает человек, требуют от него концентрации всех своих сил, в том числе нравственных. Большое достижение, когда ребенок может это сопережить и осознать. Значит, он понимает другое поколение, значит, та связь, на которой держится мир, не порвется. Быть может, в этом и заключаются настоящая любовь к Родине, настоящий патриотизм. И если детям удается это прочувствовать, школьный театр существует не зря.
За 11 лет работы театра поставлено 17 спектаклей. Началось все со спектакля по повести Бориса Васильева «Завтра была война». Затем «А зори здесь тихие», «Небесные соколы», «Юнги Северного флота», «Доктор Вера», «Дом, в котором мы живем», «Василий Теркин», «Баллада о солдате» и другие. При подготовке специально выбираются произведения, главные герои которых почти ровесники наших ребят. Так юным актерам удается еще глубже вживаться в образы.
Наш театр называется «Фронтовая бригада». О фронтовых детско-юношеских буднях рассказывалось в спектакле «Агитвзвод». По статьям фронтовых корреспондентов была поставлена пьеса «Родом из войны», которая из-за пандемии стала аудиоспектаклем. Младшее поколение активно вживалось в роли в спектакле «Тимур и его команда».
Особое значение школьных спектаклей в том, что они носят воспитательно-просветительский характер. Чтобы участвовать в спектакле, играть ту или иную роль, ребятам приходится много смотреть, читать материалы, связанные с темой спектаклей, их персонажами. Особенно ценно, когда ученики включаются в работу над постановкой и становятся ее полноправными соавторами.
Ценный опыт дают и встречи с ветеранами, которые неизменно становятся нашими первыми зрителями. Юные артисты всегда учитывают их жизненный опыт, замечания, комментарии и советы. И это помогает сделать спектакль глубже и правдоподобнее.
Каждый год к нам приходят новые артисты. Но и выпускники порой не покидают театр, новоиспеченные студенты часто играют в наших спектаклях, занимаясь полюбившимся им делом. И в этом тоже проявляется патриотизм. Ведь он не только в сыгранных образах солдат Отечества, но и в любви к своей школе, к своему коллективу, в желании сделать для малой родины что-то хорошее, сделать ее лучше, поделиться своим мастерством.
Школьный театр – место, где каждый может стать тем, кем он хочет, прожить чью-то жизнь и научиться быть собой, найти друзей, раскрыть свой творческий потенциал и с полной отдачей заниматься любимым делом. Вполне возможно, оно когда-нибудь превратится в полноценную профессию, первый шаг к которой был сделан именно в школе.
Ольга КОЧЕТКОВА, учитель, руководитель школьного театра «Фронтовая бригада» школы №1315
Комментарии