В рамках пресс-конференции «Герои нашего детства: во что играют российские дети» состоялась экспертная дискуссия, основной задачей которой стало выявление ключевых точек развития отрасли игры и игрушек, определения ее роли и значения, а также актуальных запросов общества и вектора взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Антонина Цицулина: «Производство национальной игрушки в России должно быть отнесено к стратегическим задачам»
Член Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, президент АИДТ Антонина Цицулина отметила: «Первый в истории международный День игры, который будет отмечаться ежегодно, начиная с 11 июня 2024 года знаменует собой очень важную веху в усилиях по сохранению и популяризации игр. Задача всех причастных к игре: авторов, дизайнеров, производителей, научно-педагогического сообщества, профильных министерств и ведомств сделать все возможное, чтобы дети могли использовать огромный потенциал игры. Производство национальной игрушки в России должно быть отнесено к стратегическим задачам в рамках реализации национальных проектов в сфере детства».
Следует отметить, что ранее конвенция ООН о правах ребенка закрепила игру, как основное право каждого ребенка согласно статье 31, в которой описано, как важна игра в образовании, в общественной жизни, в семье. В России важность игры и игрушек отражена в федеральной образовательной программе дошкольного образования.
Впервые на пресс-конференции ТАСС, приуроченной к международному Дню игры, приняли участие отечественные игрушки: от ретроспективных персонажей до игрушек до героев сегодняшнего дня. В честь праздника каждый спикер представил свою любимую игрушку.
«Организаторы пресс-конференции попросили участников быть со своими любимыми игрушками. Со мной — Золотой медвежонок, которым мы традиционно награждаем лучших отечественных производителей товаров, включая игры и игрушки, для детей. Такие теплые, добрые и родные игрушки обязательно должны окружать наших детей и стимулировать отечественных производителей. В том числе от того, какими игрушками и в какие игры будут играть наши дети, зависит будущее страны», — рассказала Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
Как отметила Президент РАО Ольга Васильева, цифровизация всех сфер жизни стала реальностью, и значительная часть времени современных детей и взрослых проходит в виртуальной среде, что, в свою очередь, стимулирует развитие новых игровых и образовательных практик. «Развитие этой сферы не может происходить бесконтрольно, оно должно быть обеспечено научной оценкой: действительно ли технологии, которые применяются в современных играх и игрушках, работают во благо наших детей. Нам, в первую очередь, необходимо понимать, что это безопасно для ребенка. Сделать это без обращения к науке невозможно. Поэтому ученые Российской академии образования, как ведущей профильной организации, принимают участие в этой работе, заботясь о подрастающем поколении, его безопасности и развитии», – сказала Ольга Васильева.
Директор Центра креативной экономики Агентства стратегических инициатив Екатерина Черкес-заде рассказала о важности игрушек в формировании будущих вкусов и предпочтений ребенка. «Дети, играя в определенные игры и игрушки, формируют образ жизни и отношение к стране-производителю. Ту музыку, которую они слушают, те вещи, которые они носят и вообще все то, что они считают модным интересным, спустя время сформирует определенные паттерны. Наша задача — начать формулировать совсем новые паттерны, контент, анимацию, игры для того, чтобы мировая аудитория детей стала воспринимать Россию как интересную страну, как модную страну, как современную страну», – сказала Екатерина Черкес-заде.
Она отметила, что такая популяризация национальных ценностей позволит привлекать туристов и студентов, которые будут инвестировать в страну. «Такая же интересная задача сейчас стоит у наших коллег из хабаровской студии «Мечталет». Они стали делать потрясающую анимацию, востребованную в азиатских странах. Следующим шагом стоит не просто попадание в культурный код, но и возможность транслировать свои культурные ценности через подобного рода проекты», – пояснила спикер.
Продюсер настольной игры «Мезень» ГК «Мир хобби» Владимир Грачев подчеркнул, что именно уникальность культурного национальный кода легла в основу создания популярной настольной игры «Мезень». «Когда мы начали работать над игрой «Мезень» нам хотелось создать продукт, который был бы по-настоящему «наш» и по-настоящему уникальный. Я сам родом из Архангельска и поэтому мне всегда хотелось сделать что-то для своего родного региона в культурном плане. Сейчас я очень горд, что наша игра «Мезень», которую мы создали, основываясь на мезенской росписи – народном промысле региона, это продукт, который сегодня стоит в каждом сувенирном магазине. Игра уже локализуется по всему миру, продвигая нашу культуру. Наши иностранные партнеры отмечают, что привлекательность игры именно в том, что она ни на что не похожа, ведь нигде нет таких промыслов, такого искусства. Весь смысл креативной индустрии – дать миру то, чего у него раньше не было!» – пояснил Владимир Грачев.
Писатель, сценарист и продюсер Олег Рой акцентировал внимание на том, что современное детское пространство нуждается в новых подходах, и поэтому важно создавать и развивать такие игры и комиксы, которые бы внедрили в детей интерес к национальным русским супергероям. Ведь использование традиционных сказочных персонажей, таких как Баба Яга или Леший, помогает не только разнообразить игровой опыт детей, но и способствует познанию природы и осознанию добра и зла. По мнению эксперта не стоит забывать о ценности народных традиций и символов, внедряя их в современную культуру и создавая новые формы для развлечения и обучения для детей, в том числе, с учетом современных тенденций и технологий.
ИГРЫ С НАУКОЙ
Президент РАО Ольга Васильева обратила внимание на то, что российская отрасль игр и игрушек пережила тяжелые десятилетия из-за обилия китайских товаров на рынке. Она отметила, что именно сейчас происходит поворот в правильную сторону. «Российские игрушки начинают завоевывать свои позиции. Особенно радует то, что этот процесс происходит в Год семьи, что дает надежду на появление еще большего количества российских игрушек на прилавках магазинов», – резюмировала эксперт.
Член-корреспондент РАО, доктор педагогических и психологических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ Александр Савенков рассказал о важности культурного суверенитета в области «игрушечного» наследия России. Он отметил, что сегодня педагоги и психологи обрели признание у производителей игрушек, что открывает новые перспективы для использования игрушек в образовательных целях.
«Игрушки находят самое мощное применение не только в детских садах, но и в профессиональном образовании, где с их помощью обучаются летчики, моряки, водители, крановщики и другие специалисты, работающие с крупными и сложными машинами. Игровые симуляторы позволяют им познавать и оттачивать свои навыки в безопасной и контролируемой среде, что повышает эффективность обучения и снижает риски ошибок в реальной жизни. Таким образом, развитие игрушечной индустрии и использование игрушек в образовательных целях играет важную роль в формировании профессиональных навыков и компетенций специалистов различных отраслей экономики, способствуя повышению качества образования и подготовки кадров в России», – сказал Александр Савенков.
Профессор Академии им. Строганова Вероника Барышева, отметила важность российского дизайна игрушек, который всегда ориентирован на развитие ребенка. Она подчеркнула, что Академия всегда уделяет внимание игрушкам и ведет плотное взаимодействие с производителями. Особое внимание уделяется модульной игрушке, которая не только развивает интеллектуальные способности детей, но и способствует их спортивному и эмоциональному развитию. Профессор также акцентировала важность ответственности как у педагогов, так и у дизайнеров за то, какие навыки и качества формируются у детей благодаря игрушкам, которые они создают.
Заведующая Художественно-педагогическим музеем игрушки имени Н.Д. Бартрама Сергиево-Посадского института игрушки Алина Семенова считает, что роль музея не только сохранить, но и популяризировать игрушку: «В нашем музее хранятся как старинные, так и современные игрушки, всего их около 170 000. Среди них советская промышленная игрушка, народная игрушка, русская и зарубежная дореволюционная игрушка. Музей проводит образовательные программы для детей, где мы изучаем наши коллекции и переосмысливаем значимость игрушек в современном контексте».
ИГРЫ И ИГРУШКИ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Глава Комитета СФ отметила Лилия Гумерова отметила важность отражения вопросов индустрии детских товаров и в региональной повестке. «Неслучайно сегодня субъектами ведется кропотливая работа, подписание соглашений с ассоциацией индустрии детских товаров, формируются дорожные карты, чтобы каждый регион очень четко выстроил это направление в своей региональной повестке, чтобы отечественные производители чувствовали поддержку. И чтобы региональные меры поддержки тоже играли на благо качества и безопасности товаров для детей», – пояснила сенатор.
Говоря о региональной повестке, участники конференции отметили, что благодаря инициативе Главы Республики Башкортостан Радия Хабарова был проведен первый всероссийский фестиваль, посвященный игре и игрушке «Айда играть» в Уфе. Более 250 тысяч человек посетили площадки фестиваля, которые на четыре дня превратились в уникальную территорию детства, где различные игры и мастер-классы, разгуливали ростовые куклы и герои ретроспективных и совранных мультфильмов.
Все дни мероприятия также проходил один из этапов премии «Золотой медвежонок» – интерактивный конкурс «Выбор детей», где каждый ребенок мог выступить в роли эксперта, поиграть, протестировать и выбрать лучшую игрушку. «Плод сотрудничества с АИДТ – это и кураторство компаний республики, и поддержка их профессиональной репутации, а также поступательное развитие российской отрасли игр и игрушек. Президент Российской Федерации Владимир Путин поручил регионам работать над сохранением и укреплением традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Совместно с АИДТ мы провели большой Всероссийский фестиваль «Айда играть». Проведение такого мероприятия и его поддержка очень важны для развития отраслей промышленности, имеющих особое социально-экономическое значение», – рассказал вице-премьер Правительства Республики Башкортостан – министр промышленности, энергетики и инноваций Александр Шельдяев.
Антонина Цицулина сообщила об опыте Нижегородской области по поддержке индустрии детских товаров в рамках разработанной в регионе стратегии развития индустрии детских товаров. Регион стал одним четырех пилотных в стране, где разрабатывается комплексная программа поддержки производителей детских товаров.
«День игры и игрушки — это праздник для всех, кто разрабатывает, производит и продает игры и игрушки. В его утверждении сыграла важную роль Ассоциация индустрии детских товаров, которая многие годы принимала активное участие в обсуждении и подготовке этой инициативы на международном уровне. Ассоциация – наш постоянный партнер по разработке мер поддержки производителей товаров для детей. Мы совместно подготовили утвержденную губернатором Стратегию развития регионального кластера индустрии детских товаров, включающую в себя различные меры поддержки профильных предприятий. В кластер уже вошли 55 предприятий – производителей игрушек, одежды, школьной формы, постельного белья, бытовой химии, мебели, игровых площадок», – рассказал министр промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максим Черкасов.
Участники кластера могут получить льготную сертификацию продукции, регистрацию товарного знака, принять участие в международных профильных выставках и фестивалях, а также возмещение затрат на покупку оборудования и выхода на маркетплейсы.
В рамках пресс-конференции также дали старт ключевым мероприятиям в сфере игры и игрушки: всероссийскому фестивалю «Айда играть» и Международной научно-практической конференции «Игровая культура современного детства», которые состоятся в Уфе, 12-15 сентября.
В завершении дискуссии президент АИДТ рекомендовала отечественным производителям индустрии детских товаров принять участие в конкурсе «Выбор детей» в качестве эффективного опыта, который позволит понять предпочтения ребенка в современной игровой среде.
Комментарии