День рождения Александра Сергеевича Пушкина отличный повод встретиться с директором Государственного музея-заповедника «Михайловское» Георгием Василевичем. О Михайловском, Тригорском, Петровском, о прошлом, настоящем и будущем заповедника Георгий Николаевич может говорить много и интересно. Но мы с самого начала ограничиваем рамки разговора: я прошу Георгия Николаевича рассказать читателям «УГ», что значило Михайловское для поэта и что значит оно для современных россиян.
– На первую часть вашего вопроса отвечу словами самого Александра Сергеевича. В неоконченном «Романе в письмах» Пушкин дал образную картину, которая и сегодня сохраняет свой смысл и яркие краски: «Не любить деревни простительно монастырке, только что выпущенной из клетки, да 18-летнему камер-юнкеру. Петербург – прихожая, Москва – девичья, деревня же наш кабинет. Порядочный человек по необходимости проходит через переднюю и редко заглядывает в девичью, а сидит у себя в своем кабинете. Тем и я кончу. Выйду в отставку, женюсь и уеду в свою саратовскую деревню. Звание помещика есть та же служба. Заниматься управлением 3 тысяч душ, коих все благосостояние зависит исключительно от нас, важнее, чем командовать взводом или переписывать дипломатические депеши…»Говоря же о современном значении, и в особенности о перспективах Пушкинского музея-заповедника, псковского «рабочего кабинета», мы не можем обойти вниманием один важный момент. Давайте ответим на вопрос: зачем вообще нужны заповедники? Что они значат для потомков? Доказано, что ландшафт оказывает определяющее, устойчивое, разностороннее воздействие на формирование личности, ее творческих способностей и гражданских качеств. Особенно это верно в отношении таких ландшафтов, которые сами запечатлевают в себе следы деятельности национальных гениев, – мест литературного, научного, художественного творчества, молитвенного труда и монашеского послушания. Люди считают святыми места, где был совершен личный или массовый гражданский подвиг, где происходили исторические события, которые повлекли за собой качественное преобразование культурной, политической, общественной жизни страны. Потомкам дороги места, гармонически преобразованные трудом зодчих и ландшафтных архитекторов… Находясь в таких пространствах, человек испытывает состояние причастности к истории и наследию своей страны. И не только. Именно здесь зачастую происходит освобождение человека от гнета сиюминутных предпочтений ради выбора идеалов, возвышающих человека, преображающих мир.- Получается, что так называемые намоленные места действительно существуют, обладают собственным разумом, и это не просто игра восторженного воображения?- Места приложения человеческой энергии, аккумулируя опыт реализованного творчества, могут воспитывать сами по себе. Однажды проявившись, гармоническая созидательная энергия не исчезает с решением личной задачи и завершением жизни человека-творца. Доказательство тому – старейшие университеты Европы, тот особый дух, практически осязаемый, что в них царит. Вот и Пушкинский заповедник пробудил и долгие годы поддерживал творческие силы выдающихся деятелей отечественной литературы, культуры, науки и искусства. Оставил яркий след в судьбе академика Сергея Вавилова, поэта Павла Антокольского, писателя Константина Паустовского, оперного певца Ивана Козловского, писателя, нашего легендарного директора Семена Степановича Гейченко.Я убежден, что пространство Пушкинского заповедника в силу своих особенностей, связанных с творчеством и положением Пушкина в русской культуре, участвует в формировании нации. Именно поэтому музей наш притягивает к себе самых разных людей, и так будет всегда. Поэт в стихотворении «Деревня», написанном в 1819 году, так характеризовал возможности, которые открываются в сакральном заповедном пространстве перед человеком, думающим о смысле жизни и судьбе Родины:Я здесь, от суетных оков освобожденный,Учуся в Истине блаженство находить,Свободною душой закон боготворить,Роптанью не внимать толпы непросвещенной,Участьем отвечать застенчивой МольбеИ не завидовать судьбе.У нас есть опыт, связанный с шестидесятилетней практикой движения пушкинских доброхотов. Это яркий пример того, сколь живительно пребывание в Пушкинском заповеднике для творческих сил души. Пережив встречу с самим собой в пушкинских пенатах, человек на всю жизнь обретает счастливую жажду созидательного труда. Из отстраненно-внешнего существования культура, таким образом, становится внутренним свойством и делом человека. Иного способа наследования нет.- Наверное, больше всего гостей к вам приезжает во время пушкинских праздников?- На протяжении последних десяти лет музей ежегодно принимает от 250 до 280 тысяч человек. Это главным образом наши соотечественники, живущие в разных уголках России и в ближнем зарубежье. Псковская область одна из первых встречает гостей, которые приезжают в Россию из Северной, Западной и Центральной Европы. Пушкинский заповедник участвует в формировании образа России. И этот высокий образ необходимо поддерживать не ради иностранных гостей, но прежде всего для самих себя. Поэтому потенциальными посетителями музея могут и должны, с нашей точки зрения, стать школьники средних и старших классов. Уже в нынешнем году совместно с администрацией Псковской области Пушкинский заповедник начал осуществление долгосрочного проекта по приему псковских учащихся. Помимо экскурсионной программы во время посещений музея они совместно с педагогами выполняют учебные и просветительские задания. Музей стремится к тому, чтобы на территории Пушкиногорского района были созданы условия для круглогодичного приема школьников и для работы с ними по широкому кругу предметов. Это литература, русский и иностранные языки (языки мировой литературы), история, краеведение, история искусства, комплекс вопросов, связанных с изучением и сохранением исторических ландшафтов и природного наследия, природопользования, ряд других тем. Существующий опыт приема школьных групп убеждает нас в том, что «школьные деревни» (например, в Кенозерском национальном парке в Архангельской области) – одна из простых и действенных форм организации учебного туризма молодежи.- Расскажите, пожалуйста, подробнее, как вы видите «школьную деревню» в Пушкинских Горах?- Для того чтобы жителям городов, в особенности современных перенаселенных мегаполисов, почувствовать и понять деревню, необходимо некоторое время провести в непривычной для них среде. Для открытия сельской и пушкинской части наследия горожанину нужно вжиться в деревенскую среду. В иных странах, где существует устойчивое коренное сельское население, такие задачи решаются посредством практики «зеленого туризма». В силу особенностей Псковской области, где в ближайшие десять лет, очевидно, завершится процесс исчезновения коренного сельского населения исторических деревень, этот вид туризма находится в начальной стадии развития. Возможности заповедника в этом смысле неисчерпаемы. Например, научно-культурный центр Пушкинского заповедника мог бы содействовать развитию творчества в различных его формах и проявлениях. Это и новые возможности театрально-концертной деятельности, и приобщение к искусству детей и взрослых через разнообразные проекты и программы, различные виды дополнительного образования, направленные на развитие талантов. Мы планируем, что здесь найдут себе место кружки и мастерские, театральные, художественные, танцевальные студии, авторские лаборатории и программы в области искусства. Переоборудованные большая и малая сцены, гримерные, репетиционные залы, кабинеты обслуживающего персонала станут в этом хорошим подспорьем. Мы надеемся, что подобно Шекспировскому театру в Стратфорде-на-Эйвоне в Пушкинских Горах из многолетнего опыта Пушкинского театрального фестиваля возникнет Пушкинский театр в Святых Горах со сценой в существующем научно-культурном центре. Музейная гостиница на 150 мест позволит принимать театральные, эстрадные, народные коллективы, музыкантов симфонических и камерных оркестров, организовывать фестивали, научные конференции и семинары, художественные пленэры.Создан и будет развиваться Центр творческих музейных программ в Бугрове. Надеемся, что именно эта форма позволит осуществлять проекты, рожденные музеем и предложенные жителями Пушкиногорья. Музей «Водяная мельница в Бугрове» и Музей деревни пушкинского времени уже стали пространством и сценой проведения ежегодного фестиваля народных театров «Затеи сельской остроты…». Тут проходят фольклорные фестивали, связанные с русским народным календарем. В ближайшей перспективе совместно с нашими партнерами в годичный календарь войдут Международный фестиваль авторской песни «Бакенбарды», Международный молодежный театральный фестиваль «ЛиК», Фестиваль творческих программ доброхотов, концертные программы с участием самодеятельных артистов Пушкиногорья, Международный праздник кукольных театров. В стадии подготовки Пушкиногорская ярмарка хлеба, которую планируется сделать ежегодной и приурочить к празднованию в конце августа Успения Пресвятой Богородицы. Возвращение в деревню круга народных праздников, связанного с богослужебным и земледельческим календарем, происходит стихийно. И эту реальность необходимо учитывать при организации музейных мероприятий. Возвращение к полноте и разнообразию культурной жизни деревни в новых современных формах возможно. И опираться музею следует на новое основание – на тех людей, для которых Пушкинский заповедник стал неотъемлемой частью их жизни, пространством, в котором они надеются осуществить свои творческие планы.- Георгий Николаевич, за последние 20 лет выросло поколение и расширяется круг людей, которые основным источником, можно сказать, даже инструментом и одновременно средой своего творчества считают виртуальное пространство. Учитываете ли вы этот факт?- Совместно со специалистами Государственного института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева Пушкинский заповедник работает над принципиально новым направлением деятельности. Нам хотелось бы, говоря образно, так использовать существующие возможности заповедника, чтобы они послужили нитью Ариадны в движении из лабиринта Сети в богатейший мир реального природного и культурного наследия, прежде всего в мир пушкинской деревни. Мы хотели бы соединить эти два мира посредством развития новых интерактивных форм существования музейных проектов. Порталами, переносящими из виртуального в реальный мир, могут и должны стать музейные предметы, в наибольшей мере объединяющие в себе историческое время, прошлое и настоящее. Нам хочется открыть, сделать желанным, влекущим и узнаваемым круг предметов и мест, наполненных пушкинским смыслом и красотой. В свое время эта работа была начата в нашем музее под руководством Семена Степановича Гейченко, когда, например, кабинет А.С.Пушкина в Михайловском или пушкинские «три сосны» и «холм лесистый», открываясь взору паломника, идущего по дорогам заповедника, наполняли его сердце радостными переживаниями. Так, гость, ступая на Красную площадь, попадает в поле разнообразных переживаний и смыслов, объединенных одним лишь словом «Москва», чтобы затем выдохнуть: «Люблю тебя как сын…» Это и наш опыт, к которому следует вернуться, чтобы не потерять тех, кто сегодня создает русскую культуру на новом культурном диалекте, на языке виртуального мира.Нельзя забывать и о том, что столетняя история Пушкинского заповедника – прекрасный учитель. Мы мечтаем о создании международного научно-образовательного центра. По мере реализации проекта еще на начальной его стадии он может стать действенной школой по обмену опытом и информацией, тем самым содействуя повышению квалификации музейных специалистов. Пушкинский заповедник заинтересован в конечном счете в создании на территории Пушкиногорского района Псковской области международного межуниверситетского центра. Появление качественно решенной новой архитектурной среды центра могло бы способствовать развитию различных видов туризма. Пушкинский заповедник может и намерен стать одним из ведущих методических центров музейно-заповедного дела в стране. Профессиональную подготовку музейных специалистов Пушкинский музей-заповедник будет проводить, опираясь на существующие возможности университетов и других высших учебных заведений Псковской, Новгородской областей и Санкт-Петербурга, в отдельных случаях – Москвы, Тарту, Стокгольма. Будет расширено сотрудничество в рамках грантовых проектов, конференций, студенческих практик. Это наше будущее.
Комментарии