В результате геополитических изменений в мире возникли новые противоречия. Касаясь этих проблем, министр обороны России Сергей Иванов заявил, что «нельзя исключать на определенном этапе развития нашего общества появления государства или группы государств, которые будут претендовать на нашу территориальную целостность, выдвигать какие-то претензии или, пользуясь слабостью Российской Федерации, пытаться нас шантажировать, в том числе военной мощью». Создавать основы противодействия такой угрозе нужно уже сейчас.
Военная мощь государства была и остается незаменимым фактором защиты национальных интересов, опорой эффективной внешней политики. Более четкого, недвусмысленного, аргумента в международных отношениях человечество, увы, пока не признает, несмотря на отдельные попытки найти ему замену.
Военная политика и один из ее элементов – военная мощь позволяют оценить, что конкретное государство может в крайнем случае себе позволить в отношении другой страны и что не позволит другому в отношении себя. Яркий пример – США. Их руководители начали операцию против Ирака без санкции Совета Безопасности ООН. Такое поведение – прямой результат однополярности современного мира, развала системы, которая была противовесом, сдерживающим фактором гегемонистских устремлений США и их союзников. Поднимая тему ядерного производства в КНДР, поддержки международного терроризма в Иране и Сирии, США имеют отработанный сценарий военных действий без участия ООН, а мировое сообщество – прецедент силового выяснения отношений между государствами без учета его мнения.
Другим примером значимости военной мощи стало продвижение НАТО на Восток. Расширение блока и отношения Россия-Запад показали слабость российской внешней политики. Результатом стали серьезнейшие изменения геополитической ситуации во всей Центральной Европе, условий взаимодействия России с внешним миром.
Наши интересы в международной сфере, как гласит Концепция национальной безопасности РФ, заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами-участниками СНГ и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.
Международная обстановка потребовала переосмысления ситуации вокруг России, приоритетов и возможностей обеспечения ее внешней политики. Анализ международной обстановки позволяет выявить несколько тенденций.
Во-первых, наряду с определенным укреплением международных позиций России проявились и негативные моменты. В частности, не оправдались расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений России с окружающим миром, как это предполагалось в Основных положениях концепции внешней политики РФ, принятых в 1993 г.
Во-вторых, геополитическое противостояние России и США по-прежнему сохраняется, в какой-то степени утратив идеологическую направленность.
В-третьих, создается впечатление, что некоторое противостояние или, во всяком случае, определенные противоречия появляются в отношениях Европы и США. Подтверждение тому – все более независимая от США политика объединенной Европы в экономической, финансовой и других областях. Можно вспомнить позицию Германии и Франции по отношению к иракской проблеме и желанию США решить проблемы с КНДР, Ираном и Сирией.
И, в-четвертых, появилась тенденция, может быть, не столь заметная, к улучшению отношений Запада и России. После разрушения биполярного мира США, следуя своим интересам, перестали считаться с кем бы то ни было, включая союзников и партнеров. Поэтому Запад начинает более мягко строить отношения с Россией, видя в ней серьезного партнера. Правда, оценивать это можно по-разному. В нашей стране наряду с другими точками зрения бытует и мнение, что для ЕС и ряда ведущих западноевропейских стран Россия необходима только в качестве поставщика сырья (прежде всего, энергоресурсов) и плательщика по долгам – СССР и собственным.
В действиях же США нет ничего удивительного, поскольку военно-политические интересы Белого дома независимо от его обитателей более полувека постоянны. В военно-политической деятельности администрация США преследует цель достигнуть устойчивой и эффективной способности вовлекать иностранные ресурсы в мобилизационный потенциал США для удовлетворения потребностей американских вооруженных сил, ослабить экономическую конкурентоспособность союзников по НАТО, возложить на них, насколько возможно, большее бремя общих расходов на содержание объединенных вооруженных сил блока и превратить в рамках «атлантической солидарности» в послушных исполнителей своих глобалистских планов на правах младших партнеров. Это перестает нравиться некоторым членам НАТО.
В отношениях России и США глобальных и кардинальных изменений не произошло. Интересы США по отношению к России в основном, те же, что и к СССР, только в их реализации меньше преград, поэтому они стали для американской администрации более осуществимыми. В начале XXI века, как и в начале 90-х гг. прошлого США по-прежнему в соперничестве с Россией (как раньше с СССР) намерены выйти за рамки НАТО, выдвинув задачу создания новых коалиций за счет стран «третьего мира». Подтверждая при этом неизменность своей блоковой политики, США выступают за развитие союзнических отношений, обеспечивающих им возможность передового базирования войск или их ускоренной стратегической переброски и развертывания на передовых рубежах.
США осуществили эти замыслы в Кувейте, Катаре для реализации своих интересов на Ближнем Востоке, в среднеазиатских странах – бывших республиках СССР при проведении контртеррористической операции в Афганистане. Первые военные США появились и в Грузии.
В самом обобщенном плане внешние угрозы России сводятся к действиям, направленным на подрыв ее государственного суверенитета и территориальной целостности, политическую изоляцию и уменьшение роли России в решении ключевых международных проблем.
После «холодной войны» ввиду прекращения военно-политической конфронтации с Западом произошли радикальные изменения источников угроз безопасности России. Но это не означает, что вызовы и угрозы ей с западного направления полностью исчезли. Изменились их характер и формы проявления. Поэтому необходимо решить сложные геополитические проблемы. Восстановить добрососедские отношения со всеми государствами, с которыми возникло их охлаждение. И четко осознать на всех уровнях, что без военной мощи, сопоставимой с размерами нашей территории, возможностями государства, его национальными интересами, военными (и не только) угрозами и опасностями России не обрести достойное место в мировом сообществе.
Андрей КОЛГАНОВ, кандидат политических наук, доцент, Александр ИВАНОВ
Комментарии