Несколько лет назад я узнала, что еще в XIX веке немецкий педагог Фридрих Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения, а также развивать творческие способности учащихся. На тот момент для меня, как студентки 1-го курса Московского городского педагогического университета, прочитанное крепко отозвалось в идее разобраться: как же это действует – творчество и такая точная наука, как геометрия?
Однажды преподаватель по методике технологии задала домашнее задание – подготовить изделие в какой-либо технике и описать саму технику. Подумав, что многие возьмутся делать аппликацию, оригами и прочее, я принялась за поиски чего-то интересного. Меня заинтересовала техника «квиллинг».Историки давно спорят о том, когда появилась данная техника. Одна из версий гласит, что она возникла в Средневековой Европе, другая утверждает, что родиной квиллинга является Египет. Есть и те, кто считает, что данный вид рукоделия был изобретен на родине бумаги – в Китае. В XV-XVI веках технике квиллинг был присвоен почетный статус – искусство, а спустя несколько веков он считался единственным развлечением благородных дам. Был период, когда о нем все забыли, но в конце прошлого столетия квиллинг снова возродился и стал еще популярнее, чем раньше. История этого вида искусства меня заинтересовала, да так заинтересовала, что мне захотелось не только самой в ней разобраться, но и поделиться новыми знаниями с другими. А с кем? Конечно же, с младшими школьниками, так как моя специальность – «учитель начальных классов».На уроках по изучению окружающего мира дети рассматривают симметрию в живой и неживой природе. Если посмотреть сверху на любое насекомое и мысленно провести посередине прямую (плоскость), то левые и правые половинки насекомого будут одинаковыми и по расположению, и по размерам, и по окраске. Ведь мы ни разу не видели, чтобы у насекомого лапки слева были бы ближе к голове, чем справа, а правое крыло бабочки или божьей коровки было бы больше, чем левое. Такого в природе не бывает, иначе бы насекомые не смогли летать и ползать. Здесь нужно было остановиться и обратить внимание детей на такое понятие, как симметрия.- Свойство симметричности, присущее живой природе, человек использовал в своих достижениях – изобрел самолет, создал уникальные здания архитектуры. Симметрию можно увидеть среди цветов и представителей животного мира, – закончила я.А ведь действительно! Учить детей видеть геометрические образы в окружающей обстановке, выделять их свойства, конструировать, преобразовывать и комбинировать фигуры, изображать их на чертеже, выполнять в необходимых случаях измерения – важная составляющая успеха.В ходе обучения в вузе я часто ездила в Республику Болгария, комплекс «Камчия», старшей вожатой и руководителем кружка «Квиллинг». Наши занятия стали интегрированными. Прежде чем сделать изделие, мы обращались к нашей помощнице – геометрии. На занятиях ребята, обращая внимание на те геометрические фигуры, которые получаются в процессе труда, работают с основными геометрические понятиями. Иногда полученные изделия мы связывали в рассказах, сказках, которые дети придумывали, проявляя свою фантазию. Безусловно, квиллинг способствует развитию творческих способностей младших школьников.А как же действует квиллинг на изучение математики в школе? Мне удалось провести интересный эксперимент. Я сравнила достижения по математике, а именно по элементам геометрии двух классов. Один класс занимался квиллингом, а второй нет. Знания по геометрии в экспериментальном классе стали выше, чем были, ребята показали блестящие знания в этой области. И тогда я пришла к выводу: при изучении геометрии младшими школьниками недостаточно опираться только на непосредственное созерцание, что можно наблюдать при работе с учебником. Так как моторика и связанное с ней мышечное чувство играют основную роль в развитии психики, интеллекта и личности, любое новое знание должно быть получено в процессе активных действий самого ребенка, а не ограничиваться лишь наблюдениями за действиями других. Организованная на такой основе познавательная деятельность позволяет думать «руками и глазами», практически преобразуя предмет изучения в соответствии с поставленной целью.Мой девиз на занятиях – это слова великого Блеза Паскаля: «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным».И, как мне кажется, квиллинг помог мне в этом.Марина МАРИНИНА, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования, руководитель кружка «Квиллинг» школы №199
Комментарии