Каждый ребенок любит рисовать. Ему интересно наблюдать, как из точек, черточек и кружочков появляются забавные фигурки. Слоников, зайчиков и мышек можно получить и на уроке, придав изображениям осмысленный характер. Сделать это реально, например, при изучении темы «Координаты на плоскости» в курсе математики 5-6-х классов. А поможет в этом компьютерная программа Koodraw.
На обычном уроке учителю приходится чертить на доске координатные прямые, потом долго и кропотливо отмечать множество точек, составляющих границу «зверюшки». При этом каждую точку надо просчитать, задать в таблице ее координаты, а потом последовательно и долго соединять отрезки. И все равно «геометрическое животное» на школьной доске получится перекошенным и маловыразительным. То ли дело на компьютере: точно, красиво и правильно.
Прежде чем подготовить «геометрический зоопарк», скачаем программу «Рисуем по координатам» с сайта www.download.ru. Распакуем дистрибутив и произведем быструю инсталляцию. Затем откроем программу и внимательно рассмотрим ее единственную панель. Она устроена очень просто. Слева – таблица с координатами точек, справа – декартова система координат. Как только мы внесем в таблицу значения х и у, тут же на «доске» появится изображение точки. По координатной сетке, которую можно увеличивать или уменьшать в размерах, видно, какие точки надо брать, чтобы получилась задуманная фигура. Вот как, например, будет выглядеть «детская распашонка» – фигура, имеющая ось симметрии (рис.1). Двигаемся по «распашонке» курсором, а в это время в нижнем окошке появляются координаты каждой точки рисунка с точностью до половины единичного отрезка.
Очистим плоскость (нажав на соответствующую кнопочку) и нарисуем курсором в системе координат новую фигуру. Пусть это будет «мордочка кошки». Для того чтобы контуры фигуры были ровнее, надо почаще фиксировать точки в контрольных узлах – там, где пересекаются прямые координатной сетки. После того как рисунок закончен, нажмем на кнопку «перерисовать с учетом изменений» или на клавишу F4 клавиатуры. После этих действий «кошачья мордочка» будет выглядеть безупречно (рис.2). Таблица автоматически заполнится координатами всех точек фигуры. Не забудьте сохранить полученный файл. Он пополнит коллекцию «экзотических животных», которая постепенно будет наполняться новыми рисунками. Ее потом можно использовать на уроках, включать в проверочные задания или показывать как образец для выполнения творческих работ.
Если вы хотите, чтобы рисунки были похожи на настоящих животных, зайдите на сайт http://www.zaitseva-irina.ru/html/f1095618048.html. На персональной странице учителя математики и информатики Ирины Зайцевой можно найти немало «животных» с подробным перечислением координат граничных точек. Есть тут и слоник, и мышонок, и страус, и верблюд. Вверху – координаты всех точек, внизу – изображение (рис.3).
Рисунки, построенные учеником или учителем и сохраненные в программе, можно потом распечатать. Получатся готовые дидактические материалы. А если хотите, чтобы «зоопарк» выглядел более привлекательно, создайте презентацию, разместите «зверюшек» на интерактивной доске или просто сделайте электронную книжку. И будьте уверены в том, что ученики осознанно и прочно усвоят эту тему.
Алексей АЗЕВИЧ, доцент кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета
Комментарии