Учителя не идут на работу…
По уточненным данным, статистика октябрьской учительской забастовки следующая: в 24 регионах России бастовали 2839 образовательных учреждений, или 150 тысяч 793 человека.
Пальма первенства по количеству бастующих школ – у Красноярского края, там бастовали коллективы 448 школ. По сведениям президиума ЦК профсоюза народного образования и науки РФ, на последнем месте – Тульская область, всего 1 школа (см. на таблице 1).
По данным того же ЦК профсоюза от 17 октября, в 10 регионах России в бессрочной забастовке участвуют 210 образовательных учреждений. На первом месте по числу бессрочно бастующих школ – Челябинская область. Здесь с 4 и 7 октября не работают и неизвестно когда начнут 42 школы. Не намного отстает Красноярский край (41 школа). Третье место – Вологодская область (22 школы).
Общая ситуация с бессрочными забастовками хорошо видна по таблице 2.
Несмотря на проведенные акции протеста, в ряде регионов ситуация с выплатой зарплаты и отпускных не улучшилась. В числе наиболее “тяжелых” 12 территорий – Алтайский край, Архангельская область, Республика Бурятия, Вологодская область, Иркутская область, Кемеровская область, Республика Карелия, Красноярский край, Курганская область, Приморский край, Читинская и Челябинская области.
Устные обещания выплатить зарплату учителя получали практически во всех регионах, но только в двух, Пермской и Волгоградской, областях были определены конкретные сроки.
В связи с этим следующая всероссийская акция протеста работников образования назначена на 5 ноября. Примерно около 30 регионов России уже изьявили желание принять в ней участие.
Мария КРОБКА
Данные о регионах и количестве школ, участвовавших в забастовке
4, 7 и 8 октября 1996 года
Данные о бессрочных забастовках
в учреждениях образования
на 17 октября 1996 г.
Вместо денег в школы пришло правительство…
В дни начала всероссийской забастовки учителей Борис Ельцин обязал членов своей команды и правительства пойти в московские школы. К учителям и детям направились люди, непосредственно ответственные за формирование политической линии страны и финансирование системы образования: первый вице-премьер В.Илюшин (1253-я школа), глава администрации президента А.Чубайс (школа 734-я и 825-я), его заместитель Ю.Яров (57-я школа), министр финансов А.Лившиц (1624-я школа “Созвездие”) и еще около десятка представителей различных министерств.
Кроме поздравления с Международным днем учителя, высокопоставленные персоны должны были побеседовать с учащимися на тему “Социально-экономическое и политическое развитие России”. Конечно, нам было очень интересно, о чем могут рассказать учителям люди, которые и довели страну до такого “социально-экономического развития”, при котором учителя месяцами не получают зарплату, бастуют и голодают.
Любопытно, что для посещения был выбран субботний день, когда большинство школ не работает. Правда, Комитет по образованию г.Москвы быстро сориентировался и предложил высокопоставленным гостям 35 образовательных учреждений различного вида, которые работают и в субботу. Впрочем, некоторые министерства выбрали школы для посещения самостоятельно.
Обратимся к визитам двух наиболее заметных фигур.
Первый вице-премьер Виктор Илюшин посетил московскую школу с английским уклоном N 1253. Ходил по коридорам школы, принимал от первоклассниц цветы и тихо ностальгировал по своему ученическому детству. Во время урока истории в 10-м “М” после вопроса учителя, “в какой степени политик должен предвидеть последствия своих действий?” вышел к доске и привел поучительный пример из истории развития чеченского конфликта. Лицо непосредственно ответственное за весь социальный блок вопросов ни о кризисе системы образования, ни о путях выхода из него не поведал.
Центральным событием визита Анатолия Чубайса стало посещение урока, который быстро превратился в пресс-конференцию между политиком и учениками. Г-н Чубайс говорил об истории России и мира, правах человека и КПРФ, экономике вообще и курсе рубля, банках и налогах, но ничего о том, в каком состоянии оказалось большинство населения России.
Оба визита сопровождались беготней многочисленной охраны и суетой журналистов. Крутые правительственные машины достаточно быстро исчезли за воротами школ, а проблемы и нищета остались.
Андрей ЕМЕЛИН
… а школьники – в Госдуму
Далеко не все школы в Москве дождались прихода высоких гостей из правительства. Но только в одной из них ученики решили не дожидаться следующего Дня учителя и САМИ нанесли визит властям. Правда, законодательным. Как говорится, если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Произойди это в одной из западных стран, никто бы и не удивился. В государствах развитого парламентаризма любой депутат имеет право привести на заседание палаты школьников своего округа. Заполненные детьми балконы парламента там – обычное дело. У нас такой практики нет. А потому событие, произошедшее в прошлую среду, без натяжки можно назвать эпохальным и отмечать в будущем как историческую дату. 16 октября Российская Дума впервые официально принимала в своих стенах представительную делегацию школьников.
А выпала эта честь 41 старшекласснику школы N 1614 Москвы не случайно. Председатель Комитета по делам национальностей Госдумы пригласил в гости… свой собственный класс. Член фракции НДР Владимир Зорин – единственный депутат нижней палаты парламента, который по совместительству работает учителем в школе. Преподает историю в старших классах.
Как раз сейчас 10-й “А” подошел к теме зарождения парламентаризма в России. И ребята упросили своего учителя-депутата дать им возможность посмотреть на этот самый парламентаризм в действии. Зорин с одобрения своей фракции им такую возможность предоставил. Экскурсию школьников по Госдуме назвали “открытым уроком”.
Первым делом ребята посетили утреннее пленарное заседание палаты. Перед тем как его открыть, спикер Думы Г.Селезнев обратил внимание парламентариев на присутствие в зале необычных гостей и не преминул произнести небольшой спич о пользе подобных посещений. Депутаты аплодисментами (!) приветствовали первых учащихся, пришедших на заседание российского парламента.
Сидя на балконе Большого зала заседаний, школьники стали свидетелями драматичных событий – в это утро Дума принимала решение по злополучному проекту бюджета на 1997 год.
Позже на встрече с лидерами фракции НДР они совершенно серьезно обсуждали проблему, как сделать бюджет более “школьным”. Затем последовали документальный фильм и рассказ о работе парламента, а потом депутатов забросали вопросами – серьезными и не очень. Старшеклассники спрашивали об их отношении к платному образованию, армии на контрактной основе и другим столь же важным вещам. А также о том, как стать депутатом, какие у него привилегии и т.д. Особенно заинтересовала школьников проблема взяток. У своего наставника они в подробностях выведывали о том, кто, когда и сколько денег ему предлагал в обмен на его депутатский голос.
Очевидно, в свете ответов Зорина и его коллег из фракции депутатская профессия показалась школьникам не особенно соблазнительной. Во всяком случае непреодолимого стремления к оной у них не появилось. А у кого и было – пропало. Из 41 только 4 ученика утвердительно ответили на вопрос “Хотел бы ты стать депутатом?” Похоже, то представление о работе парламента, которое ребята составили для себя по сенсационным выступлениям политиков по телевизору, было довольно далеко от истины. Вблизи законотворчество показалось делом не столько привлекательным, сколько сложным и кропотливым. Узнав, с какой ответственностью оно сопряжено, многие решили не рисковать.
А вот “живые депутаты” школьникам очень понравились. В особенности подростки “запали” на экспрессию лидера ЛДПР.
Но даже больше, чем Жириновский, десятиклассников поразили… думские интерьеры: большие экраны телевизоров, огромные люстры, мягкие кожаные диваны. Не ожидали они увидеть здесь такую чистоту, красоту и порядок. Может быть, потому, что политику принято считать грязным делом?
Сам Владимир Зорин остался очень доволен результатами “открытого урока”. Теперь его ученики будут более обоснованно и серьезно судить о событиях в политике, чем прежде. А еще Владимир Юрьевич надеется, что скоро исключение станет правилом и школьные делегации будут регулярно наведываться в Госдуму.
Наталья БУНЯКИНА
профобразование
Преодолеть вето не удалось
Государственная Дума пыталась на прошлой неделе преодолеть вето президента на Закон “О государственной поддержке начального профессионального образования”. Не вышло. Голосов не хватило совсем немного. То ли депутаты обессилели от борьбы (в этот день они уже преодолевали вето по двум другим законам), то ли аргументы представителя Бориса Ельцина оказались убедительными.
Начальное профобразование поддерживать нужно, заявляет президент, но конституционными мерами. Представленный же закон противоречит сразу нескольким статьям Конституции, а кроме того, вмешивается в сферу чужой компетенции. Так, он постулирует, что ежегодно на нужды начального профессионального образования должно выделяться не менее 2 процентов от расходной части федерального бюджета.
Президент считает, что сколько и кому выделять деньги должно быть написано в самом бюджете, а не где-то еще. В Комитете по образованию и науке Госдумы принципиально с ним не согласны. Если из Закона “О государственной поддержке начального профессионального образования” убрать все финансовые вопросы, утверждают разработчики, он превратится в “закон о соболезновании или закон о порядке организации похорон”.
На ближайшем заседании Думы комитет собирается повторно выйти на преодоление президентского вето.
Подробности – в следующем номере “УГ”.
Наталья БУНЯКИНА
Комментарии