В Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова прошел Всероссийский съезд учителей географии, в котором приняла участие большая делегация столичных педагогов. Основной доклад сделал ректор МГУ, академик РАН Виктор САДОВНИЧИЙ.
География всегда была и остается необходимым элементом формирования и воспитания молодого поколения, знающего и любящего свою страну, свою планету во всем разнообразии природы, населения, традиций, хозяйства. Исторический ход цивилизации неотделим от развития географической мысли, познания всего разнообразия окружающего мира. География – одна из древнейших наук на Земле. Многие ее основы были заложены в эллинскую эпоху, однако потом до середины XV века открытия греков были забыты, центр географической науки сместился на Восток, ведущая роль в географических открытиях перешла к арабам. Важные географические открытия в Исландии, Гренландии и Северной Америке были сделаны норманнами и новгородцами, которые достигли Шпицбергена и устья Оби. Среди великих путешественников Средневековья – венецианский купец Марко Поло, который открыл для европейцев Восточную Азию, и Афанасий Никитин, ходивший по Каспийскому, Черному и Аравийскому морям и оставивший описание Индии. Великие путешественники всех времен оставляли ни с чем не сравнимый след в истории, составляя карты новых земель и вод, рассказывая о жизни в отдаленных землях. Основы современной академической географии в первой половине XIX века заложили Александр Гумбольдт и Карл Риттер.В России география играла особую роль. Она была ключевым фактором в развитии российского пространства – самого большого в мире по площади, разнообразного по природным и социально-экономическим условиям, этнически и конфессионально неоднородного. Огромный импульс изучению географических наук придал основатель Московского университета Михаил Васильевич Ломоносов. 19 ноября исполняется 300 лет со дня рождения этого великого сына России, основоположника науки и образования в нашей стране. Разными проблемами географии Ломоносов занимался в течение всей своей научной деятельности, особенно в последние годы, когда он руководил Географическим департаментом Академии наук. Ломоносов так оценивал роль географии: «Что полезнее есть человеческому роду к взаимному сообщению своих избытков, что безопаснее плавающим в море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение мест, течение рек, расстояние градов, величину, изобилие и соседство разных земель, нравы, обыкновения и правительства разных народов? Сие ясно показывает география, которая всей вселенной обширность единому взгляду подвергает». Круг географических интересов Ломоносова был чрезвычайно широк: он изучал атмосферное электричество, решая в связи с этим метеорологические проблемы; дал замечательный по глубине анализа и научному предвидению очерк учения о формировании лика Земли. В его работах были заложены основы геоморфологии и палеогеографии, выдвинута идея об эволюции природы. В.Вернадский подчеркивал, что Ломоносов ввел в научную работу «метод единства геологического процесса, накапливания во времени явлений, ныне совершающихся в земной коре». Он описал процесс образования гор, указал на роль воды в изменении земной поверхности, пророчески распознал органическую суть почвообразования (не только черноземов). Особое место занимают арктические исследования Ломоносова, включая метеорологические условия и полярные сияния. Неизменна его установка: «Северный океан есть пространное поле, где… клубиться может российская слава… чрез изобретение восточно-северного мореплавания». Ломоносов подчеркивал важность освоения Северного морского пути. Рассуждая о возможности этого прохода, он полагал, что главное препятствие для плаваний не полярный холод, а льды. Помор по происхождению, он дал первую классификацию морских льдов, разделив их на шугу, паковый лед и айсберги. Исследования современных гляциологов подтвердили соображения Ломоносова. Знаменитые Академические экспедиции В.Чичагова, П.Креницына, И.Лепехина, Н.Озерецковского (1765-1774) сыграли важную роль в географическом исследовании России. По замыслу и результатам они относятся к исключительным событиям в науке: за эти годы Россией была открыта новая часть мира. Перед экспедициями впервые была поставлена задача всестороннего описания природы, полезных ископаемых и хозяйства крупных регионов страны. Инициатором таких исследований и был Ломоносов, немного не доживший до начала первой экспедиции. Арктический регион продолжает оставаться в центре внимания ученых и сегодня. Эта тема активно обсуждается на арктических форумах Русского географического общества. Ломоносов всегда стремился увязывать свои научные исследования с практическими нуждами страны. Главнейшей задачей он считал быстрый рост промышленности (в особенности металлургической) и торговли, невозможной без широкого использования природных и трудовых ресурсов. Ломоносов понимал, что знания о природе надо соединять со знанием хозяйства, и ясно об этом говорил. Фактически он определял содержание и границы новой науки, которую назвал экономической географией. Родилась новая для того времени научная концепция. До Ломоносова среди географов безраздельно господствовала описательная камеральная статистика; авторы таких описаний даже близко не подходили к мысли о создании экономико-географических характеристик, об изучении связи хозяйства с природными условиями стран и районов, с их географическим положением. И в этом вопросе, как и во многих других, Ломоносов опередил современную ему научную мысль на много десятилетий. Сам термин «экономическая география», предложенный им, прочно вошел в научный обиход только в начале XX века. Важным проектом Ломоносова стало составление «Экономического лексикона российских продуктов», в котором должны были быть перечислены по алфавиту производившиеся в России продукты с указанием мест, где они производятся и продаются, по какой цене, каким путем перевозятся и т. п. Таких карт предполагалось сделать две: одну для европейской части России и другую для Сибири. Возглавляя географический департамент Академии наук, Ломоносов задумал создать первый Большой атлас Российской империи, который мог бы показать практическое значение географической науки. К сожалению, и этот проект при жизни Ломоносова не был осуществлен. Заслуги Ломоносова перед наукой были по достоинству оценены, в том числе географами разных стран: его имя присвоено многим географическим объектам на суше, в океанах и в космосе. Это: мыс Ломоносова на западном берегу реки Амур, к северу от Славянского залива; горный хребет Ломоносова на побережье острова Новая Земля; плато Ломоносова на острове Шпицберген; бухта Ломоносова; подводный хребет Ломоносова разделяет впадину Северного Ледовитого океана на две котловины; горный хребет Ломоносова в Антарктиде; течение Ломоносова в Атлантическом океане; село Ломоносово – село Денисовка Холмогорского района Архангельской области, объединявшее несколько деревень, в одной из которых родился Ломоносов (Мишанинская), переименовали в 1911 году в село Ломоносово; город Ломоносов – в 1951 году город Ораниенбаум Ленинградской области переименовали в Ломоносов. Здесь Ломоносов основал знаменитую лабораторию и стекольную фабрику, создал технологию производства цветных смальт для мозаик, рецептуру оптических стекол и хрусталя; гавань и отмель Ломоносова на Балтийском море у города Ломоносов; кратер Ломоносова на Луне. После основания Ломоносовым Московского университета география была введена в программу обучения студентов уже в 1757 году. Первым преподавателем географии в Московском университете становится Данила Васильевич Савич, учившийся в Киевской духовной академии и окончивший Вюртембергский университет.В 1776 году профессор Московского университета, окончивший философский факультет, первый ректор университета Харитон Андреевич Чеботарев издал книгу «Географическое методическое описание Российской империи с надлежащим введением к основательному познанию земного шара и Европы», которая долгие годы служила учебным пособием по географии России не только в Московском университете, но и в других учебных заведениях.С 1799 года географию читал профессор всемирной истории, статистики и географии Н.Черепанов. Он разделял географию на естественную (физическую) и социальную (экономическую). В 1884 году по новому уставу Московского университета была образована кафедра географии и этнографии, возглавить которую в 1885 году предложили выпускнику физико-математического факультета, географу, антропологу, этнографу, будущему академику Дмитрию Николаевичу Анучину. Он заложил основы географической школы Московского университета. Географический факультет в Московском университете был создан в 1938 году по инициативе профессора А.Борзова, в результате разделения почвенно-географического факультета на геолого-почвенный и географический. Выдающуюся роль в становлении и развитии факультета сыграл академик К.Марков, руководивший факультетом с 1945 по 1955 год. В настоящее время географический факультет МГУ – крупнейший в мире учебно-научный коллектив географов. На факультете обучают свыше тысячи двухсот студентов и около двухсот аспирантов. Трудовой коллектив факультета – 860 сотрудников, в том числе 100 профессоров и докторов наук, 280 кандидатов наук. Среди них 2 академика и 4 члена-корреспондента РАН, заслуженные деятели науки РСФСР и РФ, лауреаты государственных премий СССР и РФ.Географический факультет относится к числу полевых факультетов МГУ. Задачи, стоящие перед географами, невозможно решать без полевой или экспедиционной работы. Сотни студентов и аспирантов факультета выезжают в различные уголки страны и мира, чтобы в полевых условиях изучить все многообразие природных явлений. Практики придают учебе на географическом факультете неповторимый колорит и часто играют решающую роль при выборе факультета и профессии. География проведения практик разнообразна: от архипелага Шпицберген до Черноморского побережья, от Кольского полуострова до Приморского края. Для проведения полевых практик студентов-географов университет располагает сетью учебно-научных баз и станций, охватывающих все разнообразие ландшафтных условий – от Хибинских тундр до равнин Центральной России и кавказских высокогорий. Кроме студенческих практик станции используются в качестве стационаров для научной работы. Московский университет стал инициатором съезда учителей географии, чтобы сегодня, когда активно формируются новые стандарты образования, обсудить положение географии в школе, ее будущее.В настоящее время обучение в начальной и средней школе проходит в рамках обновленных стандартов образования. Стандарт образования для средней школы (где впервые появляется география) утвержден приказом Минобрнауки в прошлом году. Общественная дискуссия, развернувшаяся вокруг проекта стандарта для старшей школы, пока не закончена. На обсуждение представлено два проекта этого документа. Один из них вызвал максимальную критику экспертного и учительского сообщества. Второй известен не так широко, но заслуживает отдельного внимания. Формально ни один из предложенных проектов не принят, и мы ожидаем, что результирующий стандарт будет готовиться на основе обоих проектов. Самым важным и дискуссионным из всех разделов стандарта стало содержание образовательной программы и учебного плана. Именно в нем определено соотношение предметов, представленных в старшей школе, и глубина их изучения. В обоих проектах стандарта предлагается разделить уровень изучения предметов как минимум на базовый и профильный. Еще один уровень – интегрированный – возможен для разнородных предметных областей, объединяющих несколько предметов, например для обществознания и естествознания. В одном из проектов стандарта на этом уровне предлагается изучать совершенно новый для учительского сообщества предмет «Россия в мире». География в этом контексте среди остальных школьных предметов оказалась в сложном положении. Традиционно в предыдущих проектах стандарта, в том числе и второго поколения, она относилась (и отнесена в нынешнем стандарте) к блоку общественных дисциплин. Но по сути (да и само слово «география» на это указывает), этот предмет стал наукой о Земле. Да, за рубежом существует так называемая гуманитарная география, которая действительно относится к циклу общественных дисциплин. Но в условиях российского образования география на две трети состоит из курсов, являющихся науками о Земле. И речь идет не только о естественно-научных знаниях, но и о методах преподавания географии. К примеру, в стандартах отсутствует такая важная часть учебного процесса, как практикум, который в первую очередь необходимо сделать неотъемлемой составляющей школьного географического образования. К сожалению, практика дальних походов и экспедиций школьников по родной стране канула в Лету, отсюда и снижение интереса к практической составляющей географии.Другая проблема преподавания географии в школе связана с низким уровнем качестве многих издающихся сегодня учебников. Они скучны, это своего рода справочники, которые к тому же иногда содержат немало устаревших знаний и даже неточностей. Именно поэтому на сегодняшний день значительное число учебников по географии не рекомендуется к изданию Российской академией наук.К проблемам следует отнести и недооценку предмета «География» как такового. В старших классах основное внимание уделяют предметам, важным для поступления в вузы, а среди них география явный аутсайдер. Помимо географических специальностей ее сдают только на часть экологических, и более никуда. Число абитуриентов, сдающих ЕГЭ по географии, каждый год все меньше именно из-за невостребованности школьного предмета среди дисциплин, необходимых для поступления.Вот и получается, что на уроках географии можно слышать от школьников такое:«Что общего у США, Японии, Великобритании, ФРГ? – Там не говорят по-русски».«У этого объекта координаты 80 градусов Цельсия восточной долготы».Анализ корреляции результатов ЕГЭ по географии и вступительного экзамена по географии в МГУ показывает, что одного только ЕГЭ по географии было бы недостаточно для отбора абитуриентов в МГУ. Получившие высокий балл по ЕГЭ демонстрируют полный спектр оценок на экзамене. Важно и то, что такое положение вещей не отражает реального диапазона и значимости географических наук. География XXI века – одна из основных наук об окружающей среде, необходимых для решения глобальных, региональных и локальных экологических проблем. География сегодня – это единственный школьный предмет, реализующий междисциплинарный подход, интегрирующий знания естественных и общественных наук. Крайне важно иметь дискуссионные площадки, где было бы представлено мнение экспертов, учителей, директоров школ и завучей, авторов учебников. Такой площадкой предназначена стать созданная в 1995 году по инициативе учителей географии, методистов и видных ученых-географов Ассоциация учителей географии. Ее цель – консолидация сил географической общественности, направленных на повышение профессиональной квалификации учителей географии. Ассоциация и сегодня активно занимается популяризацией и пропагандой идей учебной географии, тем самым способствуя развитию качественного географического образования. На всероссийских и международных олимпиадах по географии наши школьники показывают неплохие, порой отличные результаты. При этом важно, что среди победителей и призеров есть не только москвичи и петербуржцы, но и ребята из Курска, Иркутска, Ставрополья. Сильнейшие в плане географического образования школы выявляют в результате проведения ежегодной Всероссийской олимпиады школьников по географии. В этой олимпиаде участвуют школьники практически со всей страны. Всероссийская олимпиада крайне важна, так как из числа ее победителей формируется та команда, которая борется за победу на международных олимпиадах по географии. Если в начале двухтысячных годов участники российских команд получали бронзовые и серебряные медали, то в последние годы Россия не перестает завоевывать «золото». В 2008 году обладателем золотой медали стал Алексей Фадеев, который сегодня студент 4-го курса географического факультета; в 2010 году золотую медаль присудили Ксении Соколовой, которая тоже сейчас учится на географическом факультете МГУ. В этом году золотая медаль Всемирного чемпионата по географии, который проходил в Сан-Франциско, досталась также команде российских школьников. Причем Россия впервые одержала победу за все время проведения чемпионатов с 1993 года. Столь положительная динамика не может не радовать. Такие результаты – свидетельство того, что, несмотря на все недостатки и проблемы современного географического образования, в России немало школ, где география преподается на хорошем уровне, где хорошие учителя географии и увлеченные географией школьники. Это важный ресурс для дальнейшего развития географического образования и географической науки в нашей стране.
Комментарии