Дмитрий Славин, педагог из подмосковного Долгопрудного – личность яркая и неординарная. По образованию он – физик, но преподает географию. Пишет «самые оранжевые квизы» и работает в трех школах параллельно. Объехал полмира, но любит скрупулезно вчитываться в карты, не выходя из дома или школьного кабинета. Уверен в популярности географии и не стесняется следовать модному тренду на междисциплинарность. Знает подходы к спящим на галерке «красавцам» с помощью секретов ЧГК и считает, что будущее предмета – за географическим диктантом. Довольно предисловий: направляемся в увлекательное путешествие вместе с нашим удивительным проводником…
Игра в школу и серьезная наука
– Дмитрий, почему выбрали географию, если Вы по образованию – физик?
– Я родом из Долгопрудного. У нас всех одна дорожка: если хорошо занимаешься, то рано или поздно, как в 70-е, так потом в 90-е годы, попадаешь в Долгопрудненский физико-математический лицей, а оттуда – на физтех, то есть в МФТИ. В итоге, то, что я буду физиком, я узнал только где-то в 9-10 классе, а до этого, наверно, мечтал быть географом. Под влиянием родственников я последовал примеру одноклассников, 90% из которых поступали на физтех. При этом продолжал любить географию, на стенах висели карты, я внимательно их изучал и сам рисовал.
Физика – современная философия. Если раньше философия объясняла смысл всего, что происходит на земле, то сейчас эту роль играет физика. Я закончил физтех 20 лет назад, но физиком так и не стал: работал обычным бухгалтером. В итоге, стал сочинять игры и понял, что я – еще и хороший рассказчик. Я люблю, когда меня слушают, меня это привлекает, как-то затягивает.
– Чем школа привлекательнее науки?
– Я понял, что для науки недостаточно умен. Есть такое мудрое высказывание: чем глубже понимаешь суть какого-то предмета, тем лучше ты понимаешь, что ничего не знаешь. Честно говоря, я даже никогда не задумывался, нужна ли мне ученая степень. Для науки я недостаточно глубок, а для школы – вполне себе. Ту же самую науку объяснить на пальцах для детей 5-7 классов у меня получается неплохо, к тому же мне это нравится.
В какой-то момент я думал, не унифицироваться ли, не стать ли мне преподавателем еще чего-то, например, той же физики, но пришел к выводу, что чем преподавать много разных наук, лучше преподавать одну большее количество времени.
– Вы пишете квизы: давно?
– Еще со студенческих времен, и все последующие годы я больше занимался именно играми, городским ориентированием. Все время путешествовал, где-то четверть года находился в пути.
– Как Вы используете квизы на уроках?
– Детям квиз гораздо интереснее, чем обычный урок. Приведу пример. Показываю на карте Африку, Суэцкий канал – границу с Азией, здесь Гибралтарский пролив – граница с Европой, снизу Мыс Доброй Надежды. Одно дело, когда ты вызываешь ученика к доске, даешь ему указку в руки и говоришь: покажи, где что находится – довольно скучно. А когда это происходит на экране, там вылетает картинка, на картинке – сухогруз, перекрывший Суэцкий канал… География сразу перестает быть «сухой» наукой из учебника. Я показываю сухогруз и спрашиваю: где это? «Виновник происшествия» остается у детей на слуху и в памяти, а география становится «живой» наукой, которая происходит здесь и сейчас.
– Дети получают что-то за победу в квизах?
– Первая команда получит «пятерки». Понятно, что «четверки», «тройки» и «двойки» остальные команды не получат, чтобы не было обидно.
– В скольких странах побывали?
– Со странами – как у грибников. Есть такая примета: когда идешь за грибами, если ты их посчитал, никогда не соберешь. Я для школы один раз пытался прикинуть, получилось точно больше 50. Я точно знаю, что больше 50, но меньше 100. Я много, где еще хотел бы побывать, в некоторых странах – по второму и третьему разу с удовольствием.
А чего дома сидеть?
– Вы много путешествуете: используете рассказы о поездках на уроке? Учителю географии обязательно быть путешественником или нет?
– Быть путешественником необязательно, однако хороших результатов ты достигаешь, когда любишь свое дело, а если любишь географию, то рано или поздно все равно становишься путешественником. Я много где еще хотел бы побывать, в некоторых странах – по второму и третьему разу с удовольствием, например, в Австралии, в Новой Зеландии, Японии, в Северной Америке: в Канаде, в США.
Я готовлюсь одновременно и к уроку, и к своему собственному путешествию. Например, вычитывал про Австралию какие-то моменты, которые меня в ней привлекали, потом делился с ребятами. Рассказывал про Марокко, дополняя историю фотографиями, где стоял сначала среди пустыни, потом – на вершине снежной горы. В Марокко за 5 дней в пределах 100-200 км можно катнуть на трех досках: сэндборде, сноуборде и обычной серфинговой – в море. В январе рассказал ребятам про Южную Африку. Конечно же, упомянул про Зимбабве, про 5 октиллионов долларов, показал саму банкноту.
– Их доллар настолько низко ценится?
– У них была рекордная инфляция. Президенту даже дали Шнобелевскую премию за вручение населению таких гигантских номиналов. Сейчас эту валюту отменили, решили, что не будет зимбабвийских долларов, только доллары США. Но бумажек напечатано очень много, их многие приобретают в качестве сувениров. Я приношу детям эти бумажки, на которых 20 нулей. Это не может не остаться в памяти ребенка: ученик запомнит, как минимум, название этой страны и историю про гиперинфляцию.
О «спящих красавцах» и «лампочках Ильича»
– Как поступаете с детьми, которым уроки вообще не интересны?
– В ходе рассказа я нередко задаю внезапный вопрос. Например, я могу говорить про самый низкий вулкан мира, он находится в Эфиопии – и тут же задам вопрос: «Как вы думаете, какова его высота?» – то есть поверну диалог в область ЧГК. Правильный ответ: самый низкий он, потому что находится ниже уровня моря, его высота – минус 48 метров. Вбрасываешь вопросы в класс, и ребята начинают между собой соревноваться, кто самый умный: все тянут руки, кто-то просто кричит. А иногда ты можешь этот вопрос задать не классу, а конкретному заснувшему, отвлекающемуся ученику, потому что, в принципе, раз дети пришли сюда, они не повинность отбывают, а учатся, и всегда есть что-то, что может их зацепить.
Сымпровизировать на лекции перед полным залом незнакомых детей сложно. Но постепенно, если ты их изучаешь, то понимаешь, что кому-то, например, нравятся жизнь богатых людей или новости экономики – и рассказываешь про Илона Маска. Однажды случился курьез. Я рассказывал про Занзибар, говорю: «А вы знаете, что самый известный житель Занзибара – это Фредди Меркьюри?» Думал, все скажут: «Ничего себе!» Оказывается, во всем классе никто не знал, кто такой Фредди Меркьюри. В итоге, я им про современного рэпера Скриптонита рассказывал, кто он такой, откуда. Между прочим, не россиянин.
– Так откуда же?
– Из Казахстана. Удивительная страна! Крупнейшая внутриконтинентальная в мире, без выхода к мировому океану. И сразу спрашиваю про вторую, лезут в атлас искать…
Рассказал про Казахстан через Скриптонита. Есть еще мультики, которые имеют какую-то географическую прописку: аниме – это Япония, Лило и Стич – это Гавайи. Девочкам, например, нравится слушать про животных: про большую панду, про красную. Мальчика можно зацепить вопросами про футбол, тут он прямо весь расцветет. Вот мы сейчас про Африку говорим. «Ответьте мне, какая африканская сборная, единственная за всю историю, дошла до полуфинала Чемпионата мира?» И тут нерадивый ученик проснулся!
– Но если учеников 30. Индивидуально не получится же! Как привлечь внимание к географии как таковой?
– Наверно это частный случай, но вот у нас в Долгопрудном есть МФТИ, и там иностранные студенты. Я просто договорился и привел их на урок. Замбия, Гвинея, ЮАР, Марокко. В выигрыше все. Сами студенты очень хотят рассказать о своих странах нам, с невероятной экспрессией и энергетикой. А дети валят толпой на этот урок и даже пытаются какие-то другие уроки прогулять, чтоб послушать еще. Для них за пределами Московской области разве что Беларусь и Турция известна. А мир оказался большим, очень разнообразным и ярким. Они раскрепощаются, тут же популярные в последнее время межпредметные связи работают. Не боятся включить английский язык.
На чистом географическом выходе: школьники знают, что эти страны вообще есть и где они, но главное, что география перестала быть кабинетной, теоретической дисциплиной. Такие уроки буду продолжать, студентов еще много, из самых разных стран.
– Вы как-то поощряете самых активных, увлеченных, успевающих?
– Таких ребят всегда можно поощрить новыми вопросами! Вопросы у меня, как у ЧГК-шника, никогда не кончаются. Хочется больше географии – приходите ко мне на кружок, там будут необычные вопросы про самый низкий вулкан мира, самую глубокую реку мира – и так далее. Они формируются из методик, близких к ЧГК и «Своей игре». Плюс есть еще карточная игра, тоже связанная с географией.
Карта будней
– К олимпиадам с учениками готовитесь?
– Сам еще не научился. Сфера очень бюрократизирована. Зато готовились к географическому диктанту. Сначала я его сам написал: очень понравилась идея. Через год провел в своей школе и даже чуть-чуть подготовил к нему детей. Потом, когда мне сказали: теперь готовь их к олимпиаде, – я им просто еще раз дал географический диктант прошлых лет: 40 вопросов по географии с четырьмя вариантами ответов, 40 красивых фактов. Учил детей на опыте ЧГК: на тестах нужно включать логику. Логикой два-три ответа убираются очень легко, и останутся те два, из которых проще выбрать правильный.
Но у меня есть личная претензия к географическому диктанту: мне не нравится, что там вопросы только по России. Любой географ должен понимать, что Россия – это одна девятая часть мира, что есть еще восемь девятых другой территории, не менее интересной по каким-то своим географическим характеристикам, особенностям, свойствам.
– Насколько я понимаю, вы совмещаете на уроках историю с географией. Знания из каких еще областей используете?
– Хороший вопрос. Модный тренд – междисциплинарность. Я в тренде, причем не специально. Просто география – это наука, которая вклинилась везде, где только можно. Иногда приходится вспоминать, что я – все-таки физик. География, особенно в шестом классе – физическая.
Для многих учеников, например, я стал историком. Начинаю знакомство с истории географии – с Древнего Египта, Междуречья. В этом году всем своим пятиклассникам в трех школах именно я первым рассказал, что такое Междуречье, как оно устроено, где находится.
Такой науки, как религиоведение, в школах нет, но тем не менее в седьмом классе я раскладывал детям основы религии, причем, по умолчанию предположил, что христианство они знают, и у многих действительно были какие-то уроки. Я раскрывал ученикам смысл основных постулатов буддизма и ислама, рассказывал, где религии распространены.
Дошло даже до математики, до того, что я был первым для них человеком, который рассказал ребятам про отрицательные числа, хотя собирался про Каспийское море. Так как высота Каспийского моря -28 метров, мне пришлось 15 минут еще рассказывать про отрицательные числа: как это работает и что это такое. С углами у нас тоже все не очень просто: параллели, меридианы, компас – это углы.
– Какие проблемы современной школы вы бы выделили?
– Первая – очень короткие уроки. Наверно, дети больше 40 минут просто не высиживают. Но если хочешь полноценно погрузить ребят в тему, надо делать сдвоенные занятия.
Вторая проблема – бюрократия. Когда я пришел в общеобразовательную школу, я утонул в школьном портале. Бюрократия чинит препоны творчеству.
Третья – узкая специализация детей. Возможно, это идет от родителей, которые считают, что главное – русский язык, математика и английский. Они требуют от ребенка, чтоб были «пятерки» по этим предметам. Получается, что все остальные уроки немножко страдают, и география вместе с историей и биологией отходят на второй план.
– Готовите ли вы ребят к ВПР, ЕГЭ, ГИА?
– Ни к ГИА, ни к ЕГЭ не готовлю, потому что мои классы – 5-8-е, а к ВПР – вполне, это, наверно, какое-то подобие ЕГЭ. Все классы, которые я готовил к ВПР, написали их успешно. Я просто брал задачу и, ориентируясь на опыт ЧГК-шника и выпускника физтеха, всегда выделял ключевые моменты: как надо решать и по какой логике. Более того, когда я веду уроки, сразу на каких-то моментах останавливаюсь и отмечаю, где ошибаются все и всегда.
«Не пропить глобус и знания!»
– Есть у вас на примете образы географов из книг и фильмов, на которых Вы хотите быть похожим?
– Больше всего мне нравится Паганель. Это наиболее правильный образ. Из настоящих людей это практически все путешественники, которые жили после окончания эпохи ВГО – эпохи великих географических открытий. Наиболее известен у нас Арсеньев, который ходил по Приморскому краю, по Уссурийской тайге. Мне импонируют Пржевальский, Семенов-Тян-Шанский.
Я много рассказываю детям про такого исследователя, как Александр фон Гумбольдт, хотя сам открыл его, только став учителем. Это был первый путешественник начала 19 века, который стал заниматься географией как наукой. Он открыл новые виды животных, выдвинул идею разделения природных зон, много путешествовал: по России, по Южной Америке.
Если вернуться к литературе и кино, отмечу такого персонажа, как Индиана Джонс. Он, конечно, совсем не географ, скорее, археолог, но по крайней мере, знакомый детям. Вполне положительный образ. Даже географа, «пропившего глобус» из романа Алексея Иванова считаю положительным: сумел привить ученикам любовь к родному краю.
– Вы с детьми ходите в походы, совершаете какие-то выезды?
– Сложный вопрос. Я, впечатленный географом, «пропившим глобус», думал, что буду этим активно заниматься, но реальность внесла коррективы. Во-первых, только сейчас у меня 8-ой, а до этого 5-7-ые классы, и без письменного согласия родителей ни один поход состояться не может.
Вторая проблема – шестидневка. Ребята настолько загружены, что все уроки делают в воскресенье, то есть им вообще некогда. И самая главная проблема – это погода, потому что мы живем все-таки не в Индии, а в России, и шансы вывести учеников в какой-то поход есть только в мае, когда у всех экзамены.
Один класс я вытащил в поход в сентябре, они очень хотели. Мы пошли на полдня с родителями и просто изучали топографические карты, ориентировались по лесу. Я раздал ребятам компасы, рассказал, как они работают. Все, конечно, остались в полном восторге. Сейчас подумываю о том чтобы вывезти детей в какой-нибудь тематический Музей.
– В какой же?
– В Музей кочевой культуры в Москве. Там отлично рассказывают про коренные народности страны: про чукчей, про ненцев и так далее. Присутствует некий элемент погружения в среду. Ребята заходят в чум, в ярангу, сидят на этих подушках. Рассказчик разрешает им и в бубен постучать, и станцевать.
Этнографическая лекция длится час-полтора, предметы кочевого быта можно трогать руками. И еще отмечу, что ребят каждый учитель-предметник должен водить в свой тематический музей: в Дарвиновский – биолог, в Исторический – историк.
– Скажите, пожалуйста, на какой вопрос вы бы сами хотели ответить, чем желаете поделиться с читателями?
– Каких целей я бы хотел достичь, преподавая географию. Одна из целей – не потерять интерес к географии в первую очередь, самому. Вторая – чтобы спустя 40 лет, когда моих детей на улице встретит какой-нибудь блогер с микрофоном и спросит столицу Португалии или столицу Узбекистана, они бы смогли ответить. Кто открыл Америку? Колумб – это все могут ответить. Хотя, если и тут разобраться, ответ, конечно, не до конца верный. А вот кто первым совершил кругосветку, уже никто не может ответить. Это не Магеллан, он умер в середине путешествия, а другой человек – Энрико Молуккский. Пусть у ребят сохранятся хоть какие-то знания в голове надолго – и я буду счастлив!
Комментарии