search
main
0

География беды

В каких случаях человек обращается в редакцию? Конечно же, когда ему требуются совет, поддержка, помощь.

Несколько лет тому назад учительница Зинаида Викторовна Пак по объявлению в нашей газете нашла работу в сельской школе. Переехала тогда с семьей из Узбекистана в село Черноручье Приморского края. А недавно получаем от нее отчаянное письмо. “Школу, в которой я работаю, – пишет Зинаида Викторовна, – закрывают. Собираются вроде приобрести автобус, чтобы возить ребят за девять километров. Правда,в соседнем селе уже закрыли школу, но дети так и не учатся. Не на чем возить. Душа болит за наших ребят, за наше село, к которому я за девять лет прикипела душой. Помогите отстоять школу”.

С такой же просьбой обращается к нам учительница Солодовской школы Пермской области Вера Григорьевна Катаева. Оказывается, в Большесосновском районе на совете директоров школ при участии администрации района обсуждался недавно вопрос о реорганизации системы образования. “Порадовали” жителей – вскоре прекратят свое существование пять из девяти основных общеобразовательных школ. В каждой из них от 60 до 80 детей, около пятнадцати учителей. Ясно, что волнуются и педагоги, и родители детей. Те молодые семьи, что посильнее, да поувереннее в своих силах, скорее всего уедут. Село будет стариться, а потом и вовсе исчезнет. Такое ведь уже бывало. В Большесосновском районе обрекли на вымирание села Солоды, Заболотово, Пермяки, Верх-Потку, Юрково.

“Умирающие села, города, доживающие свой век… Вы тихи и угрюмы зимой. Ваши раны скрывает снег. Снег скрывает руины домов. Кто решил, что закончен ваш век? Кем отмерены жизни даты? Разве этого ждали те, кто с любовью вас строил когда-то? Умирающие села, города… Только люди в них еще живые”. Это грустное стихотворение прислала нам из Гремячинска Пермской области учительница Кичакова (к сожалению, она не сообщила имени и отчества). Источником вдохновения служат сегодня печальные события.

Красноречивые цифры. За последние пять лет в одной только Брянской области ликвидировано 63 образовательных учреждения. В Тульской – в прошлом году не учились всю первую четверть 70 ребят Тепло-Огаревского района в связи с закрытием школ в четырех маленьких селах. Эти цифры мне привели в Генпрокуратуре. Сюда стекаются сведения о нарушении Закона “Об образовании” в территориях. Здесь же мне пояснили, что ликвидация школ возможна только с согласия схода жителей населенных пунктов. Однако ни в одном из писем не содержатся сведения о таких собраниях. Решение о закрытии школ, как правило, принимается сверху.

Из села Кузнецово, что находится в Амурской области, сигнал бедствия тоже шлют учителя. Селу – 140 лет. Названо оно в честь известного золотопромышленника. Были в селе и почта, и детский сад, работали два магазина, здравпункт, школа. Теперь совхоз развалился, его рабочие находятся в бессрочных отпусках. Разрушается постепенно весь соцкультбыт. Перестал ходить автобус, закрылась почта, в одном из магазинов продают только хлеб. В школе закрылись группы продленного дня, классы стали объединять в комплекты. Возможно, и школы скоро не будет.

“Власть наверху делит портфели, – замечают учителя Кузнецовской школы, – да поддерживает “богатые” территории. А у нас ничего нет – ни алмазов, ни золота, ни нефти. И никому мы не нужны, и проблемы наши мелкие никому не интересны…”

В конце прошлого столетия великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев, переживая за упадок общества, в “Заветных мыслях” обозначил два столпа, на которых может крепко стоять сильная Россия. Это промышленность и просвещение. Ученый верил в то, что в будущем его пророчество обязательно исполнится. Не всегда же, писал он, будут заправлять у нас в стране “бомбардиры и бойкотиры”.

Мы на пороге нового тысячелетия. Закрываем, сокращаем, разрушаем… К бомбардирам и бойкотирам добавились еще рэкетиры.

Надежда ТУМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте