Жила княгиня на Фонтанке
Ролевые, имитационные и деловые игры
“Почтенный Учитель, начало наших бед не в том, что вы не можете нас научить, а в том, что не велите знать”.
О.ХАЙЯМ
се начиналось достаточно прозаично, когда добрый десяток лет назад я взялся вести географический кружок. Но очень скоро понял, что наука моя слишком всеобьемлюща и как минимум необходимо достаточно хорошо знать историю, литературу, физику, даже живопись и музыку. Палеонтологический кружок не смог удовлетворить насущные потребности кружковцев. Интерес стал угасать, когда от теории мы перешли к работе с палеонтологическим материалом, справочниками, определителями. Те несколько энтузиастов, что продолжали работать, радовали меня, но уж больно не хотелось терять и других. Вот так и образовался клуб “Что? Где? Когда?”, клуб для тех, которые тоже поняли, что география слишком сложна, чтобы знать только географию.
Клуб, как и положено, имеет свою атрибутику, традиции, устав. И, главное, привлек внимание очень и очень многих. Достаточно сказать, что у нас насчитывалось 10 команд по 5 человек в каждой. Играем мы один раз в месяц. Сейчас клуб расширился. И я ведущий не только в клубе своей школы, но и ведущий районной игры “Что? Где? Когда?”, где играют 15 школ района. Надо сказать, что вопросы не из легких, требуют сообразительности, логического мышления, знаний. Вот некоторые из них.
1. “Об этом камне многие знают много, каждый что-нибудь, но никто не знает достаточно”, – гласит надпись на камне около г.Энзисгейма, прикованном цепями к стене церкви.
Что это за камень? (Метеорит).
2. К трону Августа склонились три женщины. Одна держит пучок кистей, вторая мраморную маску, третья – угольник. Позади них дряхлый старик, его глаза потухли и не боятся итальянского солнца. Справа от Августа стоит богатый римлянин. Он и представляет императору всю группу. Он любит и ценит искусство. Таков сюжет полотна итальянского художника Джованни Тьеполо. Назовите имя римлянина, стоящего справа от императора. (Меценат).
3. Издавна мечтали смелые умы создать “Зеркало, наделенное памятью”. Зеркало, в котором бы жизнь на века запечатлелась такой, как она есть. Что это за зеркало, наделенное памятью? (Фотография).
4. Кучеру княгини Загряжской было строго приказано через Дворцовую площадь не ездить. Жила княгиня на Фонтанке и всегда предпочитала сделать крюк, чтобы не подвергаться опасности.
Какой опасности боялась княгиня? (Александрийская колонна на Дворцовой площади, выполненная Огюстом Монферраном в честь победы в 1812 г.)
5. В 1682 г. в Московской типографии было выпущено нечто, которое начиналось словами “Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскать может число всякие вещи”. Что было выпущено в 1682 г.? (Таблица умножения).
6. “Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят” – писал М.Ломоносов. А о чем он, собственно, писал? (О солнце).
Вот так от географии – к музыке, к астрономии, живописи, истории и многим-многим другим наукам. И география не проиграла, она заиграла новыми красками, впитала в себя всю человеческую культуру, тайны природы земной и тайны глубин космических. Так и началась пропаганда предмета. Без громких слов и восхваления. Но я преследовал и другие цели при создании клуба. И одна из них – привлечь ребенка к книге, к книге умной и интересной, к книге, которая заставит думать. Помните у Достоевского: “Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное”.
Ну, а я обращу свое внимание на другое. На то, о чем говорили Платон и Джон Дьюи, хирург Пирогов и педагог Макаренко. А именно – на игру. Ребенок, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится.
Процесс обучения может развиваться и на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. В учебную игру участники привлекаются прежде всего ради них самих: играя роль, т.е. моделируя ту или иную деятельность, социальный тип, функцию управления, легче приобретаются знания, навыки, понимание тех процессов, в которых сам участвуешь.
Конечно, в имитационных и деловых играх с социально-экономическим содержанием требуется свой игровой реквизит. Модели предприятий, строек, банков, природных ресурсов и т.д., то есть модели всевозможных социально-экономических полей деятельности, в которых исполняют свои роли участники игры. Для моделирования структур и поведения социально-экономических систем используются таблицы, географические карты, схемы. Вообще игры могут быть различными: ролевыми, имитационными, деловыми…
По многим темам курса “Экономическая и социальная география”, в том числе “География России”, возможно применение нескольких типов игр, потому что наряду с чисто обучающими задачами в процессе игры проявляются такие моменты, как коллективная выработка решений, многоальтернативность решений, единая цель при выработке решения, определенное эмоциональное напряжение. Интересно, что однозначное, единственно правильное решение, заранее известное преподавателю, при игровом методе может и отсутствовать. Хотя и здесь последнее слово при оценке вариантов остается за преподавателем, который формирует свое мнение с учетом материалов, предложенных участникам занятий. Чем отличаются игры, которые я применяю на своих уроках?
Ролевые игры. Они имеют свои характерные признаки, например, различие ролевых целей участников игр, исполняющих различные роли, наличие общей цели у всего коллектива, наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры. Из этого типа игр я представлю игру “Город”.
Есть игры, для которых не свойственны некоторые из перечисленных характерных признаков ролевых игр. Например, имитационные. В таких играх имитируются некоторые хозяйственные проблемы, социальные механизмы, определяющие поведение людей и их взаимодействие. Большинство преподавателей смогут самостоятельно составить игры по имитации экологической катастрофы, деятельности предприятия и т.п.
При решении сложных социально-производственных задач применяют организационно-деятельностные игры. Они требуют обьединения усилий для обработки оптимального решения. Например, игра “Территория”. Обычно в таких играх решаются комплексные проблемы.
Деловые игры позволяют проводить контроль знаний непосредственно в процессе игры.Они формируют умения, навыки и качества, которые не могут отрабатываться на обычном уровне иными методами обучения, по результатам оценивания деятельности участников во время деловых игр можно получить достаточно полную картину о знаниях игроков и их личностных качествах. Следует отметить, что часть игр можно использовать непосредственно при изучении нового материала, но в большинстве своем они могут использоваться для закрепления, обобщения знаний.
Итак, несколько игр, которые вы можете использовать на своих уроках, усложняя или упрощая, обьясняя материал или обобщая его. Я надеюсь, что игры вызовут дополнительный интерес к предмету, некоторые из них будут неожиданными для детей, и, может быть, привлекательными.
Игра “Территория”
Игра посвящена проблемам, возникающим при развитии экономики какого-либо региона страны. Особенно четко эти проблемы вырисовываются, если речь идет о развитии малообжитых регионов. В последние годы обязательным стал комплексный, системный подход к развитию новых регионов. Игра в принципе может использоваться при изучении любого экономического района или ТПК.
Есть несколько условий комплексности проекта развития экономики региона:
– надо постараться построить в одном ТПК как можно больше предприятий, соединенных хозяйственными связями;
– создать и эффективно потом использовать общую для всех предприятий инфраструктуру;
– учесть наличие трудовых ресурсов в регионе как в настоящий момент, так и в перспективе;
– предусмотреть строительство жилых домов, предприятий непроизводственной сферы, торговли и т.д.;
– в проекте должны быть не упущены и верно решены вопросы сохранения окружающей среды.
Игра учит умению комплексно подходить к проектированию новых производственных мощностей в регионе.
По вашему усмотрению, в целях усложнения игры могут быть предусмотрены следующие действующие лица: директора промышленных предприятий, администрация, банк и т.п. Игровая проектная деятельность разворачивается на территории, карта которой вывешивается на доске. Карта может быть и весьма условной, но может вывешиваться карта конкретной территории. В начале игры администрация выбирает себе конкретную территорию. Затем идет проектирование ее застройки в соответствии с наличием полезных ископаемых, рельефом и т.д. Результаты проектирования отображаются условными знаками на карте. Если введены данные по себестоимости перевозок, строительства жилого фонда, промышленных предприятий и т.д., то должны быть математические расчеты по части расходов. Тогда игрокам необходимо подумать и о доходной части (условно развитие региона рассчитано на 10 лет).
Игра “Город”
Игра имеет несколько целей. Выявить проблемы развития городов. Кроме того, эта игра – надежда на то, что проблематика градостроительства окажется привлекательной для учащихся, не успевших еще твердо выбрать себе профессию. В контексте градостроительства охрана окружающей среды предполагает не только меры по охране природы, но и меры по охране здоровья человека. Игра в определенной степени знакомит ребят с инфраструктурой города. Она состоит из нескольких этапов. По желанию преподавателя их можно сокращать, а можно и расширять в зависимости от класса.
Первоначально дается довольно условная карта, где отмечаются: рельеф, реки, озера и т.д. Этапы деятельности:
– Выбор участка под застройку города.
– Составление генерального плана застройки города (схема расположения жилых районов, садово-парковых зон с учетом розы ветров, размещения промышленности, ландшафта и т.д.).
– Строительство жилого района. Здесь ребята рисуют, проектируют жилые здания, школы, детские и лечебные учреждения, торговые предприятия. Если задание было известно заранее, они приносят иллюстрации, рисунки, открытки.
– Формирование центра жилого района. Устраивать ли в центре одну торговую улицу? Запрещать ли движение транспорта? Эстетическое оформление центра.
– Подземная урбанизация. Возможность строительства метро, переходов, подземных гаражей.
– Инфраструктура города.
Расположение магистралей по отношению к центру. В этом задании можно сравнить застройку и магистрали Москвы и Санкт-Петербурга. Решить, какой вид транспорта будет в городе.
– Садово-парковая зона.
Здесь можно обратить внимание на застройку и расположение садово-парковых зон в Прибалтике.
– Благоустройство города.
Проектирование садовых скоплений, остановок, киосков, дворов, детских и спортивных площадок.
Необходимо учесть, что все проекты должны быть красиво и аккуратно оформлены. Можно различным группам дать только определенное задание, тогда у них будет больше времени на выполнение конкретного задания.
Игра “Тайга”
Игра способствует моделированию самостоятельного выбора решения при строительстве предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности на основе знаний о факторах их размещения.
Сюжет игры. Три директора (директор мебельной фабрики, директор ЛПК, директор ЦБК) решают вопрос о строительстве своих предприятий в одном из городов (Сосновск, Крутоярск, Пармск). Они должны правильно выбрать город и доказать целесообразность строительства их предприятия именно здесь.
В своей работе директора должны учитывать наличие ж/д магистралей, речных путей, число жителей в городах, возможность строительства предприятий, способных кооперировать с ними. К игре дается схематическая карта. В процессе игры необходимо сочетать умозаключения ребят с сообщениями по данной теме. Возможно, что ребята подберут к уроку образцы изделий изучаемой промышленности.
Игра “Северный проект”
Способствует развитию логических умозаключений, способности решать сложные проблемные вопросы. Требует хороших знаний по предыдущим темам.
Сюжет игры. Класс разбивается на фирмы. Каждой фирме дается карта северного экономического района, на которой обозначены реки, города, полезные ископаемые, пути сообщений. Фирмы на основе имеющихся знаний сами предполагают, какие отрасли промышленного производства должны быть развиты в том или ином городе на основании залежей полезных ископаемых, наличия других природных ресурсов. Определяют развитие сельского хозяйства района. По окончании работы фирмы доказывают правильность своего выбора. После чего они сверяют результаты своей работы с учебником и атласом.
Конечно, есть игры и более сложные, где, кроме теоретических заданий, довольно много и математических решений. Экономика невозможна без цифр. Хорошие экономические выкладки лишь подтверждают правильность теоретических размышлений. Некоторые игры построены на основе практических работ, что вполне сочетается с учебной программой. Игровые методы обучения довольно быстро усваиваются детьми, они убеждаются в их достоинствах. Свойства игры как инструмента познания, используемого детьми с раннего возраста, дают основания надеяться, что игровая имитация может служить более эффективной платформой для координации познавательной деятельности, чем традиционные коллективные обсуждения.
Александр СВЕРКУНОВ,
учитель географии 29-й средней астраханской школы, финалист конкурса “Учитель года России” 1992 года
Комментарии