search
main
0

География

До сих пор мы знали, что есть так называемое “ближнее зарубежье” и “дальнее”, несмотря на крайнюю условность этих понятий. Авторы нового учебника (В.Л.Бабурин, А.И.Даньшин, Л.И.Елховская. География Российского порубежья: мы и наши соседи. М., Просвещение, 1999) справедливо напоминают, что “ближний” Таджикистан на самом деле – “сосед третьего порядка”, граничащий с Россией через два государства (с.14).

А вот понятие “порубежье” – что-то совсем новое… Новое, но вполне оправданное, как выясняется при ознакомлении с этим учебником.

Что же такое порубежье? Авторы определяют так: “Российское порубежье – земли, страны и народы по обе стороны наших традиционных и новых границ” (с.3). Или еще: “Страны нового российского окружения вместе с приграничными территориями Российской Федерации” (с.12).

И получается, что учебник – как бы “мостик”, переход от курсов населения и хозяйства России к курсам социально-экономической географии мира. И очень важное заполнение “белых пятен”, ведь больше нигде подробно не рассматриваются ни страны СНГ, ни страны Балтии, а в учебниках по социально-экономической географии мира не хватает места для специальных глав по Польше или Швеции.

Первый же параграф учебника обозначен как “Россия и геополитика”, и это не дань моде, а начало геополитического подхода, проходящего сквозной линией через всю книгу. Хорошо, что школьник узнает, что такое геополитика, хорошо, что наряду с западными “отцами” геополитики уважительно поминается и Лев Николаевич Гумилев, реанимировавший в России евразийство – мощную русскую геополитическую концепцию. Наконец, здесь же раскрывается и современная “Концепция цивилизаций”, введенная в 90-х гг. американским профессором С.Хантингтоном.

Геополитический подход делает учебник проблемным, побуждает школьника думать, самому искать ответы на вопросы, задаваемые жизнью, сопоставлять политику и экономику (например, в разделе о странах Балтии, их возможном вступлении в НАТО и в то же время перспективах их связей с Россией) и вместе с тем дает ориентиры для самостоятельной оценки событий в “мире порубежья”, о которых он слышит каждый день по радио или видит по ТВ.

Учебник весьма современен и высоко информативен – данные по населению относятся к 1997 г., по экономике – к 1995 г., прекрасно собрана и обобщена информация о сложном периоде реформ в странах СНГ (1990-1995 гг.). Иногда это шокирующая, но всегда интересная и достоверная информация, например такая: на долю промышленности в современной Грузии приходится лишь 6,7% ВНП (!) (с.152), а душевое потребление мяса в той же республике упало с 14 кг в 1990 г. до 0,01 (!) кг в 1995-м (с.153).

Авторы также прекрасно знают и хорошо иллюстрируют состояние западной экономики сегодня; показательны такие детали: говоря об индустрии Финляндии, упоминается не просто судостроение, а создание ледоколов и круизных судов класса “люкс” (с.42), а ведь именно в этом специфика ее судостроения в кризисный для всей этой отрасли период. Или, говоря о машиностроении Швеции, на первом плане выделяется шарикоподшипниковая промышленность, а ведь именно она дает мировую известность фирме “СКФ”, особо характеризуется также мощный ВПК данной страны (с.50).

Изложение печальных для многих стран СНГ и Балтии итогов реформ сделано весьма тактично, без какой-либо нарочитой политизации проблемы, и мне кажется, что даже для родителей восьми- и девятиклассников такая информация о странах – соседях России будет абсолютно новой и полезной. Итоги реформ во многом печальны, но они никак не лишают эти страны индивидуальности, и это четко отражено в учебнике. Справедливо отмечается, что “среди всех бывших республик СССР Беларуси в наибольшей степени удалось сохранить и экономический потенциал, и уровень жизни населения” (с.110), а экономическое положение Узбекистана выделяет его в Юго-Восточном порубежье, ибо его (правда, условно, по-моему!) можно считать стабильным (с.202). Показывается, что разной является не только ситуация, разными могут быть и пути выхода из кризиса: Казахстан ищет их продажей многих предприятий иностранным компаниям (с.188), а Литва с ее деиндустриализацией (удачная находка авторов) – в попытках усилить транзитные функции, вряд ли успешные, ибо конкуренты – и другие страны Балтии, и Финляндия (с.85).

Проблемный подход подчеркивается и подбором карт в тексте – почти для каждой страны карта иллюстрирует ее специфику, ее актуальные проблемы: лесистость Финляндии или электростанции Швеции, радиационное загрязнение в Беларуси, национальный состав населения Украины, расселение в зависимости от высоты местности в Армении или Киргизии и т.д. Правда, наряду с “проблемными” картами есть и хороший набор “обычных” – своего рода “мини-атлас” в конце учебника.

Мне очень понравилась принятая авторами структура глав: сначала идет художественная зарисовка (для Финляндии, например, такая красивая – “свинцовая гладь моря, испещренная тысячами мелких скалистых островов (шхер), сменяется хитросплетением “разбитого” стекла озер и зеленых лесов на гривах, а затем – синеватой и заболоченной тундрой Лапландии” – с.34-35). А потом дается своего рода деловая визитная карточка страны: ее площадь, столица, административное деление, численность и плотность населения, язык и религия. И, наконец, после всех “обязательных” и привычных для географических учебников разделов везде введена короткая и очень нестандартная заключительная культурологическая рубрика – типичные постройки, исторические традиции, праздники страны, народный эпос, наконец, великие люди – гордость нации.

А где же замечания? Они всегда есть, но их даже не очень хочется делать, т.к. учебник, думается, должен понравиться и самым строгим критикам. Может быть, говоря об евразийстве, стоило отметить первого русского геополитика – Петра Савицкого, вероятно, не стоило говорить о пангерманизме (с.8), ведь Хаусхофер – это нечто совсем другое и куда более сложная фигура, чем принято считать. Иногда есть и перенасыщенность цифрами, например, только по внешним связям Беларуси дается восемь (!) цифр, вплоть до таких, как доля Литвы в этих связях (3,5%). Но все это – мелочи в сравнении с новыми подходами, богатством содержания, а в целом – безусловно удачей книги о “порубежье”.

Сергей ЛАВРОВ,

доктор географических наук, президент Русского географического общества

Приобрести учебник можно по следующим адресам:

127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Редакция рекламы: тел. (095) 289-52-84, факс (095) 200-42-66.

E-mail: texbook@glasnet.ru или textbook@glas.apc.org

web site: http://www.glasnet.ru/ -textbook/

Магазин “Книги” “Просвещения”: 127521, Москва, ул. Октябрьская, 89; тел.: (095) 289-44-44, 289-60-44, факс (095) 289-60-26.

Торговый дом “Просвещение”: 129626, Москва, ул. Новоалексеевская, 8, тел./факс (095) 287-08-69.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте