Поближе к вулкану
– В российском образовании произошел беспрецедентный случай – выходит в свет первый электронный учебник, – такое полное надежды на сенсацию утверждение я высказал генеральному директору Республиканского мультимедиа центра Александру Осину.
– Надо только добавить: учебник географии. Образовательные электронные издания производятся в России довольно давно – с начала 90-х годов. Но если говорить об электронной версии учебника географии, рекомендованного Минобразовнием для общеобразовательных школ, то это впервые. Мы выиграли конкурс, объявленный правительством Москвы в рамках программы “Учебник нового поколения” и в качестве “опытного образца” сделали CD-ROM “Начальный курс географии” для шестого класса (автор учебника Н.Петрова, руководитель проекта Т.Чистякова, художник А.Ушаков).
– Компьютерщики свободно манипулируют различными словечками типа CD-ROM, DVD, мультимедиа, сервер и тому подобными. Не могли бы вы популярно объяснить, что же все-таки будет представлять собой учебник нового поколения?
– Вы мне напомнили один случай, который произошел в Министерстве образования, когда юристы отказались регистрировать наш мультимедиа центр, не понимая значения слова “мультимедиа”. Пришлось дать второе название: “Центр многокомпонентных информационных компьютерных сред”, что, на мой взгляд, только все усложнило. Но это только на мой взгляд. Впрочем, вернемся к вашему вопросу: что же такое электронная версия учебника? Это CD-ROM, или, выражаясь популярным языком, компьютерный диск, на котором текст учебника занимает крошечную часть всего объема информации. Собственно говоря, текст присутствует только для того, чтобы при желании можно было вывести на распечатку отдельные его куски, например для шпаргалок к экзамену. Остальное информационное пространство диска заполняется видео-, аудио- и фотоматериалами, мультипликацией, различными тестами и практикумами. Простой пример из географии: извержение вулкана. Всем уже примелькалась скучная картинка “вулкан в разрезе”, перекочевывающая из одного учебника в другой. А между тем действующий вулкан – это грандиозное зрелище, и электронное издание предложит вам цветной фильм, в котором из кратера будет вырываться огненная лава, а голос диктора подробно объяснит все процессы, происходящие в недрах земной коры. Можно представить себе лентяя, который ненавидит читать учебник и отвечать на вопросы в конце каждого параграфа. Но невозможно, на мой взгляд, найти ребенка, который откажется хотя бы разок прокрутить серию видеороликов о животном мире африканских саванн или индийских джунглей. И это касается не только географии. Возьмем, например, химию. Обычный школьный опыт: сливаем две пробирки – идет дым. Все. А почему он идет? Учитель может это объяснить только лишь на пальцах. А с помощью компьютерной графики на экране можно показать и пробирки, и дым, а главное – атомы и ионы веществ, их взаимодействие и превращение.
– Для того чтобы новый учебник обрел легальное положение в российских школах, он должен пройти экспертный совет, после чего на нем ставится гриф “Одобрено Министерством образования РФ…” А что ожидает электронное издание?
– То же самое. Федеральный экспертный совет по учебным электронным изданиям был образован в прошлом году. В соответствии с приказом Минобразования от 19 июня 1998 года ? 1646 “О создании федерального экспертного совета…” учебным электронным изданиям могут быть присвоены различные грифы, как, например, “рекомендован в качестве учебника…” или “рекомендован для использования при самостоятельном и дополнительном обучении…”. Нужно только заметить, что экспертиза электронных изданий значительно сложнее и включает в себя не только содержательную, но и технологическую часть, эргономику и попросту художественную экспертизу, поскольку мультимедиа – это искусство.
– Когда учебник географии нового поколения появится в продаже и во сколько он обойдется российским школам?
– Во многом это зависит от заказчика – правительства Москвы, но мы надеемся, что диск поступит в продажу не позднее сентября этого года. Что касается цены, то она зависит от тиража. В отличие от книгоиздания, где затраты на производство исходного образца и тиражирование соотносятся как два к восьми, в производстве мультимедийного продукта все наоборот. На тиражирование не нужно ни бумаги, ни краски. Основные средства съедает изготовление исходного образца. Таким образом, цена диска будет обратно пропорциональна тиражу. Кроме того, розничная продажа и централизованное распространение по школам – разные вещи. Мы рассчитываем, что при правильно организованном тиражировании школе этот диск обойдется не дороже “бумажного” учебника.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии