На уроке невозможно в полном объеме удовлетворить познавательные интересы обучающихся и провести полноценные исследования. Такую возможность дают школьное НОУ и географический клуб «Геомозаика», поскольку в их рамках возможно использование разнообразных форм туристско-краеведческой деятельности. Мне бы хотелось поделиться опытом организации исследовательской деятельности краеведческой направленности. Работу на эту тему я отправила на конкурс «Научный катализатор», который проводится Малой академией наук «Интеллект будущего» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.
Клуб «Геомозаика» был основан в 2010 году как подразделение научного общества для организации всевозможных акций, экскурсий, экспедиций (распространение листовок «Первоцвет», акция «Дай планете шанс», огораживание муравейников, развешивание скворечников и другие).
Одной из главных форм работы географического клуба является экскурсия. Мы проводим как длительные экскурсии с дальними пешими переходами, с автономным питанием и ночлегами в полевых условиях (походы), так и однодневные тематические выходы для наблюдения изучаемых явлений в естественных условиях. Экскурсии могут быть комплексными или посвящаться изучению лишь одного компонента природы. Приведу лишь некоторые примеры тем экскурсионных исследований: «Изучение беллигеративных ландшафтов лесных фитоценозов Красненского района», «Исследование экологического состояния участка соснового бора», «Изучение этологии муравьев», «Выявление закономерностей в пространственном размещении типов и форм рельефа Красненского района», «Влияние аномальных климатических условий лета 2010 года на свойства почв различных природных комплексов», «Экологическая характеристика земель в микрорайоне школы».
Еще одна интересная форма краеведческих исследований – экспедиции. Экспедициями руководят ученые или краеведы, которые знакомят детей с новыми методиками исследований, приобщают к науке. Летом 2018 года была организована многодневная экспедиция с целью выявления, учета и изучения редких и охраняемых видов растений. В ходе экспедиции, которой руководили научные сотрудники ФГБУ «Белогорье» к. г. н. А.Н.Гусев и Е.И.Ермакова, были получены новые данные об охраняемых растениях степных фитоценозов и меловых обнажений исследованных территорий.
Клуб «Геомозаика» каждое лето превращается в полевой экологический лагерь «Зеленая школа». В лагере работают несколько групп (почвоведы, экологи, гидрологи, зоологи, метеорологи, ботаники и др.). За 21 день работы лагеря юными экологами проводится огромная работа на местности, что, несомненно, воспитывает у детей любовь к своему краю и неравнодушие к его экологическим проблемам.
Комментарии