search
main
0

Географические карты в коллекции DVD

Создание интерактивных электронных географических карт можно назвать революцией в существующей системе наглядных пособий. Они не только открывают перед учителем совершенно новые возможности для работы, но и в буквальном смысле «преображают» урок, делают его интересным, эффективным, современным. Презентация электронных карт, организованная издательством «Дрофа», прошла в рамках 19-й Международной книжной выставки-ярмарки на ВВЦ.

Чудеса только начинаются

Демонстрация работы учителя с интерактивной картой похожа на кадры из фантастического фильма. Учитель стоит перед белой доской, освещенной лучом мультимедийного проектора. На доске появляется знакомая физическая карта мира, но с небольшим дополнением: сбоку на этой карте размещается множество каких-то значков – это интерфейс-система, которая позволяет «производить» с картой разные превращения. Например, при прикосновении рукой к определенному значку можно увеличивать масштаб карты. Со стороны это воспринимается так, будто на карту наводят подзорную трубу. Потом можно скользящими движениями руки «передвинуть» карту, точно полотно, обмотанное вокруг доски, и найти интересующий вас регион. Но чудеса только начинаются: на этот район можно нанести надписи, а можно, наоборот, их убрать; поставить или удалить значки полезных ископаемых, электростанций, обитателей флоры и фауны и т.д. И наконец, «взяв в руки» электронный карандаш, на карту можно нанести реки, города – словом, все, что считаешь нужным. Даже искушенные в электронных играх дети придут в восторг, увидев в классе такую «игрушку». Да и учителей географии возможности работы с новым пособием наверняка не оставят равнодушными.

Хорошему учителю на уроке обычно приходится работать не с одной, а с несколькими картами. Помимо того что физически сложно карты все время менять, нужно еще иметь достаточно места, чтобы все эти карты развесить в классе. Есть и еще одна не менее актуальная для учителя географии проблема – это хранение карт. Чтобы быстро перед уроком достать нужную карту, приходится подписывать их или пронумеровывать, не говоря уже о том, что это множество карт нужно куда-то поместить! Словом, поиск и демонстрация наглядных пособий на печатной основе доставляют учителю немало сугубо технических хлопот, которых можно легко избежать, используя электронный аналог. Новое пособие – это все те же карты, переведенные в электронный вид. Хранить их очень удобно, потому что все 62 карты, соответствующие школьному курсу географии, записаны на диски, такая коллекция займет в любом шкафу не слишком много места, кроме этого, для каждой карты есть методические рекомендации, вложенные вместе с дисками в DVD-box.

К сожалению, все игрушки, тем более электронные, имеют свойство ломаться. Безусловно, работа с интерактивной доской и картами еще требует и определенной отладки, и определенных навыков работы. Но в случае технических проблем с интерактивной доской электронные карты можно показывать просто через мультимедийный проектор или компьютер. Важно, чтобы учитель сумел освоить огромные методические возможности этих средств обучения. Для этого интерактивные карты издаются в комплекте с методическими пособиями, где подробно описываются приемы работы с картами и в каких случаях их использовать, а также даны примеры разработок уроков с использованием таких карт.

Все гениальное – просто

Интерактивная карта устроена по принципу «многослойного пирога»: на контурную основу накладываются разные слои, которые можно включать и выключать, ставить или снимать по своему желанию, в зависимости от целей и задач урока. Например, при объяснении материала можно использовать слой с подписями и дополнительными справочными материалами, которые тоже размещены на карте как гиперссылки: учитель дотрагивается до объекта рукой, и на экране появляется картинка этого объекта или интересная информация о нем. А на этапе проверки знаний учитель может выключить слои с надписями и, оставив на доске лишь «голую» карту, провести терминологический диктант.

Карта дает простор и творческим способностям учителя. Если раньше ему приходилось вручную мастерить какие-то значки, чтобы на уроке приклеить их к карте, то теперь он может создавать собственные подписи или комментировать свое объяснение пометками на карте, нанесенными с помощью электронных маркеров. Таким образом, интерактивная карта экономит время учителя. Он сможет тратить меньше времени на подготовку к уроку.

Излишне говорить о том, что работа в классе с такой картой сделает урок более интересным, но возможности карты расширяют воображение учащихся, делают их восприятие географии более «живым». Учитель может попросить ученика не только что-то показать на карте, но и нарисовать. Например, нанести течение рек, если на карте оставлен только слой с рельефом местности. Ученик, учитывая особенности понижения и повышения природного ландшафта, должен сообразить, как могут течь в этом месте реки. После ответа ученика учитель может устроить наглядную проверку этого задания, включив слой с водными объектами: если линия, построенная учеником, совпадет с соответствующей отметкой на карте, значит, задание выполнено на «отлично». В старших классах, изучая экономическую географию, ученики могут выполнять на основе этой же карты более сложные задания. Например, разместить электростанции и т.д. Иными словами, интерактивная карта дает возможность вычленять и наглядно показывать существующие в природе и хозяйстве причинно-следственные связи и закономерности. Каждая карта имеет слой, содержащий дополнительную информацию о территориях, географических объектах и явлениях. Определив местонахождение города, реки, озера, ученики могут, задействовав соответствующий слой карты, увидеть, как они выглядят, узнать о них новые интересные факты. Благодаря этому урок географии превращается в увлекательное путешествие.

«Дайте карты, а стулья купим сами!»

Возможности работы с интерактивной картой практически безграничны. Ограничено лишь время урока. Нужны ли такие карты школе, или, может быть, они будут только отвлекать детей от учебы, нельзя же превращать процесс обучения в «развлекательное мероприятие»?! Наверное, над этим вопросом еще будут спорить психологи и педагоги. Но те учителя и учащиеся, кто видел эту новинку на выставке или присутствовал на пресс-конференции, организованной издательством «Дрофа» специально по случаю выхода пока уникального электронного пособия, однозначно говорили, что такие карты и такие доски необходимы каждой школе. Вице-губернатор Волгоградской области Виктор Николаевич Беспалов высказал мнение, что средства из федерального бюджета, выделяемые на образование, нужно тратить именно на приобретение таких новых средств обучения, как интерактивные карты. «А стулья и разный инвентарь мы уж как-нибудь сами купим!» – закончил он свое выступление.

Электронные пособия по географии – это только начало использования многогранных возможностей новых компьютерных технологий, которые открываются с появлением в школе интерактивных досок. Наверняка и по другим предметам вскоре появятся интересные разработки, созвучные новым методам развивающего обучения. Реформа школы заключается не только в новых подходах к управлению учебным процессом, но и в изменении его содержания, поиске новых технологий обучения – именно такое понимание процессов, которые происходят сегодня в школе, есть у издательства «Дрофа». И новые направления работы издательства связаны в первую очередь с созданием новых эффективных средств обучения, которые если по разным причинам еще не востребованы, то, несомненно, будут востребованы завтра.

Ольга МАСЛЕНИКОВА, Оксана ВЕТРОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте