Из записи учителя в дневнике подростка: «Играл в карты на уроке». Ответ родителей не заставил себя долго ждать: «С прискорбием подтверждаю, что мой сын – дебил».
Мораль сей переписки такова: учитель замечательный, а ученик плохой. Родители – умные люди, а ребенок плохой получился. Как в анекдоте, врач советовал родителям: «Это плохой мальчик, пора делать нового». Как же так получается, что все кругом отличные, мудрые, светлые – и родители, и учителя, а дети далеко не блещут добродетелями?Может, во всем виноваты гены? Уж явно, если глубоко копнуть, в роду мамы или папы был кто-то, кто не отличался примерным поведением и особой даровитостью. Вот очередная ошибка природы – это и есть плохой ребенок. Парадоксально, но многие родители неблагополучных детей живут с подобными заблуждениями, мягко говоря. «Разве мог кто-то нормальный уродиться от брака проститутки с наркоманом?» – вопрошает меня бабушка агрессивного, неуправляемого подростка. При этом сама несколько раз напоминает внуку об его горе-родителях, бросивших его еще в младенчестве.Бабушке сложно понять, что согласно последним данным психологической науки (системно-векторной психологии) внутренние свойства психики не передаются по наследству. В этом смысле ребенок не заложник своих родителей. Его психическое устройство кардинальным образом может отличаться от родительского.Другое дело, что жизненный негативный сценарий может повториться, но то вина не генов, не природы, обделившей потенциалом, а социального окружения, в которое попадает ребенок.Базовым условием полноценного развития врожденных свойств является ощущение ребенком чувства защищенности. Сама того не осознавая, бабушка при всей своей любви к единственному внуку не гарантировала ему главного – чувства безопасности. Ребенок всегда чувствовал себя неуверенно – сын опустившихся на социальное дно родителей. А вдруг бабушке надоест его воспитывать и она выполнит свою угрозу и оставит его в приюте?Наступил подростковый возраст. Период полового созревания. Внука стало не узнать: «Ну и отдавай! Я и без тебя проживу!» Угрозы уже не работали. Бабушкины слезы тоже не давали никакого результата. Учителя стали жаловаться на поведение, а бабушка сетовать на родительские гены. Замкнутый круг, разорвать который и при этом дать шанс мальчику стать счастливым человеком весьма сложно.С точки зрения системно-векторной психологии пубертатный период имеет особое значение для каждого человека. Развитие векторов прекращается после прохождения пубертата, дальше мы можем только работать, реализовывать то, что развилось.Следует понимать, что в подростковом возрасте мнение сверстников выходит на первый план.Нехватка социального опыта вследствие бабушкиной гиперопеки негативно сказывалась на прохождении социализации ребенка, на успешном принятии его в классе. Вот он всеми ему доступными способами и хотел добиться признания в коллективе. В категорию отличников-хорошистов в классе он явно не подходил, меньше всего параметров для вхождения в группу, чтобы стать своим, предъявляли разгильдяи – двоечники. Отсюда и игра в карты, и прогулы уроков, и хамство в школе.Знание закономерностей подростковой психологии в совокупности с системным подходом – выход даже для такой ситуации. Изменение отношения бабушки к своему внуку через тренинг по психологии – до нее дошло, каковы последствия негативных ругательств в сторону родителей внука, как мешают внуку развиваться, стать взрослым и самостоятельным ее сверхзабота и сверхконтроль.Изменение отношения к мальчику учителей – индивидуальные занятия, индивидуальные задания, чтобы он мог продемонстрировать свои таланты, и включение его в активную внеклассную работу, дополнительное образование. Он нашел себе друзей, для которых общепринятые правила поведения были нормой, и надобность в девиантном поведении отпала сама собой.Ольга КНЯЗЕВА, педагог-психолог, учитель истории и обществознания школы №600 с углубленным изучением английского языка, Санкт-Петербург, Приморский район
Комментарии