search
main
0

Генрих Ржевуский

Если учитель не будет рассказывать ученикам про звездное небо, зачем ему приходить к детям?

Генрих Ржевуский – для многих знаменитый московский преподаватель физики, методист, народный учитель РСФСР, награжденный орденом Ленина, и легенда 48‑й спецшколы, ставшей впоследствии школой №1251 имени генерала Шарля де Голля. В Год педагога и наставника #Спасибоучителю и своему наставнику говорит нынешний директор школы Татьяна Кравец. Генрих Ржевуский проработал в 48‑й спецшколе более 30 лет, был обожаем многими поколениями учеников и вдохновил некоторых из них выбрать профессию педагога, рассказывает Татьяна Викторовна. Известный на всю страну методист, он создал в своей школе уникальный по оснащению кабинет физики, был автором учебно-методических фильмов и пособий по физике. Наш разговор с Татьяной Кравец о вкладе Ржевуского в развитие физического образования, подходах к обучению детей и его наставнической роли, помощи молодым учителям.

 

– Татьяна Викторовна, расскажите о Генрихе Александровиче. Как долго он проработал в вашей школе?

– В 2023 году у нас прошел 74‑й выпускной, то есть первый набор детей был в 1948 году. Сокол – старинный московский район, бывшее село Всехсвятское, создавался для комфортного проживания героев Великой Отечественной войны.

Для истории становления московской системы образования важно отметить тот факт, что в школах работало много участников войны. Так, здания и педагогические коллективы, которые сейчас объединены под номером школы №1251 имени генерала Шарля де Голля, формировались героями войны.

Среди педагогов, администрации, которые созидали учительские и ученические коллективы, стоит особо выделить Генриха Александровича Ржевуского. Он пришел в нашу школу в начале 1950‑х годов и ушел на пенсию в 1986 году.

Он родился в 1923 году в Белоруссии. Мы понимаем, что он относился к поколению 18‑летних ребят, только окончивших школу и сразу призванных на фронт. Он оказался на волоколамском направлении, во время боев получил тяжелейшие ранения, лишился ноги, прошел адовые муки в госпиталях и уже в 1943 году был демобилизован. За храбрость, стойкость и мужество Генрих Александрович получил несколько боевых наград – орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, медаль «За оборону Москвы».

Еще совсем молодым парнем он стал инвалидом, у которого не было никакой профессии. Но у того поколения была потрясающая сила духа, нам остается только восхищаться ею и стараться равняться на него. Он окончил пединститут в Калуге и получил профессию учителя физики, и этой профессии он посвятил всю свою жизнь. Небольшой перерыв был, когда его взяли в руководящие органы образования. Но он там проработал не более двух лет и снова вернулся в школу. Он ушел на пенсию, будучи тяжело больным человеком, прожил еще чуть более двух лет и скончался в 1988 году.

– Почему вы считаете его легендой школы?

– Его отличали потрясающее трудолюбие и служение своей Родине. Он был единственным учителем физики для 600‑700 учеников. Это достаточно серьезная нагрузка. В то время были большие классы – по 30‑40 человек. Уроки физики начинались в 6‑м классе и длились до конца 10‑го класса. Он всегда был при этом классным руководителем. Приезжал в школу к половине восьмого утра, и хорошо, если в семь вечера уезжал домой. Это огромные временные затраты, а была еще и общественная работа, которую он вел.

В своей работе Генрих Александрович исповедовал и осуществлял гуманитарные принципы с точки зрения отношения к человеку и личности. Он умел заражать идеями, был обожаем всеми поколениями своих учеников, даже теми, кто не очень любил физику.

Человек колоссального интеллекта, организаторских способностей и ума и при этом с потрясающей харизмой, гениальный педагог, он вдохновил очень многих выпускников на то, чтобы они стали учителями. Я лично знаю нескольких его учеников, которые вернулись в родную школу и здесь преподавали.

Он был человеком чутким, высоких моральных принципов, убежденным коммунистом всю свою жизнь. Возглавив партийную организацию в нашей школе, он принимал активное участие в жизни партийной организации народного образования в Москве, возглавлял народный контроль. Это общественно-профессиональная организация, представители которой осуществляли внешний общественный контроль за деятельностью, финансами государственных структур. В народный контроль выбирали самых честных, принципиальных и недвуличных людей, которые видели все нездоровые проявления в организациях, райкомах и горкомах. Это была общественная нагрузка, никем не оплачиваемая.

– На сайте школы о Генрихе Александровиче сказано, что он был «известный в свое время на всю Москву педагог». Чем он был известен?

– Он получил сполна педагогическую славу. В 1976 году за свой педагогический труд был награжден высшей наградой – орденом Ленина за организацию физического образования в российских школах. Наша страна сделала колоссальный технологический рывок в 1960‑1970‑е годы. Это было время расцвета естественно-научного образования, блестящих побед в области физики, кибернетики. Ландау, наши космисты – это же все физика, технология. А для того чтобы появлялись новые Королевы и Ландау, должна была быть создана соответствующая система школьного образования. Он стоял у истоков единой политехнической школы. Такое явление, как кабинет физики в школе с обширной лаборантской и физическим оборудованием, создавалось в том числе усилиями Генриха Александровича. Это были не просто теория, учебники, задачки, но и физические эксперименты в школе, непосредственная связь школы и производства, заводов и НИИ. Кабинет физики Генриха Александровича и его лаборантская были известны не только в Москве, но по всей России. Он автор сборников экспериментальных задач для преподавания физики, нескольких научно-популярных учебных фильмов о физике, методических фильмов для учителей.

Его деятельность имела значимость для всего Советского Союза. Его кабинет, учебные фильмы, пособия были уникальными, к нему приезжали учителя со всей Москвы смотреть, как все это организовано.

Он, конечно, не был одиночкой, у него были единомышленники, он работал в паре со знаменитым учителем физики Леонидом Абрамовичем Нотовым. Министерство просвещения РСФСР занималось специально изданием и популяризацией трудов Генриха Александровича.

 

Из статьи «Памяти Генриха Александровича Ржевуского» в журнале «Физика в школе», №1 (1989 г.):

«Он мастерски вел уроки, развивая своих учеников, пробуждая у них интерес к предмету. Генрих Александрович вел большую методическую работу: всемерно помогал коллегам, был активным членом Учебно-методического совета при МП РСФСР и СССР, методистом Министерства просвещения РСФСР, организовывал многочисленные методические курсы и семинары, рецензировал готовящиеся книги по методике преподавания физики и создаваемым приборам. Он многие годы вел педагогическую практику со студентами-физиками МГПИ им. В.И.Ленина».

 

– В чем была особенность его методики обучения предмету?

– Его как учителя все боялись. Он был очень строгим и требовательным. Но он был строг не к ребятам, а к знаниям. Как он был требовательным к себе, ровно так же он был требовательным и к ученикам. Для того чтобы получить у него четверку на экзамене по физике, надо было приложить большие усилия. Пятерка означала, что ты будущий Ландау.

Все школьники в те времена сдавали экзамены не по выбору, а все восемь предметов – русский язык, литература, алгебра, геометрия, история с обществоведением, биология, химия, физика. Когда наступала пора физики, все с ужасом ждали этого момента. Он очень долго принимал экзамены: они начинались в 9 утра и раньше 10 вечера не заканчивались. Он не просто всех спрашивал, а рассказывал каждому весь курс физики, причем с огромным удовольствием. И не имело никакого значения, что ты физике свою жизнь не посвящаешь.

При этом он никогда не теоретизировал. Он учил, как, зная законы физики, применять их на практике. Его выпускница, учитель русского языка и литературы в нашей школе, так и говорит: «Я дома могу сделать все – починить проводку, утюг, и не только, потому что нас этому научил Генрих».

– Каким он был человеком, как общался с коллегами и учениками?

– Все его обычно звали Генрих, иногда Ген Саныч.

Он был романтиком, безусловно, это веяние того времени, когда ученые-физики были в центре внимания. Все обожали фильм «Девять дней одного года». Готовилось трудящееся, технологически грамотное поколение советских людей. И Генрих воспитывал это поколение.

Он был высококультурным человеком, из того круга людей, что сделал себя сам. Этому можно учиться и учиться, я таких фигур вокруг себя сейчас, пожалуй, не назову.

Громкий, вальяжный, веселый, с прекрасным чувством юмора, очень уверенный в себе, при этом он всегда знал границы. Движениями он напоминал актера Василия Меркурьева. Он и сам был великолепный актер. Без актерских талантов работу учителя очень трудно представить. Он мог работать как педагог-актер и индивидуально, и на большую аудиторию. При этом это была искренняя деятельность, он умел выстроить работу, держать внимание школьников.

Его отличала простота в общении. Запросто можно было остаться в его лаборантской и слушать бесконечные рассказы о физике. Понятия «у меня нет времени, мне некогда» для него не существовало.

Он всегда старался как-то облегчить для женщин-педагогов, окружающих его, какие-то бытовые вопросы. Характерный пример: ему полагалась бесплатно машина с возможностью управления инвалидом. Возвращаясь с работы, он всегда старался кого-то подхватить, подвезти.

Особенно трепетное отношение у него было к учителям – его бывшим ученикам, которые стали работать в школе. Он очень переживал, если у них были какие-то неприятности в жизни.

Он был женат, у него был единственный сын. Всю жизнь он прожил в простой двухкомнатной квартире на Кронштадтском бульваре. Провожать Генриха Александровича, когда он скончался, туда пришли выпускники разных лет.

– Помните ли вы какие-то интересные истории о нем?

– Расскажу легендарную историю. Раньше улица, на которой находится наша школа, называлась Песчаной. Ходили знаменитые троллейбусы до Песчаной площади, которые проходили по половине Ленинградского шоссе, от Речного вокзала до Песчаных улиц. Все выгружались из троллейбуса и шли в школу. Генрих тоже оставлял свою машину на Песчаной площади. А когда был помоложе, предполагаю, что ездил и на троллейбусе. Наши ученики вспоминают, как однажды зимой рано утром, в темноте, все промерзшие (транспорт в то время не отапливался) и сонные выходят на площади и идут в школу. Впереди видят крупную фигуру Генриха. Вдруг он останавливается и запрокидывает голову вверх. Все останавливаются и тоже начинают смотреть вверх. Никто ничего не понимает. И вдруг он громко говорит: «Вы посмотрите на наше звездное небо. Сегодня парад планет». И начинает рассказывать об этом астрономическом явлении прямо там, на троллейбусном кругу. И все, замерев, смотрят и слушают его. Ребята ловили его жесты.

Поколения школьников, которые здесь учились, он научил смотреть не на свои башмаки и сумки, а в небо.

– Каким он был наставником для вас?

– Я пришла в школу молодым учителем истории и обществоведения. Генрих Александрович стал для меня наставником, который вел меня и как учитель, и как классный руководитель, и как администратор, и как коммунист.

Наставник в школе должен быть в вопросах каждодневной работы. Он понимал, как важно технологически преподнести материал, с помощью каких приемов подать себя на уроке в объяснении материала. Со мной работали сильные учителя, но то, как можно преподнести материал, зажечь им весь класс, – этому я точно училась у него. У нас была система взаимного посещения уроков: мы отчитывались, сколько занятий посетили, чему там научились, а он, соответственно, отчитывался, сколько занятий молодых учителей посетил и чему их научил. Эта система для нас работала: он у меня на уроках, я на его. Притом что он физик, а я историк. Я смотрела, как он выступал на педагогических советах, что говорил об учениках.

Его наставничество заключалось в сопровождении, в нахождении рядом. Он видел передачу своего педагогического, человеческого опыта в совместной деятельности. Не может быть наставником тот, кто что-то советует, дает руководящие указания и занимается своим делом. Мы делали все вместе – в работе с классом, решали воспитательные моменты с учениками, проводили экзамены, участвовали в общественной деятельности. Он все время что-то делал, а не рассказывал. Его советы по проведению уроков не носили менторского, назидательного характера.

– Что он советовал вам как наставник? Чему вы научились у него?

– Он всегда советовал быть честным, верным.

Был со всеми глубоко уважителен, он был единственным в школе учителем, который ко всем ученикам обращался на «вы». Эту особенность все знали, и тем не менее мало кто мог ей следовать. Ученики, учителя, дворники, нянечки – со всеми на «вы». Я от него переняла эту черту.

Его требовательность к знаниям по предметам, к себе, манера преподнесения материала – все это тоже перешло ко мне. И, конечно, романтизм. Без этого нельзя. Если учитель не будет рассказывать ученикам про звездное небо, зачем такой педагог в школе?

У Генриха я научилась тому, что никогда не сажусь на уроках, за это многие меня жалеют. Я не понимаю учителя, который сидит на уроке. Он может сесть, только если скажет: «Дети, засните на пять минут».

У него был важный принцип: у учителя должен быть очень высокий уровень образования и кругозора. Тогда он будет рассказывать не только про правление Александра I или про закон Ома, а будет говорить в контексте мироустройства и жизнеустройства. Тогда не возникнет даже вопроса: «Зачем мне закон Ома?» Это не вопросы овладения той или иной технологией, а вопросы педагогической ментальности.

– Как в школе чтят память Генриха Александровича?

– В школе уже давно существует музей «История школы в истории Москвы», одна из экспозиций посвящена Генриху Ржевускому, тут хранятся его медали, письма, фотографии и личные вещи.

Когда мы стали развивать в районе Сокол движение «Бессмертный полк», то было решено, что мы должны нести не только портреты своих родных, но и портреты учителей школы – героев войны. Я всегда несу портрет Генриха как символ московского образования.

 

Валерия ИВАНЬКО

 

Комментарий

Анна АВЕРИНА, учитель французского языка школы №1251 имени генерала Шарля де Голля, ученица Генриха Ржевуского:

– Генрих Александрович был для всех моих одноклассников глыбой, человеком с непререкаемым авторитетом, справедливым, с тонким чувством юмора. Его обожала вся школа. Не сделать задание по физике было очень стыдно, потому что никто не хотел огорчать Учителя, даже самые слабые и те старались. Его мнение и советы были очень важны для нас, он был настоящим наставником!

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте