ГЛАВА ПЕРВАЯ
Однажды вечером Коля, обыкновенный ученик четвертого класса обыкновенной школы, сидел дома один. Он усердно готовился к уроку музыки: мастерил пульки для рогатки. В прошлый раз Коля мычал по-коровьи, сбивал всех с мелодии. Надоело. И он решил пострелять.
Оглядев боеприпасы – разноцветные пульки из бумаги, пластилина и жвачки, – Колька решил испытать их.
Блям! Пулька попала прямо в ухо мишке, нарисованному на картине.
– Ур-ра-а! – заорал Коля и прицелился во второго медведя. И вдруг увидел – мишка с картины грозно смотрит на него.
Неуютно стало Коле. Положил он рогатку и отправился спать. Но не спалось. Медленно и глухо часы пробили 12. И вдруг медведь со следами пластилина, и жвачки на ухе отделился от холста и неуклюже выбрался из рамы.
Коля спрятал голову под подушку. Но косматая лапа уже схватилась за угол. Облаком поднялись перья. Медвежья морда, вся в пуху, жвачке и пластилине, грозно надвинулась на Колю.
– Ты, кто не любит музыку и не хочет понимать ее! Кто срывает занятия и мешает всем петь! Я уведу тебя в страну Глухоманию. Ты не сможешь больше спеть ни одной песни. Все будут смеяться над тобой!
– Не надо!.. – дрожащим голосом пролепетал Колька.
– Ты это заслужил! Сейчас наступлю тебе на ухо!..
ГЛАВА ВТОРАЯ
Проснувшись утром, Коля, как обычно, включил видик и начал делать зарядку. Но что это? Руки и ноги не слушались Колю, никак не попадали в ритм.
– Не выспался, – решил он и, сделав невпопад несколько движений, побежал в школу.
На истории Коля получил пятерку. Настроение у него поднялось, и на переменке Коля даже запел.
…Класс долго не мог успокоиться. Кое-кто пытался передразнить Колю. Но так смешно и несуразно исказить мелодию никому не удалось.
Самая большая неприятность случилась после уроков во время конкурса “А ну-ка, мальчики!”.
Сказать, что Коля подвел свой класс, – значит ничего не сказать. Смеялись ребята, смеялось строгое жюри.
– Да ему же медведь на ухо наступил! – раздался чей-то голос.
Эти слова как кипятком ошпарили Колю. Он схватил ранец и бросился бежать.
Как он очутился на скамейке в сквере у театра, Коля и сам не помнил. Он сидел, сжав голову ладонями, и пытался разобраться во всем происшедшем. С неба падал нескончаемый снег.
– Что с тобой, мальчик? – услышал Коля чей-то голос. – Кто обидел тебя?
ЗАДАЧА “НОТЫ”
Впишите в каждую клетку по одной букве так, чтобы в горизонтальных рядах можно было прочесть названия нот.
Какой ноты не хватает?
На Колю смотрели добрые глаза интересного мужчины.
– Медведь…
– Медведь?!
И Коля рассказал незнакомцу о ночном приключении и обо всех сегодняшних невзгодах.
– Глухомания… Понятно! Ну что ж, придется тебя выручать. Чтобы вернуться в мир, наполненный музыкой и песнями. Как скучно жить в Глухомании, ты уже понял, Коля, а ведь сколько людей там живет, они все время вроде бы слушают, думают, что это музыка, но это всего лишь околомузыкальный, порой вредный и пошлый шум. Это самая настоящая Глухомания… Тебе придется многому научиться, многое понять. Я помогу тебе убежать из Глухомании. Но давай познакомимся. Меня зовут Бемоль Диезович.
С чего же мы начнем? Как ты относишься, ну, например, к оперной или, скажем, симфонической музыке, Коля? Ах, ты пожимаешь плечами, ты не знаешь, что это такое! Ну что ж, мы побываем с тобой за кулисами оперного театра, и я расскажу тебе…
О чем рассказал Коле Бемоль Диезович Бекаров, вы узнаете в следующей главе.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
В оперном театре было непривычно пусто. Зрительный зал тонул в темноте, освещен был только оркестр.
От множества самых разных инструментов у Коли зарябило в глазах. Музыканты деловито раскладывали на пюпитрах ноты, усаживались, бережно брали инструменты, прислушивались к их звучанию.
– Сейчас начнется репетиция, – сказал Коле Бемоль Диезович, – репетиция симфонического оркестра. По-гречески слово “симфония” означает созвучие. Большое произведение, написанное для оркестра, тоже называется симфонией. Тех, кто не привык слушать серьезную музыку, слово это пугает. Им кажется, симфония – это что-то длинное, нудное. Как они ошибаются!
Посмотри, сколько инструментов в оркестре. Они отличаются друг от друга по форме и, конечно, по звучанию. Их можно разделить на три большие группы.
Первая – ударные. Само название подсказывает: они звучат, когда по ним ударяют. Это…
– Барабан, – нерешительно сказал Коля.
-Да, да, ты прав, барабаны, а еще гонги, литавры, бубны… Вторая группа – духовые, медные и деревянные. Они звучат, когда в них дуют, вдувают струю воздуха. Это флейты, кларнеты, фаготы. Видишь, Коля, вон тот высокий, причудливой формы инструмент? Это и есть фагот.
А третья группа – струнные, щипковые, смычковые. Ты сам назовешь мне некоторые из них.
– Скрипка и еще эти, большие, виолончели…
– Да, и арфы, и контрабасы.
В оркестре появился человек, который торопливо поднялся на возвышение.
– Это дирижер. Коля. От него зависит, как будет играть симфонический оркестр. Каждый музыкант должен знать свою партию, а дирижер должен изучить все, что нотами изобразил композитор, и помочь всем оркестрантам вступить в нужный момент. Он помогает всем действовать согласованно и заботится о том, чтобы замысел композитора донести до слушателей. Одно и то же произведение может быть исполнено по-разному. Все зависит от того, как дирижер понял композитора и сумел объяснить его идею оркестрантам.
Разноголосый шум в оркестре стих. Дирижер взмахнул палочкой.
– Слушай внимательно, Коля. Инструменты как бы переговариваются между собой. Вот вступает одна группа, другая… Весь оркестр.
Ты слышишь, заиграли ударные: тамтамы, барабаны, гонги. Нет мелодии, есть ритм, и его стихия нас захватывает. Ритм переносит нас…
– В Африку!
-Да, многие ударные пришли к нам из Африки. Здесь издавна народы “переговаривались” языком говорящих барабанов.
А вот зазвучали струнные инструменты. Мелодия спокойная. И кажется, мы перенеслись в Европу XVIII века, может быть, в Вену – город великих музыкантов.
Любые переживания, все богатство музыкальных красок природы, разные эпохи может передать звучание симфонического оркестра.
Чтобы научиться понимать музыку, необходимо чаще ее слушать. По радио и в концертах, в оперном театре и в телевизионных передачах…
Бемоль Диезович протянул Коле видеокассету.
– Послушай и посмотри ее дома, Коля. На ней записана очень интересная симфоническая сказка выдающегося советского композитора С.Прокофьева “Петя и Волк”.
В этой сказке все персонажи изображены голосами различных инструментов. Попробуй назвать их.
А те ребята, которые хотят научиться понимать музыку, пусть тоже прослушают эту запись и угадают, звучание каких инструментов передают образы Пети, Волка, Птички и других героев сказки.
НА РИСУНКЕ ВЫ ВИДИТЕ, КАК РАСПОЛОЖЕНЫ
ИНСТРУМЕНТЫ В СИМФОНИЧЕСКОМ ОРКЕСТРЕ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Коля ждал Бемоля Диезовича у служебного входа в оперный театр. В небольшую дверь торопливо входили люди с инструментами. Теперь Коля знал – это оркестранты. И инструменты он узнавал.
Коля вошел в театр вместе с группой скрипачей, но зазевался и оказался один в лабиринте узких коридоров… “Гримерная”, “Костюмерная”, “Бутафорская” – читал он надписи на дверях.
“Как же выйти отсюда?” – подумал Коля. В этот момент раздался звонок. Зазвучала музыка. По плохо освещенной лестнице Коля поднялся наверх и открыл массивную дверь. Музыка зазвучала громче, и Коля увидел озеро, освещенное лунным светом. И вдруг кто-то черный схватил его, поднял и швырнул прямо в озеро.
“Это Медведь. Неужели и здесь он нашел меня?” – мелькнула мысль в голове мальчика, когда он сквозь заросли камыша выбрался на берег.
И скрипки пели: “Прячьтесь, прячьтесь! Идут охотники”. Он забился в заросли.
Одинокая фигура охотника показалась на берегу. Это был принц Зигфрид. Он увидел белую лебедь и заговорил с ней. Лебедь рассказала принцу о том, что злой чародей фон Ротбарт заколдовал ее, фею лебедей. Лишь на короткий миг, когда всходит луна, Одетта и ее подруги обретают человеческий облик.
Зашуршали камыши, и Коля увидел девочек, которые под плеск волн поплыли в удивительном танце.
– Злой чародей не пощадил даже их, – сказала Одетта Зигфриду.
“Надо выручать девчонок!” – подумал Коля и полез в карман за рогаткой, но вспомнил, что после знакомства с Бемолем Диезовичем выбросил ее.
А Зигфрид тем временем говорил Одетте, что отныне он станет ее верным рыцарем и защитником.
Коля хотел выбраться из зарослей, но увидел искаженное злобой лицо фон Ротбарта.
– Нет, Одетта! Зигфрид не спасет тебя. Я придам моей дочери Одиллии сходство с тобой, и Зигфрид нарушит клятву верности.
Злой чародей обратился в филина и с криком исчез в ночной мгле.
Коля вскочил, теперь он понял, кто бросил его в озеро, кто угрожает прекрасной Одетте и храброму Зигфриду. Надо предупредить их об опасности.
…Кто-то положил руку на Колино плечо. Перед ним стоял Бемоль Диезович.
– Так вот ты где!
-Ой, Бемоль Диезович, здесь такое творится! Фон Ротбарт…
– Давай, Коля, все-таки прежде уйдем со сцены. Идет генеральная репетиция. Сейчас будут менять декорации.
В перерыве между действиями Коля сбивчиво рассказал все, что видел.
– Я рад за тебя, Коля. Ты услышал музыку балета и понял все, что танцами, пластическими движениями стремились передать артисты.
Как видишь, в балете не поют, не говорят, а танцуют, но все тем не менее понятно. Ведь человек еще в давние-давние времена научился передавать свои чувства – радость, печаль – пластическими движениями. Танцы были разные – охотничьи, свадебные, даже погребальные. Позднее танцы стали обязательны для всех праздников.
Любили танцевать и в России. По указу Петра I было напечатано специальное руководство, как вести себя во время танцев. Там было много смешных для нас сегодня правил: “…непристойно в сапогах быть и шпорах и тако танцевать для того, что тем одежду дерут у женского пола, и великий звон причиняют…”
Балетный спектакль вобрал в себя все лучшее, что создано человечеством в танцах. Музыку балетов писали многие великие композиторы.
С содержанием балета надо познакомиться по программе до спектакля, тогда легче следить за тем, что происходит на сцене. Но нам пора в зал…
– Бемоль Диезович, а вы не сказали мне, какой балет репетируют.
– А вот на этот вопрос, Коля, пусть ответят ребята. Назовите балет и имя композитора.
Правильный ответ подскажет вам ребус. Попробуйте расшифровать его.
ГЛАВА ПЯТАЯ
“Дорогой сеньор! К чудесному дню бракосочетания французского короля Генриха IV и Марии Медичи было создано музыкальное произведение, жанр которого ранее не существовал. Этот день стал днем рождения оперы. Она была написана мною на либретто уважаемого поэта Оттавио Ринуччини.
Мы ставили своей целью возрождение античной трагедии и создание на основе ее нового музыкально-драматического стиля, где музыка должна поддерживать и усиливать слово.
Никогда ранее не говорили со сцены с помощью пения. Древние греки и римляне на сцене пользовались ударениями, выходившими за рамки обычного разговора, но это еще не было мелодическим пением.
В пении я пытался подчеркнуть интонации, которыми выражаются боль, радость, гнев, мольба.
И хотя я еще не достиг того, что мне казалось возможным, я надеюсь, что опера моя понравится тебе и твоим друзьям. Ведь в опере собрано все лучшее, что может дать человеку Музыка!
С выражением искреннего уважения, Длинноволосый, композитор. Флоренция, 1600 год”.
Коля с недоумением смотрел на подпись и дату, на штамп – “Флоренция” на конверте. Таких странных писем он никогда не получал.
Скорее к Бемолю Диезовичу. Уж он-то, конечно, знает, кто такой Длинноволосый.
Бемоль Диезович только что вернулся из Италии.
Об удачных гастролях театра Коля прочитал в газете, поэтому он поспешил поздравить своего друга.
– Спасибо, гастроли были действительно удачными. Рим, Неаполь, Флоренция…
-А у меня, а у меня!.. – Коля от волнения не мог говорить. – Вот письмо!
Бемоль Диезович улыбнулся и взял из рук мальчика конверт.
– Так, так… Удивительное письмо. И написано удивительным человеком. Во всем мире считают его родоначальником оперы. Подобные произведения были и до него, но первый дошедший до нас клавир оперы (нотная запись с текстом) написан Якопо Пери в 1600 году, Длинноволосый – это его прозвище.
А сейчас давай поговорим об опере вообще. Вот клавир оперы. Прочитай название.
– “Мойдодыр”. Так это же Чуковский написал! Я его еще до школы читал.
– Верно. Корней Чуковский написал чудесную сказку в стихах “Мойдодыр”, а композитор Юрий Левитин превратил эту сказку в оперу, которую с удовольствием слушают и ребята, и взрослые. Но вообще-то опера – это сложный вид искусства, он требует от слушателей довольно большой подготовки. В опере заняты музыканты…
– Об оркестре я уже знаю, – не удержался Коля.
-Да, оркестр, хор, солисты, артисты балета, художники, осветители, гримеры, костюмеры, драматурги, режиссеры, дирижеры, рабочие сцены… Все вместе они создают спектакль, в котором действующие лица не говорят, а поют.
– Действующие лица и в пьесе есть.
– Оперная пьеса называется либретто. Музыка в опере играет главную роль. Поэтому мы говорим: “Мойдодыр” – опера Левитина, “Руслан и Людмила” – опера Глинки…
Но вернемся к клавиру. Видишь, около каждого действующего лица написано: “бас”, “баритон”, “тенор”, “сопрано” или “альт”. Голос человека может быть низким или высоким, и композитор каждому персонажу подбирает определенный голос. Как ты думаешь, какому голосу поручил он партию “Мойдодыра”?
– Наверное, басу!
– Молодец! А почему?
-Умывальников начальник такой грозный, громадный. И голос у него должен быть низкий.
– Верно. А теперь обрати внимание – опера начинается с оркестрового вступления. Это увертюра. Она помогает слушателям войти в образный мир героев. Исполняет увертюру симфонический оркестр. Обычно в ней звучат музыкальные характеристики каждого персонажа. Вот послушай.
Грязнулю характеризует быстрая, стремительная музыка.
А вот спокойная, важная мелодия – это Крокодил гуляет с Тотошей и Кокошей по бульвару. Но вот он начинает злиться на Грязнулю – музыка резко меняется.
В опере все чувства и мысли действующего лица передаются пением. Если поет один персонаж – это ария или ариозо, если поют одновременно двое-дуэт, трое – трио, четверо – квартет.
Иногда по замыслу композитора в действие вступает хор или балет.
Опера для тех, кто научился ее понимать, – большой праздник музыки, пения, танца, света.
Чтобы и для тебя, и для других ребят опера стала праздником, нужно учиться понимать ее чудесный язык.
В следующий раз мы пойдем с тобой, Коля, слушать оперу.
ГЛАВА ШЕСТАЯ
Бемоль Диезович и Коля пришли в театр задолго до начала спектакля.
-Оперу, которую мы услышим сегодня, – сказал Бемоль Диезович своему другу, – знают и любят во всем мире. “Князь Игорь” – единственная опера Александра Порфирьевича Бородина – прекрасный образец русской оперной музыки.
Мы говорили с тобой, что перед оперным или балетным спектаклем надо познакомиться с его содержанием, с либретто.
Вот прочитай…
Коля развернул красочную программку и начал читать:
– Действующие лица:
Игорь Святославович, князь Северский – баритон…
Ярославна, его жена – сопрано…
Владимир Игоревич, его сын-тенор…
Кончак, половецкий хан – бас…
Кончаковна, его дочь – контральто… ..
…Русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, народ, половецкие ханы, невольницы, русские пленники. Время действия – 1185 год.
– “Князь Игорь” – большая опера, – сказал Бемоль Диезович, – она состоит из пролога и 4 актов.
– Пролог, – продолжал Коля. – Старинный русский город Путивль, народ провожает воинов во главе с князем Игорем в поход. Внезапно темнеет. Наступает солнечное затмение, в котором все видят недоброе предзнаменование. Ярославна и народ просят отказаться от похода на половцев. Но князь Игорь непреклонен.
Первый акт. Терем Ярославны. Княгиня тоскует по любимому мужу. Бояре сообщают печальную весть: войско разбито, Игорь с сыном попал в плен. К городу приближаются враги.
Второй акт. Игорь мечтает вырваться из плена. Кончак обещает князю свободу, если он больше не поднимет оружия. Игорь отвергает предложение.
Третий акт. Игорю удается скрыться. Кончаковна поднимает тревогу и задерживает Владимира, которого она полюбила.
Четвертый акт. У разрушенной стены Путивля Ярославна оплакивает мужа. Проходят крестьяне из разоренных половцами городов и сел. Появляется Игорь. Народ под колокольный перезвон приветствует своего князя.
– Вот все это содержание, достаточно сложное, передается музыкой, пением.
– Бемоль Диезович, я знаю, что бас – это самый низкий мужской голос. А остальные голоса? Вот тут в программе указаны…
– Высокий мужской голос – тенор, высокий женский голос – сопрано, самый низкий женский голос – контральто.
И в хоре голоса обычно делятся на 4 партии: сопрано, альт, тенор, бас. Такой хоровой коллектив может исполнить все произведения. В “Князе Игоре” мы услышим много хоровых номеров. Ведь народ здесь – одно из главных действующих лиц. Хор определяет богатырский, былинный склад всей оперы.
…Погас свет. Зазвучала чудесная музыка.
Коля уже знал, что в увертюре должны прозвучать все основные лейтмотивы героев. Вслушиваясь в музыку гениальной увертюры, он улавливал – вот идут русские воины, а это – половцы. О битве, жестокой битве рассказывает музыка…
Наверное, поэтому, возвращаясь из театра, Коля молчал. Молчал и Бемоль Диезович. Ведь сколько бы раз человек ни слушал эту оперу, он открывает в ней что-то новое. Она всегда волнует его.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
В этот зимний вечер Коля долго не мог уснуть. Бемоль Диезович рассказал ему удивительную историю про то, как симфония Бетховена прозвучала далеко-далеко от берегов земли, посреди океана. И играл ее оркестр на палубе тонущего корабля – чтобы люди пересилили свой страх, не упали духом, оставались людьми…
Но вот глаза мальчика сомкнулись…
По громадному трапу, украшенному разноцветными фонариками, Коля поднялся на палубу парохода. Настроение у Коли было приподнятое. Он радовался предстоящему путешествию на огромном пароходе.
…Уже третьи сутки “Титаник” покачивался на океанских волнах. Вечерело. На верхней палубе играл оркестр. И вдруг – резкий толчок. Пассажиры заволновались. А пароход еще раз содрогнулся от мощного толчка и начал медленно погружаться в воду.
Зазвонил колокол.
– Женщины и дети, в шлюпки!
Толпа испуганных людей на палубе прибывала. Когда была подана последняя спасательная шлюпка, настал самый трагический момент…
И вдруг заиграла музыка. Оркестр играл симфонию Бетховена. Словно к спасательной шлюпке бросились к оркестру люди. Они окружили оркестрантов плотным кольцом. А те, кто стоял по колено в воде, продолжали играть. И музыка совершила чудо – исчез страх, мутивший рассудок, унижавший человеческое достоинство.
Колька пробрался к самому оркестру. Повинуясь какому-то непонятному чувству, он повернулся лицом к толпе и запел. Запел так, как никогда не пел, – чисто, звонко, взволнованно:
Возьмемся за руки, друзья,
Возьмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке.
Возьмемся…
Но тут оборвалась неожиданно эта первая часть Колиного сна, и началась вторая… Косматая лапа осторожно прикоснулась к его руке. Мишка! Тот самый Мишка, по чьей воле попал он в страну Глухоманию! Смотрит на Колю добрыми глазами и говорит:
– Прощай, Коля! Сегодня ты навсегда покинул Глухоманию.
– У Коли, ребята, пылкое воображение, – обратился к ребятам Бемоль Диезович. – Воображение – качество прекрасное. Без него не может существовать искусство. И мы не можем воспринимать произведения искусства без воображения. Вот и Коля, слушая музыку и мои рассказы, так живо все воспринимал, что сам как бы становился участником событий, происходящих на сцене, тех, о которых я рассказывал ему.
Все, о чем Коля узнал, что пережил, перечувствовал, помогло ему навсегда покинуть страну Глухоманию, где он, не понимавший и не любивший музыку, оказался.
По горизонтали:
2. Краткое музыкальное приветствие.
5. Ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звука.
8. Область музыки, одна из основных ее форм.
9. Русский композитор, автор “Восьми русских народных песен для симфонического оркестра”.
11. Русский композитор, автор оперы “Князь Игорь”.
12. Законченная часть театральной постановки (спектакля).
По вертикали:
1. Немецкий композитор, автор фортепианного цикла “Карнавал”.
3. Аппарат для воспроизведения звука с граммофонных пластинок.
4. Великий русский певец.
6. Низкий мужской голос.
7. Певческий коллектив.
10. Знак увеличения длительности ноты или паузы в полтора раза.
Комментарии