Орск – второй по величине город Оренбургской области. В последнее время он активно развивается во всех направлениях, в том числе здесь проходит модернизация, обновление муниципальной системы дошкольного образования. По словам министра образования области Вячеслава Лабузова, в Орске динамично осваиваются современные подходы к воспитанию детей, и на сегодняшний день орские детские сады одни из лучших в области. О том, какие изменения происходят в системе дошкольного образования города, наш разговор с начальником Управления образования администрации Орска Геннадием Кузьмичем КУХТИНСКИМ.
– Геннадий Кузьмич, к сожалению, в крупных городах Оренбургской области существует проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях. Какова ситуация в Орске?- Администрацией города с 2007 года реализуются мероприятия по ликвидации дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях. За пятилетний период было восстановлено 11 детских садов. Это позволило увеличить количество мест для дошкольников на две тысячи. Кроме того, в этом году в Северном районе Орска начнется строительство детского сада на 220 мест. Сейчас охват детей дошкольным образованием составляет 59% от общей численности дошкольников в городе, для детей в возрасте от 3 до 7 лет этот показатель равен 100%. – Каковы приоритеты для вас в области дошкольного образования?- Главная цель образовательной политики города Орска в сфере дошкольного образования – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей. Это является залогом их успешного обучения в школе. Мы стараемся сделать все необходимое, чтобы сеть дошкольных образовательных учреждений была вариативна и доступна для каждого воспитанника независимо от его места жительства.- А как быть с детьми с особыми возможностями здоровья? – Развитие сети специализированных групп и детских садов – это еще один наш приоритет. Коррекционно-образовательная деятельность в ДОУ осуществляется при сопровождении медицинской и психологической служб, в тесном взаимодействии с медико-педагогической комиссией города. Возможно, этот фактор способствует тому, что показатели эффективности коррекционной и оздоровительной работы в специализированных группах и детских садах в Орске составляют 100%.Для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (слабослышащих, страдающих ДЦП, имеющих отклонения в умственном развитии), у нас действуют 49 групп с охватом 678 детей. Мы приложили немало усилий, чтобы создать в них все необходимые условия для развития и образования детей данной категории.Развиваем и такие формы, как дистанционное обучение детей-инвалидов, обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями на дому. Есть у нас также ребята с ДЦП, которые занимаются в группах кратковременного пребывания на базе детского сада №60. – Что вы можете сказать об альтернативных формах дошкольного образования?- Одним из положительных аспектов в развитии сети ДОУ является открытие дошкольных групп при общеобразовательных учреждениях. Так, в Орске сегодня при четырех ОУ функционируют 11 дошкольных групп. Работа в данном направлении продолжается, в этом году нами запланировано дополнительно создать при школах 240 мест.Пока существуют проблемы с открытием негосударственных дошкольных учреждений. Управление образования взяло на себя организационные, обучающие и консультационные функции, на сегодняшний день разработан и утвержден план мероприятий по развитию в муниципалитете альтернативных (негосударственных) форм дошкольного образования, мероприятия которого, как мы считаем, позволят привлечь предпринимателей в негосударственный сектор дошкольного образования.- Сейчас во многих регионах детские сады переходят в статус автономных. А как у вас? – Мы одними из первых в регионе перевели образовательные учреждения на автономию. В настоящее время в городе сохраняется высокая доля автономных дошкольных учреждений – 51% от общего количества ДОУ. Теперь у руководителей как автономных, так и бюджетных организаций есть право распоряжаться финансами по собственному усмотрению. Наряду с выполнением госзаказа они могут самостоятельно зарабатывать и распоряжаться полученными внебюджетными средствами. Стоит отметить, что сегодня все действующие в городе детские сады с качественным ремонтом, современным интерьером, полностью обеспечены новейшим оборудованием. – Проводился ли анализ качества образования?- Мы осуществляем мониторинг научно-методического ресурса системы дошкольного образования города Орска. Анализ показал, что в 88% ДОУ реализуется личностно ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников, в 30% происходит пересмотр содержания дошкольного образования в соответствии с образовательными областями. В то же время существуют трудности в организации детской деятельности по принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей.Анализ предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях города выявил недостаточность оснащения необходимым материалом и оборудованием в соответствии с ФГТ. Все эти недостатки могут привести к затруднению при внедрении ФГОС. Чтобы избежать этого, была принята ведомственная целевая программа «Обеспечение доступности и качества дошкольного образования в г. Орске в 2010-2013 гг.», а также муниципальная подпрограмма «Обеспечение доступности и качества дошкольного образования в г. Орске в 2014-2019 гг.», где четко сформулированы основные цели и задачи на перспективу.Серьезное внимание сегодня мы уделяем подготовке кадров. Управлением образования и руководителями ОУ определены основные направления кадровой политики, которые нашли свое отражение в подпрограмме «Кадры». Формируется новая модель системы повышения квалификации педагогических кадров. Так, наряду с аттестацией в 25% учреждений действует система внутрифирменного обучения, работают девять постоянно действующих творческих лабораторий для педагогов ДОУ города по актуальным проблемам дошкольного образования.Такой комплексный подход позволит достичь контрольных показателей, определенных в «дорожной карте», – мы планируем, что к 2018 году у нас будет 100% педагогов-дошкольников с профильным образованием и 100% педагогических работников дошкольного образования Орска повысят свою квалификацию.Досье «УГ» Из 1058 руководящих и педагогических работников специализированное дошкольное образование имеют 684 чел. (65%). 83,2% педагогических и руководящих работников аттестованы. Достигнута обеспеченность узкими специалистами: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, что составляет 18% от общей численности педагогического состава.Только факты В Орске 61 дошкольное образовательное учреждение, 4 школы с десятью дошкольными группами, которые посещают 12405 дошкольников. Число мест в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования, составляет 11701.Статфакт – В 100% ДОУ оборудовано автоматизированное рабочее место старшего воспитателя, в 76% ДОУ – административного персонала. – В 92% ДОУ в образовательном процессе широко используются технические средства обучения: магнитофон, DVD-проигрыватель, видеомагнитофон, музыкальный центр, телевизор. 32% ДОУ имеют интерактивную доску, проектор. – В 100% ДОУ имеется доступ к сети Интернет. – В 100% ДОУ созданы постоянно действующие сайты.Орск
Комментарии