Цели и задачи:
1. Развивать мыслительные способности учащихся (анализировать источники, факты, события и т.д.).
2. Развивать навыки групповой работы.
3. Развивать опыт публичных выступлений.
4. Закрепить знания учащихся об эпохе правления Ивана Грозного.
5. Заставить ребят вдуматься в общественные явления этого периода.
Ход урока
I этап. Вводное слово, в котором учитель просит учащихся назвать главные, определяющие слова (термины), характеризующие события правления Ивана Грозного в России в ХVI веке. Подростки перечисляют: террор, опричнина, Ливонская война, избранная рада.
Задание направлено на анализ и систематизацию знаний.
Учитель записывает их на доске и ставит напротив них галочки, если они повторяются. Затем выделяются наиболее часто упоминаемые термины. И по их количеству создаются группы. В группы входят учащиеся, называвшие слова. Остальных ребят учитель распределяет по своему усмотрению.
II этап. Работа с документами (источниками). Заранее подготовлены учителями три вида карточек по предметам:
“До опричнины”, “Опричнина”, “Россия участвует в Ливонской войне”.
1, 3, 5-я группы получают карточки с текстами, положительно характеризующими правление Ивана Грозного.
2, 4, 6-я группы получают карточки с текстами, отрицательно характеризующими правление Ивана Грозного.
Одновременно с карточками выдается алгоритм работы в группе:
1. Прочитать текст.
2. Обсудить проблему.
3. Подготовить сообщение (краткий рассказ) по этому материалу и выразить свое отношение к данному материалу.
Дается определенное время на подготовку.
7-я группа – жюри. Формируется после распределения по группам (по 1 человеку из группы).
Пока группы готовятся, учитель проводит жеребьевку (т.е. определение) порядка выступления групп.
Вызываются по 1 человеку от группы, и учитель просит назвать любую букву в диапазоне “а – е” (а, б, в, г, д, е).
Учитель заранее готовит для себя карточку а) – е).
Например, называют букву в) – значит выступает третьим. Называют букву е) – значит шестым и т.д.
III этап. Выступление групп.
Жюри по согласованным между собой критериям (например: логичность; доказательность; аргументированность; эмоциональность и т.д.) определяет одну лучшую группу (а затем коротко объяснит, объявит, почему сделали такой выбор).
IV этап урока. Беседа-рассуждение
На уроках права мы изучали проблемы властных отношений. Попробуем оценить власть Ивана IV и его правление с точки зрения справедливости правления и характера государства.
(У) Как можно определить характер его правления?
(Р) Режим деспотический, диктатура.
(У) А какие режимы вы можете назвать?
(Р) Демократический, авторитарный, тоталитарный.
(У) Спасибо!
(У) А что характерно для каждого из перечисленных режимов? (Признаки).
(Р) Демократический режим – он создает условия для свободы личности, ее творчества и самодержавия.
Для него характерны: выборность в органы государственной власти; разделение властей; права и свободы граждан; их гарантии и защита; политический плюрализм; гласность; возможность личности оказывать влияние на принятие и осуществление политических решений.
Авторитарный режим: основан на власти какого-либо авторитета.
Для него характерны: парламент превращается в совещательное учреждение при главе государства; глава государства занимает все ключевые посты в государстве; приказы и команды – основные методы государственной деятельности; личность не свободна.
Тоталитарный режим: политическое господство группы лиц, возглавляемой лидером, основанный на ущемлении прав человека.
Для него характерны: всесторонний контроль за жизнью общества; запрещение конституционных прав и свобод, демократических организаций; репрессии; милитаризация общественной жизни; господство общеобязательной идеологии.
(У) Так какой характер правления характерен для правления Ивана Грозного?
(Р) Скоре всего тоталитарный. Потому что здесь и репрессии (против бояр, военачальников, простых людей – поход в 1571 году). В это время была официальная идеология – опричнина.
Лица, преданные лидеру (Ивану IV), Малюта Скуратов и т.д.
(У) Согласны ли вы с мнением русской писательницы начала ХIХ века Ишимовой, которая называет Ивана Грозного благочестивым царем?
Как вы понимаете власть Ивана Грозного с точки зрения справедливости и нравственности?
(Р) Это бесчеловечный, жестокий режим. Мы знаем, что в центре России население уменьшилось на 1/3.
(У) Наверное, вы действительно правы, несмотря на опыт Новгородской, Псковской республик и на реке Вятке; в России не сложились исторические условия для развития демократии ни в хозяйственно-экономической сфере (нет промышленного производства, торговый рынок только формируется), ни в политической.
(У) А возможна ли была демократия в этот период в России?
(Р) Нет. Очень много врагов было. И надо было защищать границы, бороться с разными ханствами, окружавшими Россию.
Р – ребята, У – учитель.
V этап. Обобщение.
Выписываются на доске учителем особенности эпохи Ивана Грозного:
1. Государственные реформы укрепили государственное управление, военную систему государства, способствовали его централизации.
2. Политика опричнины:
а) к укреплению режима личной, неограниченной власти;
б) разорение, обезлюдение страны; хозяйственный кризис (запустение сел, деревень, городов; гибель людей; страшный голод; моровые поветрия; волнения);
в) подавление оппозиции; ликвидированы остатки сепаратизма, самостоятельности и независимости.
3. Внешняя политика:
– активная удачная политика на Востоке (разгром Казанского, Астраханского, Сибирского ханств; Большой ногайской орды);
– длительная неудачная война на Северо-Западе (Ливонская война, 1558-1583 годы). После выделения особенностей закрепляет и вывешивает учитель таблицу-схему.
Домашнее задание: написать рассуждение (мини-сочинение) на тему “Иван Грозный: гений и злодей?” или “Иван Грозный: гений или злодей?” Объем – 1 страница.
Алгоритм работы в группе N 1:
1) Прочитать текст.
2) Обсудить вопрос: как оценивают (характеризуют) деятельность и личность Ивана IV историки Н.И.Костомаров, А.О.Ишимова?
3) Подготовить сообщение (краткий рассказ), в котором необходимо выразить свое отношение к данному вопросу.
Алгоритм работы в группе N 2:
1) Прочитать текст.
2) Дать оценку деятельности Ивана Грозного до введения опричнины?
3) Подготовить сообщение (краткий рассказ) на эту тему.
Алгоритм работы в группе N 3:
1) Прочитать текст.
2) Обсудить вопрос: каковы результаты влияния опричнины на внутреннее и внешнее развитие России?
3) Подготовить сообщение (краткий рассказ), в котором необходимо выразить свое отношение к данному вопросу.
Алгоритм работы в группе N 4:
1) Прочитать текст.
2) Обсудить вопрос: как влияет опричнина на внутреннее и внешнее развитие России?
3) Подготовить сообщение (краткий рассказ), на эту тему.
Алгоритм работы в группе N 5:
1) Прочитать текст.
2) Обсудить вопрос: была ли необходимость участия для России в Ливонской войне?
3) Подготовить сообщение (краткий рассказ), в котором необходимо выразить свое отношение к данному вопросу.
Алгоритм работы в группе N 6:
1) Прочитать текст.
2) Обсудить вопрос: Ливонская война (факторы побед и поражений; итоги войны для России).
3) Подготовить сообщение (краткий рассказ), в котором необходимо выразить свое отношение к данному вопросу.
Карточка N 1
Бедный малютка Иоанн, глядя почти каждый день на травлю диких животных, невольно привык к такой жестокости, что уже для него сделалось удовольствием мучить и домашних. Часто, сидя на высоком крыльце Кремлевского дворца, бросал он оттуда на землю комнатных собачек, кошек, кроликов, белок, и несчастные визжали самым жалобным голосом от ушибов, а другие и совсем умирали, жестокий ребенок весело смеялся и радовался их мучениям, и безрассудные бояре говорили: “Пусть державный веселится!”
С таким воспитанием вовсе не удивительно, что жестокость Иоанна постепенно увеличивалась, и через несколько лет захотелось уже мучить и людей. Для этой забавы он держал медведей, и часто, когда добрый народ сходился на площадь дворцовую поглядеть на свое Красное Солнышко, надежу-государя, этот государь приказывал выпустить двух или трех медведей, которые бросались на всех, кто не успевал убежать от них. Так царственное дитя, одаренное от природы редким умом и великими способностями, проводило драгоценное время свое во все правление Шуйских, которые старались отдалять от него всех умных, добродетельных и усердных бояр. Он вдруг 29 декабря 1543 года созвал к себе бояр и объявил им, что, видя, как бессовестно многие из них, пользуясь его молодостью, грабят и убивают его подданных, он решился наказать виновных, и прежде всех князей Шуйских. Бояре были чрезвычайно удивлены смелостью маленького князя, до сих пор думавшего об одних забавах, и прежде, нежели успели опомниться, главный из Шуйских уже был выведен на улицу и отдан на волю псарей, которые в свою очередь отдали его зверям на растерзание. Все молчали, и никто из родственников и друзей несчастного не смел показать ни малейшего неудовольствия: так грозен был вид тринадцатилетнего государя. Государь, входя в возраст, не любил ни в чем противоречий и, с малолетства приученный к жестокости, не имел никакого понятия о сострадании и не жалел никого. Беспрестанно говорили то о гневе великого князя на одного из бояр, то о новом наказании другого, то о ссылке третьего. Так, одному придворному чиновнику за несколько дерзких слов отрезали язык; так, пятидесяти новгородцам отрубили головы за то только, что они осмелились пожаловаться Иоанну на притеснения, какие делали им бояре – любимцы его. Одним словом, несколько лет первой молодости Иоанна IV предвещали столько жестокостей и столько бедствий для его подданных, что только одна беспредельная привязанность русских к государю своему помогла им перенести страдания их.
Царь продолжал вести пьяную и развратную жизнь и даже, как говорят, предавался разврату противоестественным образом с Федором Басмановым. Один из бояр, Дмитрий Овчина-Оболенский, упрекал этим любимца. “Ты служишь царю гнусным делом содомским, а я, происходя из знатного рода, как предки мои, служу государю на славу и пользу отечеству”. Басманов пожаловался царю. Иван задумал отомстить Овчине, скрывши за что. Он ласково пригласил Овчину к столу и подал большую чашу вина с приказом выпить одним духом. Овчина не мог выпить и половины. “Вот так-то, – сказал Иван, – ты желаешь добра своему государю! Не захотел пить, ступай же в погреб, там есть разное питье. Там напьешься за мое здоровье”. Овчину отвели в погреб и задушили, а царь, как будто ничего не зная, послал на другой день в дом Овчины пригласить его к себе и потешался ответом его жены, которая, не ведая, что сталось с ее мужем, отвечала, что он еще вчера ушел к государю. Другой боярин, Михаил Репнин, человек степенный, не позволил царю надеть на себя шутовские маски в то время, когда пьяный Иван веселился со своими любимцами. Царь приказал умертвить его. Люди Адашевского совета исчезали один за другим по царскому приказу: князь Дмитрий Курлятов, один из влиятельных людей прежнего времени, вместе с женой и дочерьми был сослан в каргопольский Челмский монастырь (в 1563 году), а через несколько времени, как говорит Курбский, царь вспомнил о нем и приказал умертвить со всей семьей. Другой боярин, князь Воротынский, также один из влиятельных лиц Адашевского кружка, был сослан со всей семьей на Белоозеро: к нему царь был милостивее, приказал содержать его хорошо и впоследствии освободил, чтоб снова замучить, как увидим ниже. Третий из опальных бояр, князь Кашин, был без ссылки умерщвлен с братом. Тогда же Иван начал преследовать семейство Шереметевых: один из них, Никита, был умерщвлен, другой, Иван Васильевич (старший), был сначала засажен в тюрьму, но потом выпущен; вместе с братом Иваном Васильевичем Шереметевым (меньшим) он оставался в постоянном страхе: царь подозревал их в намерении бежать.
Население повсюду жестоко страдало от феодального гнета, частых неурожаев, эпидемий чумы и все возрастающих в связи с Ливонской войной поборов. Смерть от голода и болезней становилась обычным явлением. Народ роптал и не желал повиноваться алчным властям. Иван не забыл московского восстания 1547 года и теперь готов был пойти на самые крутые меры.
Пораженный московским пожаром и народным бунтом, он отдался безответно Сильвестру, который умел держать его в суеверном страхе и окружал советниками. С тех пор Иван надолго является совершенно безличным; русская держава правится не царем, а советом людей, окружающих царя. Но мало-помалу, тяготясь этой опекой, Иван сначала робко освобождался от нее, подчиняясь влиянию других лиц, а наконец, когда вполне почувствовал, что он сильнее и могущественнее своих опекунов, им овладела мысль поставить свою царскую власть выше всего на свете, выше всяких нравственных законов. Его мучил стыд, что он, самодержавец по рождению, был долго игрушкой хитрого попа и бояр, что все делали не по его воле; в нем загорелась свирепая злоба не только против тех, которые прежде успели стеснить его произвол, но и против всего, что вперед могло иметь вид покушения на стеснение самодержавной власти и на противодействие его произволу. Иван начал мстить тем, которые держали его в неволе, как он выражался, а потом подозревал в других лицах такие стремления, боясь измены, создавал в своем воображении небывалые преступления и, смотря по расположению духа, то мучил и казнил одних, то странным образом оставлял целыми других после обвинения. Мучительные казни стали доставлять ему удовольствие: у Ивана они часто имели значение театральных зрелищ; кровь разлакомила самовластителя: он долго лил ее с наслаждением до тех пор, пока ему не приелось этого рода развлечение.
Комментарии