search
main
0

Гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов труда

Особая роль работы с одаренными детьми обоснована в программе развития столичного образования на 2012-2016 годы.Создание условий для интеллектуально одаренных детей и творческого развития личности стало одним из приоритетных направлений деятельности общеобразовательных учреждений Юго-Западного округа.

В округе уже сложилась система и действует разветвленная  сеть образовательных  и научных учреждений, на базе которых организована работа по реализации окружного проекта «Созвездие Юго-Запада» (гимназия №№1514, 1534, лицей «Вторая школа»,  школы №№25, 26, 192, 1106, 1265, 1266, 1199 («Лига школ»), 1355, 1995, 2007,  ЦО №№46, 1071, 2006, прогимназия №1733, РАН, РУДН, Российский государственный университет нефти и газа, МФЮА, МПГУ, МГПУ, МППГУ).Координирует  деятельность  сети лаборатория «Одаренные дети» методического центра ЮЗАО, цели и задачи  которой:      проектирование образовательного  процесса  в системе «от творчества учителя – к творчеству ученика»;    методическая поддержка и сопровождение работы  по выявлению и развитию творческого потенциала  всех участников образовательного процесса;    взаимодействие и взаимообогащение  участников сети за счет гибкости и адаптивности при выполнении различных проектов;    формирование модульного принципа построения деятельности в соответствии с индивидуальными и групповыми особенностями каждого участника сети;    формирование интерактивного подхода в организации диалога  всех участников сети, использование специализированной образовательной среды (форумы, электронная почта, интернет-конференции);    обеспечение  условий реализации деятельности, при которой участники сети могут применять технологию своей деятельности  независимо во времени, то есть по удобному для каждого из них расписанию;    обеспечение возможности  подключения к работе в сети других образовательных учреждений для эффективности технологии работы  в открытом доступе ко многим источникам информации, необходимым для работы (электронные библиотеки, базы данных);    создание предпосылок для развития телекоммуникационной среды так называемых виртуальных образовательных учреждений, объединяющих в единую образовательную систему потенциал целого ряда школ, вузов, учреждений дополнительного, довузовского образования и т. д.    снятие  социальной напряженности, обеспечивающей равные возможности реализации своего потенциала всем участникам сети;    обеспечение экономической эффективности сетевого ресурса в основном за счет более эффективного использования учебных помещений и технических средств, а также за счет использования более концентрированного представления содержания образования, ориентированности технологии сетевого взаимодействия на большее количество одновременно действующих участников.Способность мыслить и действовать творчески – это умение, которое требуется всем учащимся вне зависимости от того, какой жизненный путь они изберут. Работа с одаренными детьми –  это дорога к счастливой жизни, самореализации школьников, пониманию смысла своей жизни. Воспитание творческой личности – одна из сложнейших задач, ее решение – главное  вознаграждение ученику и учителю. Не случайно работа, основанная на системе поиска и поддержке талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности, выделена в отдельное направление в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Работа с одаренными детьми  – это стартовая площадка для реализации национальной стратегии «Наша новая школа», которая включает пять основных направлений:- обновленное содержание образования,  новое поколение образовательных стандартов;-  разветвленную систему поддержки талантливой молодежи: окружной конкурс «Ученик года», фестиваль «Учимся быть учеными», праздник «Лицейские встречи»,  ежегодная конференция «Одаренные дети – будущее России» – работа молодого педагога с одаренными детьми, организация и проведение конкурса учебно-исследовательских и проектных работ  «Ярмарка идей на Юго-Западе», лекторий «Академическая наука образованию» совместно с институтами РАН и вузами;- стимулирование деятельности лучших учителей, трансформирование системы повышения квалификации: конкурс творческих учителей «Есть идея!» – «От творчества учителя – к творчеству ученика»;-  новые принципы работы школы (учиться в школе должно быть интересно и комфортно): «Форум образовательных инициатив «Новой школе – нового учителя» («Как работать с одаренным ребенком?» );- индивидуальный подход к каждому ученику, минимизация рисков для здоровья обучающихся (окружная конференция  «Здоровье нации»).Организация работы с одаренными детьми решает три основные задачи:    развитие личности (выявление творческого потенциала);    учет индивидуальных достижений и выведение их на более высокий уровень;     использование ресурсов дарования   на благо общественному прогрессу.Реализация модели новой школы невозможна без специально выстроенной системы управления. В работе с одаренными детьми очень важно учитывать три фактора:- идеи; – средства;- технологии.Эти факторы реализуются в окружном  проекте «Созвездие на Юго-Западе» и в организации сетевого взаимодействия (см. схему 1).Реализация этих задач осуществляется за счет мониторинга (см. схему 2).Для одаренных детей в округе организуют учебно-тренировочные сборы (на базе  школ №№192, 1199 («Лига школ»), 2007 и гимназий №№1514, 1534), действует вечерняя физико-математическая школа для всех желающих  на базе лицея «Вторая школа»,   проходят  профильные семинары, в которых ежегодно принимают участие около 1700 школьников, окружные интеллектуальные конкурсы, турниры (около 5000  участников).Проводимые в округе олимпиады стали одним из основополагающих элементов в системе управления качеством образования, эффективным механизмом выявления и поддержки талантливой молодежи, важной составляющей профильного обучения школьников. Немаловажно и то обстоятельство, что олимпиады стимулируют педагогов-наставников к повышению профессионального уровня и качества работы. По итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2011 году завоеваны 59 призовых мест учащимися Юго-Западного округа. Создан и работает интернет-сайт для информационной поддержки одаренных детей (od.mosuzedu.ru), новостная лента позволяет узнать о новых событиях, мероприятиях для педагогов, психологов, учащихся, родителей, для всех, интересующихся проблемой детской одаренности.Управление образования ежегодно проводит рейтинг образовательных учреждений, в котором отражены критерии оценки деятельности реализуемой программы «Одаренные дети», ведет  работу по повышению квалификации учителей, работающих с одаренными и высокомотивированными детьми,  в том числе по организации исследовательской и проектной деятельности школьников.Одной из форм работы с интеллектуально одаренными и высокомотивированными детьми в округе стал конкурс учебно-исследовательских и проектных работ «Ярмарка идей на Юго-Западе», создающий условия для формирования внутренней мотивации деятельности и системы ценностей личности, развития творческих способностей и профильного самоопределения. Обобщение опыта по созданию лучших ученических проектов и исследовательских работ отражено в  окружном сборнике «Альманах». С.ЮРЕНКОВА, руководитель структурного подразделения, лаборатории «Одаренные дети» ОМЦ ЮЗОУО;  Е.ПЕТРОВА, методист

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте