План урока
Вводное слово учителя.
Характеристика эпохи Александра I.
Фрагмент из фильма “Война и мир” (“Первый бал Наташи Ростовой).
Личность Александра I (работа с раздаточным материалом).
Первые реформы молодого царя.
1. Указ о вольных хлебопащцах. (1803 г.)
2. Его осуществление на страницах романа Льва Толстого “Война и мир”.
3. Создание министерств (работа со схемой).
Рассказ Михаила Сперанского (сообщение ученика).
Реформы Михаила Сперанского.
1. Проект первой Конституции в истории России.
– создание новых органов власти на основании принципа разделения властей (работа со схемой N 2 и текстом романа “Война и мир”);
– избирательное право;
– пользование важнейшими гражданскими правами;
– расширение гласности и свободы печати.
2. Работа с положениями проекта Конституции.
3. Другие положения реформ:
– освобождение крестьян без земли;
– закон о придворных чинах;
– введение обязательного ценза для чиновников;
– введение налога на дворянские имения, пошлины на ввозимые предметы роскоши.
Отставка Михаила Сперанского (сообщение учащегося).
Реформы Сперанского и его характеристика на страницах романа “Война и мир”.
Почему реформы Сперанского не были реализованы (работа с раздаточным материалом).
Алексей Аракчеев – новый фаворит Александра I (сообщение ученика).
Алексей Аракчеев на страницах романа “Война и мир”.
Сопоставительная характеристика Михаила Сперанского и Алексея Аракчеева (из письма подполковника Г.Батенькова генерал-адъютанту В.Левашеву).
Заключительное слово учителя литературы и учителя истории.
Вводное слово учителя истории.
1801 год – начало XIX века, начало царствования Александра I. Молодой император стал для русского общества олицетворением нового века, новых надежд на будущее. Весна александровского царствования – это возобновление пышных празднеств в обеих столицах. “Едва ли петербургское общество было когда-либо в такой степени расположено к веселой и открытой жизни, как в начале царствования императора Александра I”, – вспоминал писатель и публицист Фаддей Булгарин. Молодежь увлеченно танцевала: открывавший танцы “польский” сменялся “греческим”, затем английским променадом, экосезом, мазуркой, котильоном. Старшее поколение, протанцевав 5 минут, собиралось за карточными столами пофилософствовать. Перенесемся и мы в танцевальный зал начала XIX века (отрывок из кинофильма “Война и мир”, “Первый бал Наташи Ростовой”).
Молодой император был полон надежд, мечтал о реформах. Был ли он подготовлен к ним? Как черты характера и личность Александра I могли сказаться на его политике? Обратимся к свидетельствам современников и историков (работа с раздаточным материалом).
Раздаточный материал.
“Характеристики Александра I”
1. Шведский посол: “Он тонок в политике, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская”.
2. А.Пушкин. “Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой, над нами царствовал тогда”.
3. Современница Александра I госпожа де Сталь воскликнула, что “иметь такого императора куда лучше, чем опираться на Конституцию”.
4. В.Ключевский. “Это был характер не особенно сложный, но довольно извилистый. Мысли и чувства, составлявшие его содержание, не отличались не глубиной, не обилием, но под давлением людей и обстоятельств они так разнообразно изгибались и перетасовывались, что нельзя было догадаться, как этот человек поступит в каждом данном случае”.
“Александр был человек слабый и злой”.
“…один современник говорит, что он до конца жизни не мог вести по-русски обстоятельного разговора о каком-нибудь сложном деле”.
“Из воспитания своего великий князь вынес скрытность …наклонность казаться и не быть самим собой, скрытое презрение к людям…”
“Непривычка к труду и борьба развили в нем наклонность преждевременно опускать руки, слишком скоро утомляться”.
“Александру I досталось амплуа романтически-мечтательного и байронически разочарованного Гамлета”.
“Александр I весь – дело внешних влияний, случайных обстоятельств вроде Лагарпа, Сперанского, Наполеона, Аракчеева. В нем незаметно внутреннего роста, развития. Он не развивался, а только видоизменялся, эволюционизировался”.
5. Философ Н.Бердяев: “Александр – царь-интеллигент, всю жизнь искавший правды, в молодости враг самодержавия и крепостного права, но человек раздвоенный и несильный”.
Вопрос: Как, по-вашему, черты характера и личности Александра I могли сказаться на его политике?
Вспомним, кто окружал Александра I в первые годы правления. (Строганов, Чарторыйский, Новосильцев, Кочубей).
В 1803 году молодой император подписал указ о “вольных хлебопашцах”. Вспомним его содержание.
Работа с текстом романа “Война и мир”
Осуществление указа о “вольных хлебопащцах” на страницах романа. В романе Толстого, где даны рассуждения князя Андрея о крепостном праве, изображен не убежденный сторонник крепостнической системы, а, наоборот, ее противник. Андрей видит в ней не только зло для крестьян, которые влачат животное существование и всегда подвергаются жестокому физическому истязанию, но и источник нравственной экзекуции для самих дворян. По его мнению, отмена крепостнической системы нужна и для тех людей, которые гибнут нравственно, грубеют от того, что у них есть возможность казнить направо и налево. Сам он целым рядом мероприятий значительно улучшил состояние, быт богучаровских крестьян (том 2, ч.3, гл.1).
О каких практических шагах князя Андрея по благоустройству имений рассказывает Л.Толстой?
Нововведения князя Андрея носят, несомненно, прогрессивный характер, они целиком соответствуют исторической действительности. Существенно отметить также, что Толстой сам мучительно думал над проблемой взаимоотношений мужика и барина, искал пути облегчения тяжелой доли крепостных крестьян.
Слово учителя истории.
В 1802 году вместо прежних 12 коллегий было создано 8 министерств (работа со схемой 1).
Но создание министерств не решило основных проблем, возникших в системе государственного управления. Нужны были новый подход, новые люди.
Такой человек оказался в окружении Александра I. Это Михаил Сперанский. Кем же он был? (Сообщение учащегося по материалам журнала “Преподавание истории в школе” N 4 или по книге “Имена из отечественной истории”, стр. 17-18).
Реформы Сперанского
1. В 1809 году Михаил Сперанский представил проект 1-й Конституции в истории России “Введение к уложению государственных законов”. Проект предусматривал создание новых органов власти на основе принципа разделения властей. (Схема 2).
В 1810 году торжественно открыт Государственный совет, который мыслился Сперанским как верхняя, назначаемая царем палата российского парламента. В нем должны присутствовать сам государь и 35 членов совета.
Слово учителя литературы
Лев Николаевич Толстой упоминает в романе “Война и мир” о Государственном совете.
Работа с текстом романа.
Князь Андрей с большим интересом ожидал открытия Государственного совета, он приписывал этому событию огромную важность. И каково же было его удивление, что событие это теперь, когда оно свершилось, не только не трогало его, но представлялось ему более чем ничтожным. Почему? Попробуем найти ответ на страницах романа (том II, ч.3, гл. XVIII).
– От кого услышал князь Андрей об открытии Государственного совета?
– Кто такой Бицкий?
– Как вы понимаете смысл цитаты: “Он один из тех людей, которые выбирают направление, как платье, – по моде…”
– Почему именно в уста Бицкого вложил Толстой столь важное сообщение?
– Так почему Андрей Болконский с тихой насмешкой слушал восторженный рассказ Бицкого?
Слово учителя истории
Реформа предусматривала создание нижней выборной палаты парламента – Государственной Думы. Но ее создание задержалось до октября 1905 года.
Проект Сперанского предусматривал, что избирательные права должны получить все граждане, владеющие землей и капиталами.
Все, даже крепостные, должны пользоваться важнейшими гражданскими правами (никто не может быть наказан без приговора суда).
Расширение гласности и свободы печати (тиснения).
Вопросы классу:
1. Сравните структуру органов власти, предложенную Сперанским и действующую в то время в России.
2. Какой была бы политическая жизнь в России, если бы Государственная Дума была создана при Александре I?
Реформы Сперанского также предусматривали:
– освобождение крестьян без земли;
– закон о придворных чинах (3 апреля 1809 год).
Он лишал придворную аристократию гарантированного права на ключевые места в управлении государством из поколения в поколение.
– Введение обязательного образовательного ценза для чиновников (9 августа 1809 год). Высшие чиновники должны предъявить диплом университета или сдать экзамены.
– Введение налога на дворянские имения, обложение пошлиной ввозимых предметов роскоши (1812 год).
Отставка Сперанского (сообщение ученика).
Слово учителя литературы
Князь Андрей прибывает в Петербург во время апогея славы молодого Сперанского. Толстой повествует о приезде Болконского с целью принять участие в преобразованиях и реформах, предполагаемых в государстве. Партия преобразователей радушно принимала и заманивала его (том II, ч.3, гл.: V,VI,XVIII).
“О нем говорили, им интересовались, и все желали его видеть”.
Андрею Болконскому предстоит встретиться со Сперанским, государственным секретарем.
– Каким он показался при первой встрече? (Чтение цитаты).
Князь Андрей внимательно следил за каждым движением и словом Сперанского, как это бывает с людьми, которые строго судят своих ближних. Князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, у которого в руках судьба всей России, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств.
Что отметил при столь пристальном наблюдении Андрей Болконский?
Сам Лев Толстой не симпатизировал ни личности Сперанского, ни его преобразовательной деятельности. Толстой характеризует Сперанского как крайнего рационалиста. Люди холодного, исключительно логического ума всегда производили отталкивающее впечатление на Толстого, для которого одним из высших мерил человеческой личности была способность глубоко чувствовать, откликаться на несправедливость и зло прежде всего сердцем, а не умом.
Что было сделано за это время?
Почему Андрею стало совестно за себя?
Что послужило началом всех этих разочарований?
Слово учителя истории
Почему проекты Сперанского не были реализованы (работа с раздаточным материалом N 2)?
Обдумайте следующие объяснения (а,б,в), предложите свое (г):
а) сам реформатор не довел дело до конца. В конце жизни Сперанский писал царю, что “России рано еще иметь даже умеренную конституцию”;
б) отставку Сперанского и отказ от многих его предложений царь мотивировал тем, что “Бонапарт у ворот”;
После отставки Сперанского в окружении Александра I новый фаворит – Алексей Андреевич Аракчеев.
Слово учителя литературы
Князь Андрей в назначенный день явился в приемную к графу Аракчееву.
Какова была цель его визита?
Лично князь Андрей не знал Аракчеева и никогда не видел его, но все, что он знал о нем, мало внушало ему уважения к этому человеку.
Давайте обратимся к страницам романа.
“Князь Андрей во время своей службы много видел приемных важных лиц, и различные характеры этих приемных были для него очень ясны. У графа Аракчеева был совершенно особенный характер приемной”.
В чем это выражалось?
Обратите внимание на поведение посетителей, ожидающих аудиенции.
Как Л.Толстой описывает внешность военного министра, его манеру разговаривать с посетителями?
Каково отношение современников Сперанского и Аракчеева к их деятельности и человеческим качествам?
Итог урока
Заключительное слово учителя литературы
В то время немало было написано эпиграмм на А.Аракчеева, М.Сперанского. А вот строки из письма (апрель 1834 год) А.Пушкина: “Аракчеев умер. Об этом во всей России жалею я один. Не удалось мне с ним свидеться и наговориться”.
В дневниковой записи этого же года читаем следующее: “Сперанский у себя очень любезен. Я говорил ему о прекрасном начале Царствования Александра: “Вы и Аракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого Царствования, как Гении Зла и Блага”. Он отвечал комплиментами и советовал мне писать Историю моего времени”.
Слово учителя истории
С отставкой и ссылкой Сперанского уходила эпоха реформ, смелых людей и экспериментов. Но в недрах этой эпохи зародилось движение декабристов (они хотели пригласить Сперанского во временное правительство).
Ольга Абрамова,
учитель истории;
Галина ЗАЙЦЕВА,
учитель литературы
Амурская область
Схема 1
Схема 2
Комментарии