search
main
0

Гениев мало,та бездарей не бывает

​В Московском Доме учителя состоялась встреча участников клуба «Дети – театр – образование» с заслуженным деятелем искусств, профессором, преподавателем по мастерству актера мастерской профессора Виктора Коршунова ВТУ имени Щепкина Натальей ПЕТРОВОЙ.

Что была уже не первая встреча с Натальей Алексеевной: в прошлом учебном году она проводила мастер-класс на тему «Общение», а затем приглашала педагогов и старшеклассников на студенческий спектакль «Орфей спускается в ад». Само появление педагога в аудитории сразу меняет атмосферу: Наталья Петрова всегда настолько заряжена позитивным рабочим настроем, так собранна, строга и вместе с тем улыбчива и доброжелательна, что участники работы невольно заражаются ее личностной интонацией. Ее хочется слушать, ее хочется слушаться, у нее хочется учиться.Педагог занимается с юными и взрослыми участниками основами актерской профессии, но кажется, что в зале происходит что-то еще, может быть, даже более значимое. Кажется, что Наталья Алексеевна дарит участникам очень ценный и очень редкий сегодня опыт глубокого и искреннего разговора человека с самим собой и опыт подлинного и содержательного межличностного общения. Она так чутко, так внимательно реагирует на все происходящее с участниками тренинга, так точно и мягко комментирует, что просто бессмысленно и неуместно прятаться за привычными повседневными масками, вести себя демонстративно или, напротив, прятаться в ракушку. Рядом с ней хочется быть самим собой.Для начала Наталья Алексеевна прочитала отрывок из романа Джесси Келлерман «Гений», где рассказывается о странном талантливом мальчике, чьи ассоциации очень богаты и разнообразны. «Талант – это количество связей с миром, – говорит Наталья Алексеевна. – Гениев мало, но и совсем неспособных людей не бывает. Значит, способности можно развивать, чем мы сегодня и займемся». А потом все участники тренинга выясняли, как они понимают, что такое ассоциации. Догадались, что это какие-то связи чего-то с чем-то, но точно сформулировать сами не смогли. Поэтому пришлось обратиться к словарям, и прочитали, что это связь между двумя или более психическими явлениями, при которой возникновение одного из них обусловливает появление или актуализацию другого, других.Интересны были упражнения. От педагога к группе идет звук, он должен быть адекватно отражен телом. «Как это – адекватно? – удивляется педагог по МХК. – Это как захочется? Как почувствую?» «Да, – улыбается Петрова, – именно так». Через некоторое время она добавляет: «Нормально, что люди вначале стесняются, иначе они были бы наглецами. Но в упражнении важно снять с тела контроль, отдаться ассоциациям и начать получать удовольствие от того, как тело реагирует на звук». Дети и педагоги играют вместе, чувствуют себя в этой игре единым творческим организмом. Кажется, что учителя молодеют на глазах, а дети становятся старше. Не все водящие одинаково легко овладевают творческим вниманием команды, педагог уточняет, что важно не только самовыражаться в звуке, но и управлять группой. Наталья Алексеевна и ведущий секретничают о теме звуковой импровизации, ведущий старается воплотить задуманное, группа «звучит», все участники импровизации пытаются угадать, что за тема была задумана. Угадать точно ни у кого не получается, это ведь первая попытка, все не вполне точны – и ведущий, и исполнители, но с каждой новой игрой участники тренинга все внимательнее друг к другу и к себе, все более чутки и открыты. Потом участники занятия «превращались» в деревья разных пород, в бутылки, наполненные разным содержимым, а Наталья Алексеевна объясняла, что в этом упражнении важно не столько ухватить внешнюю форму, сколько почувствовать, что тут за внутренняя природа, что за характер у того, во что ты превращаешься, важно, чтобы «зажглось» что-то внутри.На занятии было около 40 человек, примерно поровну учителей и школьников из разных образовательных учреждений Москвы, в финале они дружно и искренно аплодировали педагогу и, конечно, самим себе. Некоторые свои ощущения они записали на маленьких блокнотных листочках, которые оказались под рукой, написали все, но, к сожалению, большинство участников в порыве эмоций забыли подписать свои отклики, поэтому не всегда можно догадаться, кто тут педагог, а кто ученик. А может быть, это как раз и не важно. Все были учениками. Все были творцами. Все были вместе и интересны самим себе и друг другу.Александра НИКИТИНА, доцент МИОО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте