Маргарита ВОРОБЬЕВА, руководитель ресурсного центра «Маленькие гении»: – Совершенно очевидно, что споры, которые до сих пор ведутся в науке и практике о необходимости интеллектуального развития детей дошкольного возраста, в современном образовательном пространстве постепенно уступают место конструктивным диалогам. В городской целевой программе «Столичное образование-5» поставлена задача использования ресурсов дошкольного учреждения для интеллектуального развития ребенка. Мэтры отечественной педагогики и психологии (М.Бахтин, Н.Бердяев, Л.Выготский, А.Леонтьев, Д.Лихачев, А.Лосев, Ю.Лотман, К.Ушинский и другие) утверждают, что человек становится частью человечества, постигая культуру и творя ее только в контексте, связанном с сознанием интеллектуальной и эмоциональной деятельности человека (язык, знание, уровень интеллектуального развития, творчество, эмоции, отношение, способы и формы общения людей).
Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника связано со становлением познавательных способностей, то есть такими психическими качествами, которые позволяют детям решать различные задачи. Ребенок должен осознавать, какие требования предъявляются к нему в определенной ситуации. Он должен уметь выразить свое отношение к этой ситуации через построение эмоционального образа. Дошкольник должен уметь преобразовать ситуацию при помощи поиска ответов на возникающие вопросы и использовать адекватные способы достижения целей. Чтобы помочь детям решать задачи, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, ресурсный центр определил основное направление работы – активизацию детского интеллекта через развитие познавательных способностей, которые определены нами как некий универсальный инструмент проектирования своей жизни. Ученые и педагоги центра не рассматривают интеллектуальное развитие как целенаправленную работу по подготовке детей к школе. Мы не выделяем в отдельную группу одаренных или глубоко мотивированных на обучение детей. Мы стремимся развивать у каждого ребенка познавательные способности, помогать ему быть успешным и использовать эти способности при проектировании платформы своего жизненного пространства.
Психологи выделяют три типа познавательных способностей:
сенсорные способности к наглядному моделированию, которые позволяют детям решать не только образные, но и логические задачи (классифицировать объекты, устанавливать математические отношения, выстраивать причинно-следственные связи);
способности к символическому опосредованию, которые помогают ребенку выразить свое отношение к событиям окружающей жизни, персонажам сказок, человеческим чувствам, а к концу дошкольного возраста дети начинают использовать традиционно принятую символику для выражения своего отношения к самому себе, к жизненным ситуациям;
способности к преобразованию, которые позволяют дошкольникам создавать новые образы путем преобразования имеющихся у них представлений о знакомых, обычных предметах и объектах действительности. Особенно ярко это представляется в изобразительной деятельности, когда дошкольники рисуют необычных сказочных животных и растения.
Механизм преобразования – основа активной творческой позиции ребенка в дошкольном возрасте. Компетентность образовательной работы будет более очевидной, если мы, педагоги, поможем ребенку разработать его индивидуальный маршрут к успеху в настоящем и будущем. Поэтому так остро сегодня стоит вопрос о преемственности дошкольного и школьного образования по интеллектуальному развитию. Ресурсный центр аккумулирует научные исследования и педагогический опыт, которые апробировались в России, Польше и Великобритании.
Научный руководитель центра Николай Веракса совместно с коллегами создал программу «Key tu learning» – «Ключ к обучению». На каждом занятии перед ребенком открыты возможности для развития способностей. Дети живут в таких воображаемых странах, как Фигуроландия. Особый интерес у детей вызывают занятия, на которых они ищут и находят ключи к учению. Сегодня продолжается активная исследовательская деятельность в рамках ресурсного центра, идет эффективный поиск методов работы, направленных на развитие индивидуальности ребенка, которая ярко проявляется в проектной деятельности в паре «ребенок – ребенок» и «ребенок – взрослый». Условия, создаваемые центром, способствуют развитию творческого мышления старших дошкольников. Дети умеют открыто отстаивать свои позиции, защищать точку зрения, аргументированно объяснять свои действия.
Наш центр проводит диагностику, которая помогает выявить уровень развития общих способностей, провести экспертизу образовательных программ, при помощи которой бессистемная мозаика и компиляция идей из разных методик превращаются в логичные, законченные образовательные циклы или модули. Мы уделяем внимание разработке методических рекомендаций для сетевых педагогов, родителей и специалистов.
На базе центра создаются условия для обеспечения сетевого взаимодействия ДОУ, в рамках которого проводится сетевое обучение, обсуждаются сетевые проекты, проводится сетевой конкурс, составляется сетевой договор. Между сетевыми педагогами центра установлено тесное взаимодействие и взаимопонимание. Основные компоненты сетевого взаимодействия: повышение квалификации сетевых педагогов, формирование авторской позиции, тиражирование образовательных продуктов, оформление социально значимых результатов в виде презентаций. Могу сказать, что уже сформировалось ядро центра, благодаря которому мы успешно реализуем намеченные цели и задачи. Горжусь, что воспитанница детского сада №2523 «Академия Детства» Анастасия Глебова заняла первое место в Европейском первенстве по шахматам среди школ олимпийского резерва, проходившем в 2008 году в Болгарии. Но хочу подчеркнуть, что мы не ограничиваемся в своей работе образовательными технологиями для одаренных детей, а используем все компетенции науки и практики в работе с каждым ребенком, чтобы он смог проявить свою индивидуальность. А индивидуальность – это проявление гениальности, поэтому все дети (даже особые в пределах своих возможностей) – маленькие гении.
Комментарии