search
main
0

Генетика в школе: нужен ли отдельный курс?

Президент России Владимир Путин дал поручение разработать учебные курсы в области генетики для школ. По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, ведомство обсудит его реализацию с учителями и другими специалистами, в частности, будет ли это элективный курс или изменения необходимо внести в школьную программу. «В рамках реализации этого поручения мы проведем обсуждение и примем наиболее эффективное решение», – сказал министр. А что думают по этому поводу наши эксперты и читатели?

Сергей РЯЗАНСКИЙ, космонавт, Герой России, председатель Российского движения школьников (РДШ):

– Как биолог я считаю, что в рамках курса биологии это хорошая идея. Не уверен, что следует увеличивать число часов биологии, но это, по моему мнению, должны решать специалисты педагогического профиля, учитывая общую нагрузку на школьников.

Иван СМИРНОВ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017, кандидат биологических наук, первый заместитель директора Гимназии Святителя Василия Великого, Московская область:

– В современных условиях знание генетики очень важно. Нам все чаще приходится встречаться с молекулярно-биологическими методами исследований, наследственными заболеваниями, генетически модифицированными организмами в сельском хозяйстве и многими другими явлениями, которые сложно понять без знания основ генетики. В школьном курсе биологии 9, 10, 11‑х классов этому уделяется значительное внимание. Это достаточно сложные темы, которые не всегда удается понятно объяснить даже при том объеме материала, который сейчас включен в учебник. Поэтому введение отдельного курса генетики, во всяком случае если речь идет именно об этом, вряд ли целесообразно. Найти на него время будет достаточно сложно в учебном плане, а при изучении биологии на базовом уровне даже самые основные генетические термины и закономерности вызывают большие сложности при освоении.

Тем не менее есть и другой вариант – изменить текущую учебную программу в плане соотношения тем, а также сделать курс более практико-ориентированным, показать связь между фундаментальными генетическими закономерностями и нашей повседневной жизнью, в том числе в области современных методов диагностики, применяемых в медицине. При разработке курсов внеурочной деятельности по генетике или программ дополнительного образования школьников важно также учесть практико-ориентированный аспект. Важно, чтобы курс, который выбирают школьники, заинтересованные в биологии, те, кто планирует поступить в медицинские вузы, получали не только теоретическую подготовку, но и имели возможность работать на практике с оборудованием, изучать ДНК, проводить амплификацию и электрофорез. Тогда этот курс не только будет вызывать живой интерес, но и даст целый ряд навыков, которые потребуются им как будущим студентам и ученым.

Вера ТРУХАЧЕВА, учитель биологии школы №98, Воронеж:

– Не уверена, что нужен какой-то специальный курс по генетике, потому что у нас в программе в девятом и в одиннадцатом классах уже есть часы, отведенные на изучение генетики. И времени на это предусмотрено довольно много. У меня обычный класс, поэтому мы изучаем генетику один час в неделю, но я знаю, что в классах с углубленным изучением биологии, например в медицинских, химико-биологических, на нее отводится два часа в неделю. И задачки по генетике мы решаем. Если ребенок что-то недопонял в девятом классе, у него есть возможность в одиннадцатом потом вернуться к этой теме. Если вводить какие-то углубленные программы по данному направлению, то это лучше делать в рамках элективных курсов. Учитель может самостоятельно разработать такой курс, а может взять уже готовый, когда его сделают. Для старшеклассников, которые готовятся к поступлению на биологический, химический факультеты или в медицинский вуз, такой электив был бы полезен. В полугодие это 17 часов занятий, а если за год, то 35 часов – это немало, можно многое узнать. Мы с одиннадцатиклассниками, когда готовимся к ЕГЭ, тоже решаем задачки по генетике, потому что 28‑й вопрос на экзамене – это именно генетическая задача.

Елена РЕУЛЕЦ, преподаватель биологии Ломоносовской гимназии Петрозаводска, классный руководитель, заслуженный учитель Карелии:

– Инициатива несколько неожиданная. Возможно, так пытаются поддержать интерес школьников, будущих студентов к науке. В старшей школе изучение биологии в гуманитарном классе – это всего лишь час в неделю. В профильном классе – 4‑5 часов. Соответственно, когда профильная биология, времени на изучение темы «Генетика» хватает. В старшей школе есть и электив по биологии. Так что пока мне неясно, как организовать, например, электив только по генетике. В 10‑м классе не заложена база для изучения, к тому же существуют разные программы, которые по-разному вводят школьников в предмет – иногда начинают с биосферного уровня, иногда – с клеточного. Если электив пройдет в 10‑м классе, то программа 11‑го класса станет для выпускников повторением пройденного. Но, мне кажется, если для школьников ввести новый элективный курс по генетике, связанный с элементарными опытами, которые можно проводить на базе университетских площадок, это будет полезно. Ребята смогли бы на практике изучать закономерности наследственности и изменчивости.

Наталья М., учитель биологии, Великий Новгород:

– Специальный курс генетики, я думаю, целесообразен только для учащихся профильных классов, которые будут сдавать ЕГЭ по биологии для поступления в вузы. Изменения в школьной программе? Я считаю, в российских программах по биологии, физике, химии есть общий существенный недостаток. Они дают такой огромный объем знаний, что в бесконечных формулах теряется понимание сути. А ведь наша задача – научить детей понимать явления, процессы и закономерности природы. Так и в изучении генетики: приоритет должен быть отдан не формулам, а пониманию природных законов. Это понимание должно быть связано с повседневной жизнью. Важными в школьной программе я считаю показ связи генетики со здоровьем человека, профилактику на основе этих знаний пагубных привычек у учащихся. Мой вывод: для непрофильных классов достаточно внести соответствующие изменения в уже существующие программы. Но не перебарщивать с объемом! Наши дети и так невероятно перегружены!

Василий К., преподаватель биологического факультета государственного вуза, Москва:

– У меня большие сомнения в том, что генетические отличия (или особенности) человеческих сообществ, проживающих на той или иной территории, возможно найти в принципе. Генетически никаких русских уже практически нет, в каждом из нас намешано столько генов разных народов… И так в большинстве стран, за исключением редких этнических анклавов. Про Америку вообще не говорю.

Но выделение денег на науку в любом случае лучше, чем на другие дорогие «игрушки» вроде вооружений или футбольных клубов и помпезных олимпиад. Да, большую часть разворуют, но и ученые что-нибудь да получат. И у части детей, глядишь, интерес появится.

…Есть, конечно, риск создания опасных технологий, но он и так есть по всему миру.

С другой стороны, успехи современной биологии таковы, что мои взгляды вполне могут быть основаны на устаревшей информации. Так что, может, и эликсир бессмертия найдут.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте