В начале апреля в Московском физико-техническом институте (МФТИ) завершился VII международный конкурс научно-технических работ школьников «Старт в науку». Старшеклассники из 53 российских регионов, Украины и Белоруссии представляли результаты своих исследований. Каждое выступление превращалось в маленький научный семинар, где школьники не боялись втягиваться в полемику с членами жюри – доцентами и профессорами МФТИ.
На «Старте в науку» тринадцать из пятнадцати отделений посвящены точным дисциплинам: радиотехнике, кибернетике, информатике, математическому моделированию, молекулярной, химической и медицинской физике. Но две секции традиционно адресованы гуманитариям: «Философии и культуры» и «Истории науки и ее творцов». Поэтому на конкурс приезжают не только те, кто интересуется «пластической деформацией пористых металлов» или «геометрией релятивистского мира», но и те, кто увлекается краеведением и экономикой. В то время как «технари» докладывают о новых свойствах точки Киперта или обобщении теоремы Аркура, «гуманитарии» в соседней аудитории делают сообщения о налоговом стимулировании предприятий среднего и малого бизнеса в конкретном районе или описании осады Парижа норманнами 886-887 годов в поэме Аббона Сгорбленного «De bello parisiaco».
В этом году лауреатами конкурса «Старт в науку» стали семь человек, 17 получили дипломы первой степени, 18 – второй и 22 – третьей степени. Звание лауреата и дипломанта первой степени дает право льготного поступления в МФТИ (к сожалению, это не относится к авторам гуманитарных докладов и к тем, кто в момент конференции был не в выпускном классе). Но научное мероприятие ценно для школьников не только наградами, но и возможностью общения с учеными-единомышленниками. Одна из конкурсанток, выйдя после заседания секции, восхищенно произнесла: «Приятно, что еще кто-то в нашей стране интересуется физикой!».
А когда участники разъезжаются по домам, организаторы подводят невеселые итоги. Членов жюри очень огорчает тот факт, что немалая доля конкурсных работ выполнена не подростками, а их родителями, учителями или научными руководителями.
– Если школьник хочет сделать доклад о сложном, значимом объекте, то наверняка действует под чужую диктовку, – рассказал декан факультета молекулярной и биологической физики МФТИ, председатель секций «Молекулярная и химическая физика» и «Биология и медицинская физика» Иван Грознов. – Не раз бывало: юноша заявляет тему страшной проблемности, гладко излагает доклад, а задашь ему элементарный посторонний вопрос – выясняется, что не знает даже закона всемирного тяготения! А ведь мог бы выбрать какой-нибудь простой предмет, свойства которого его бы удивили, и понаблюдать за его поведением. Взять, например, химическую грелку, которая нагревается от соприкосновения с водой, и посмотреть, как соотносятся тепловая волна и волна кристаллизации. А сколько интересного можно увидеть при опыте с обыкновенными квасцами, которые легко можно купить в аптеке!
Однако ученых не удовлетворяют и чересчур тривиальные исследования. Некоторые школы отправляют на конкурс ученика, «рассчитавшего» особенности падения камешка с Пизанской башни – примитивный пример из задачника по физике.
– Не надо присылать первую попавшуюся разработку, лишь бы «отметиться», – предупреждает профессор Юрий Самарский, председатель жюри конкурса, проректор МФТИ по учебной работе. – Зачем поощрять у детей непрофессионализм и любовь к формальным наградам?
Правда, в этом году несамостоятельных и слабых докладов было меньше, чем обычно. Возможно, потому, что не было возможности обеспечить всем участникам конкурса бесплатное пятидневное проживание в Долгопрудном. Школьники знали, что многим придется снимать жилье за свой счет, и отправиться в дорогостоящую поездку решились в основном те, кто действительно был уверен в своих силах.
Как, например, Ольга Грегер, ученица 11-го класса гимназии № 86 из Нижнего Тагила. Девушка получила один из семи лауреатских дипломов за исследование магнитогидродинамических систем. А если точнее – за проект создания магнитогидродинамического генератора в домашних условиях. Прибор состоит из обыкновенного граненого стакана, заполненного раствором медного купороса (вместо используемой в промышленности плазмы), двух медных электродов, постоянного магнита и двигателя от игрушки. Напряжение подается через диод от обычной электророзетки. КПД у генератора невелик – приблизительно полтора процента. Зато это по-настоящему самостоятельная разработка.
Свою установку Ольга паяла на обеденном столе. Папа – радиофизик по образованию, преподаватель информатики в Уральском политехническом институте – помогал только самыми общими советами. Диплом лауреата конкурса «Старт в науку» послужит для выпускницы подстраховкой при поступлении в МФТИ. Ольга уже выбрала будущую специализацию – факультет проблем физики и энергетики.
Комментарии