Конкурс, вот уже три десятка лет открывающий стране ярких педагогов, обрел свои традиции и неповторимые интонации в каждом регионе. В столице профессиональные состязания специалистов, отдающих свои сердца детям, связаны в единый конгломерат под общим названием «Педагоги года Москвы». А он уже разделяется на пять треков: «Учитель года Москвы», «Воспитатель года Москвы», «Педагог-психолог года Москвы», «Дефектолог года Москвы» и «Педагогический старт».
«Конкурсы весьма важны для педагогического сообщества, потому что это основа для профессионального развития и генератор достижений», – отмечает председатель Московской городской организации Общероссийского Профсоюза образования Марина Иванова.
Сегодняшний формат трека «Учитель года Москвы» кардинально изменился, стали востребованы не только индивидуальные качества педагога, но и умение работать в команде. Конкурс приобрел широкий масштаб: около 15 тысяч человек изначально изъявили желание стать его участниками в этом году. В финал вышел 31 конкурсант.
– Конкурсы весьма важны для педагогического сообщества, потому что это основа для профессионального развития и генератор достижений, – отмечает председатель Московской городской организации Общероссийского Профсоюза образования Марина Иванова. – Профсоюз – соучредитель этого конкурса, мы входим в оргкомитет и в Большое жюри.
Сегодняшний формат трека «Учитель года Москвы» кардинально изменился, стали востребованы не только индивидуальные качества педагога, но и умение работать в команде. В каждой по пять учителей, которые уже показали высокие результаты в московских учительских олимпиадах и конкурсах. В команде у каждого участника своя четко обозначенная роль, а значит, к успеху придут лишь те, кто хорошо умеет работать в коллективе, понимает важность командного взаимодействия. Следовательно, успешный учитель должен не только отлично знать свой предмет, но и обладать коммуникативными навыками, уметь мыслить нестандартно, не бояться выйти из зоны комфорта.
– Естественно, по мере развития конкурса меняются задания, процедуры, регламенты, – замечает Марина Иванова. – Мы как общественная организация оцениваем, насколько это оправдано изнутри. Заместитель председателя МГО профсоюза Сергей Горбун работает на конкурсе с первого до последнего дня, занимаясь серьезной экспертизой электронных заданий, которые получают участники. Работа с конкурсантами начинается с территориальных организаций, где профсоюзные активисты наряду с руководителями образовательных учреждений определяют тех педагогов, которые могут вырасти в победителей. Претендентам помогают готовиться к конкурсным заданиям, предлагая им методические рекомендации, подбадривая советом.
Конкурс «Учитель года Москвы» приобрел широкий масштаб: около 15 тысяч человек изначально изъявили желание стать его участниками в этом году. В финал вышел 31 конкурсант.
Московская городская организация Профсоюза образования на конкурсе вручает свой специальный приз общественного признания. На этот раз его присудили Ксении Ивановой, учителю русского языка и литературы школы №1194, которая хорошо известна педагогическому сообществу Москвы. «Наш призер активно работает в Столичной ассоциации молодых педагогов, – говорит Марина Алексеевна. – Неутомимо помогает своим коллегам, делая все, чтобы они сумели на сто процентов использовать все возможности для своего профессионального роста».
Безусловно, конкурс – всегда замечательная возможность для профессионального роста. И это неизменно незабываемое впечатление для участников. Отличный старт для молодых педагогов и полная перезагрузка для учителей со стажем. Как говорят его корифеи, конкурс всегда старался быть на шаг впереди, стремился быть полезным для личностного и профессионального роста московских учителей, служил площадкой для обмена опытом и развития навыков эффективной самоорганизации. Это действительно так.
Каждый день возникала новая задача, которую необходимо было срочно решить. В такие моменты становится ясно, что каждый обладает большими ресурсами и надо их использовать по максимуму, что тайм-менеджмент – великая вещь, а коллеги, даже те, которые работают вместе долгие годы, способны сильно удивить друг друга. Большая заслуга конкурса еще и в том, что он помог выявить личные и профессиональные дефициты. За короткий срок учителя смогли многое переосмыслить и переоценить, завести новые знакомства.
Конкурсная программа позволяет встречаться с удивительными людьми, формирующими ведущие стратегии и определяющими актуальные тенденции. Так случилось и в этот раз на треке «Учитель года Москвы»-2022. В гости к конкурсантам нагрянул Петр Положевец, исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», глава редакционного совета «Учительской газеты» и один из инициаторов и главных организаторов Всероссийского конкурса «Учитель года». Говорили, конечно же, о будущем. О конкурсе, о профессии. И о школе.
– Глобальный соцопрос в 2018 году показал, что родители хотят одного – хороших предметных знаний, и только 10% опрошенных убеждены, что школа прежде всего учит ребенка учиться, помогает ему научиться искать информацию, анализировать ее, верно и грамотно оценивать. 56% людей уверены, что креативное мышление и способность к новаторству – это врожденные качества и никакие методики-технологии не могут их развить.
Академик Александр Минц когда-то сказал: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать». Мы же хотим, чтобы наши дети умели «плавать», – озадачил участников встречи Петр Положевец. И спросил, какой же школу будущего видят эти учителя – молодые, амбициозные, смелые в решениях и поступках. Они фантазировали и мечтали, рассуждали о виртуальном образовательном пространстве и вживляемых чипах с базовыми знаниями, но какие бы догадки ни строили, сходились в одном: школа будущего – та, что даст возможность раскрыться каждому ребенку.
Зашла речь и об искусственном интеллекте. Петр Положевец показал забавный ролик про чайник, подчинивший человека, который пришелся ему не по нраву, но при этом заметил:
– Будет ли опасен искусственный интеллект? Он может быть выше, лучше и сильнее человека только тогда, когда сможет осознавать себя как личность. До этого еще очень далеко. В школе будущего искусственному интеллекту будет отведена большая, но техническая роль. Учитель останется учителем всегда, при любых технологиях. Люди никогда не пожертвуют тем, чтобы общаться друг с другом.
«Люди, познания которых одинаковы, недолго остаются лучшим обществом друг для друга», – считал Ральф Уолдо Эмерсон. А еще американский философ говорил: «Каждый человек, которого я встречаю, меня в чем-то превосходит, и в этом смысле я могу у него поучиться». Афоризм мыслителя XIX века лишний раз подтвердила эта незабываемая встреча.
Возможно, она вдохновила конкурсантов и на финальную беседу с руководителем Департамента образования и науки города Москвы Александром Молотковым, от которой зависит то, кто именно из них будет представлять столицу на Всероссийском конкурсе «Учитель года России»-2022.
Лора ЗУЕВА, фото Михаила КУЗМИНСКОГО.
пос. Поведники, филиал Московского городского Дома учителя
Комментарии