Екатерина БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ – дочь, внучка, правнучка, праправнучка педагогов. Ее дочь выбрала другую профессию (пока), но говорит так: «Важно, не где ты работаешь, важно, что у тебя в душе, а в душе я тоже учитель».
Ищем открытия
– Давайте вспомним, какие органы чувств вы знаете.
Первоклассник Арсений тянет руку.
– Я еще хочу рассказать о языке. У него четыре вкуса… Максим, не мешай мне говорить! Кислый, соленый, сладкий и горький!
– Очень хорошо. А теперь подумайте, может быть, какой-то орган чувств вы забыли?
Дети думают, учитель подбадривает:
– Это очень важный орган.
– Голова!
– Конечно, голова важный орган, она как наш компьютер. Но подумайте еще. Анюта знает ответ на вопрос. Да, это кожа, орган осязания. Аня сегодня хорошо работает, и мы с ней поиграем…
Девочка закрывает глаза и на ощупь пытается определить предметы. Сегодня на уроке окружающего мира первоклассники узнали о пяти органах чувств и повторили геометрические фигуры. Квадрат казался им похожим на флаг, окно и дом; овал – на огурец и озеро, а круг – на зрачок глаза. Андрюша провел динамическую паузу.
На присутствие постороннего ребята внимания не обращали – некогда было, урок шел весь, как «динамическая пауза»: подвижно и ненагруженно.
Для Екатерины Геннадиевны нынешний первый класс – шестой по счету, пять выпусков в среднюю школу у нее уже состоялось. В гимназии №9 она работает девять лет. Это особая гимназия в Екатеринбурге. У нее многолетний имидж одной из лучших школ города. Недавно здесь провели капитальный ремонт, и старинное здание, сохранив высокие потолки и широкие коридоры, приобрело свежесть и современность. Полы блестят, девочки, демонстрируя гибкость, садятся на шпагат прямо на пол, пока не видят учителя, при этом их белые колготки не темнеют. Зал для занятий хореографией похож на бальный. Гимназия концентрирует не только лучшие материальные ресурсы, но и педагогические. Преподаватель начальной школы Екатерина Белоцерковская в 2008 году была признана одним из 15 лучших учителей страны на Всероссийском конкурсе «Учитель года».
Занятия в 1-м «Б» проходят по системе развивающего обучения Эльконина и Давыдова. С одной стороны, это признанная методика в нашей стране, многие школы ведут по ней обучение. С другой стороны, немало учителей, которые не очень-то данную систему привечают. Ведь она заставляет активно работать не только детей, но и самих педагогов. Все 45 минут урока учителю нужно трудиться. Не выдавать готовые знания, а вести учеников по пути самостоятельного поиска информации ненавязчиво и увлекательно. Создавать ситуации, где дети постоянно открывали бы новое и этот процесс казался бы им естественным и со временем становился привычным и необходимым. Чтобы вырабатывался единственный стереотип – отсутствие стереотипов.
Поэтому урок не может проходить в форме монолога, это полноценный диалог. Вопросы задает не только учитель. Умение спрашивать не менее важно, чем умение отвечать, а иногда и более сложно, этому тоже следует учиться. От правильно поставленного вопроса во многом зависит ответ.
Первый «Б» спрашивает Екатерину Геннадиевну активно. «Можно мне поменять цвет круга?» – «А мне?» – «Ой, Екатерина Геннадиевна, почему вы слово «осень» написали не так, как надо?» Ученик даже замер от недоумения: разве взрослые, тем более учителя, ошибаются? Это для него тоже новое знание. Педагог просит: «Поясни, пожалуйста, что здесь неверно и как сделать правильно».
Найдите ошибку! Исправьте ее! Не бойтесь ошибаться, на ошибках учатся. Екатерина Геннадиевна различными способами делает урок активным, а значит, более эффективным. «Дети, они ведь умнее, чем мы о них думаем», – поясняет Екатерина Геннадиевна.
Начало «начальника»
…Еще в первые годы учебы в школе она заявила родителям, что будет… учителем начальных классов. Взрослые сначала восприняли ее слова несерьезно, все-таки ребенок. Но после десятилетки девушка целенаправленно пошла в педагогический вуз конкретно на факультет начального образования. Конечно, у нее была замечательная первая учительница – Зинаида Федоровна Будеева. Конечно, сама, будучи школьницей, Екатерина уже возилась с младшими, устраивала для них праздники. Никакой случайности в ее судьбе, только закономерность. Белоцерковская – урожденная Азанова – представитель пятого поколения педагогов. Ее бабушка проработала в начальной школе 48 лет. Вслед за ней внучка убеждена, что именно начальная школа определяет очень многое в дальнейшей судьбе и в характере человека.
– Екатерина Геннадиевна, раньше роль воспитания возвеличивали, считали, что человек таков, каким его сформировали окружающие. Сегодня модна противоположная точка зрения – о «генном детерминизме»: мол, все в нас заложено при рождении, мало что можно изменить. Так что же, образование сводится к обучению?
– Нет, конечно. Лично мне важно дать понять детям, что они живут в большом мире в окружении других людей. Пусть не мама-папа, а школа покажет, что ты не один и ценить надо не только себя и свое, но и пространство вокруг. Ощутить свое место в мире. Сегодня мы использовали прием: фиксировали момент в бесконечном времени. Я спрашивала детей, какой день недели; число; время года; год; тысячелетие. И определяли себя в этом времени. «Я Маша. Фамилия такая-то. Родители такие-то. Город Екатеринбург. Страна Россия. Планета Земля. И сегодня – 20 ноября 2008 года».
– Опыт азиатских стран – Южной Кореи, Сингапура и других, – который в последние годы оценивается как один из самых эффективных, подразумевает удлинение начального образования. Каково ваше мнение?
– Чем раньше мы займемся вопросами социализации, тем лучше. Есть смысл еще сдвинуть нижнюю возрастную планку, начинать обучение лет с пяти. Обоснования этого имеются и теоретические, и практические. Ведь задача наша – не напичкать знаниями, а показать варианты взаимодействия человека в классе, в семье, в любом коллективе.
– А ваши родители вас воспитывали?
– Они заложили главное – уважение к другим людям. Это основное для педагога. И не только для педагога, конечно.
Педагогический любовный треугольник
Так повелось: «Веселые старты», турпоходы заканчивались в ее классе одинаково. Дети брались за руки, к ним присоединялись педагоги, включались смелые родители и выкрикивали: «Мы вместе!» Фраза стала своеобразным девизом.
Три элемента образовательного процесса: ученик, учитель, родители. Можно спросить: кто главный? Конечно, центром является ребенок. Он дальше других продвинется по «ленте времени». Без него геометрической фигуры – педагогического треугольника – не получилось бы. Но и без учителя тоже. И тем более ничто не имело бы смысла без заинтересованного в процессе родителя. В первый класс приходит учиться вся семья, не только ее младший представитель. Сегодня все большее число взрослых понимают: не стоит выяснять, кто виноват в неудовлетворительном результате воспитания и кого благодарить за удачу, успех – в единстве.
Пятый год Екатерина Геннадиевна работает над проектом «Мы вместе!», его она представляла и на Всероссийском конкурсе «Учитель года-2008».
Уже 3 сентября новоиспеченные первоклашки провели… урок для родителей. Мамы и папы удивлялись: неужели их дети столько успели за два дня? Но целью было не продемонстрировать знания. Екатерина Геннадиевна пыталась донести до родителей собственное видение образовательного процесса, где нет раз и навсегда закрепленных ролевых функций. Не только учителя задают вопросы, но и сами дети. Не только взрослые поучают, но и детишкам есть что предложить их вниманию: пусть и родители порадуются открытиям.
Родительские собрания проводятся минимум раз в месяц, большинство же приходит еще чаще. Образовательное пространство расширяется и по горизонтали, и по вертикали. В него попадают неожиданные уровни, например, бывшие ученики Белоцерковской, нынче пятиклассники. Почему бы не пригласить их провести урок или хотя бы поучаствовать в нем? Можно и наоборот… Программа «Мы вместе» меняется, она живая, подвижная. В новом первом классе, похоже, в процесс активно включатся и бабушки.
Возраст
не по паспорту
– Какие проблемы современной школы вы считаете основными?
– Конечно, кадры. Все зависит от людей. Школе нужно помолодеть. Я имею в виду и фактический, и, так сказать, биологический возраст. Детям нравятся молодые, это естественно: чем меньше возрастная пропасть между поколениями, тем легче им понять друг друга. Но дело не только в годах по паспорту. Сегодня много делается в плане обеспечения системы образования книгами, информационными технологиями. Но и сам учитель должен расти и меняться, чтобы соответствовать времени, и здесь уже не важно, сколько тебе лет. Учитель обязан учиться, профессия такая.
Важно и общение педагогов между собой, чтобы не вариться в собственном соку. Я руковожу городской Ассоциацией учителей начальной школы, хочу узнавать других, убеждать педагогов участвовать в конкурсах разных уровней.
– Екатерина Геннадиевна, поделитесь главным впечатлением от Всероссийского конкурса «Учитель года».
– Я увидела, как много у нас интересных людей и идей. Были учителя из маленьких сел, из Якутии, где школы передвижные, из Чечни. Традиции и возможности у всех разные, но везде есть подвижники и энтузиасты, люди умные и искренне желающие вырастить следующее поколение лучше нашего.
– Кстати, о поколениях. Ваш первый набор в первый класс отличается от шестого, нынешнего?
– Дети становятся свободнее, они более открыты, меньше поведенческих комплексов. (Об информированности я уже не говорю, это понятно.) Лет 10-15 назад существовал провал в книжном образовании, сейчас вновь появляется тяга к литературе, дети возвращаются к чтению. А вообще глаза все те же: в них вечный интерес к жизни.
– Вы ощущаете себя учителем вне школы?
– Бывает, люди со мной пообщаются и говорят: «Ну ты, как учитель». Я с гордостью отвечаю: «Я и есть учитель!»
«Моральный кодекс» от Екатерины Белоцерковской
1. Справедливость, честность, требовательность по отношению к ребенку и к себе. Мы учим его этим качествам и сами должны быть такими. Детям нельзя лгать. Нельзя поддерживать ложь других взрослых. Нельзя дать задание и не спросить. Все вместе это и есть любовь.
2. Единство с родителями. Адекватная оценка своей роли в этой связке.
3. Отсутствие высокомерия от сознания собственного опыта, возраста и положения учителя. Важно равенство с детьми – тогда будут и понимание, и уважение, и доверие.
4. Ощущение внутренней свободы. Не стоит пытаться выглядеть некоей дистиллированной женщиной. Пусть дети знают, что у тебя есть семья, свои дети, любимая кошка и широкий круг друзей. Тогда они будут видеть в педагоге не только учителя, а человека, что важнее.
Комментарии