search
main
0

Ген творчества . В РГПУ имени А.И.Герцена появится Всероссийский центр интеллектуальных ресурсов и гуманитарных технологий

В 2007 году Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена стал победителем конкурса в рамках нацпроекта «Образование». По словам координатора инновационной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере», проректора по учебной работе, доктора филологических наук Сергея Гончарова, победа была абсолютно логичной.

– Наш университет, которому в этом году исполнилось 210 лет, исторически существовал и развивался как инновационная структура. Когда мы писали его историю, то с удивлением обнаружили, что с момента зарождения Императорского Воспитательного дома и по настоящее время это серия непрекращающихся, экспериментально-творческих, опережающих время разработок. Конечно, поколения меняются, но ген творчества, наверное, наследуется. Так что, инновации в генах нашего вуза, и они всегда соединялись с мощными традициями. Например, при поддержке правительства города мы осуществили проект «Высшее образование – инвалидам», дав высшее юридическое образование людям с ограниченными возможностями. Это был первый в России проект такого рода, сегодня это важное направление подхватил ряд вузов. Другой пример – РГПУ имени А.И.Герцена стал одним из первых, кто разрабатывал концепцию и внедрял многоуровневое образование. Еще один пример – в университете работает первая в системе педагогического образования России кафедра ЮНЕСКО «Теория образования в поликультурном обществе», которая служит важным фактором инновационного развития университета в международном контексте. История университета подтверждает: мы всегда работали на сверхзадачу, помимо текущего момента видели перспективу. Поэтому привыкли работать в режиме сверхусилий – интеллектуальных, творческих, что закономерно приводит к определенным результатам. Наша инновационная программа – одна из точек движения вперед, точек роста. Ее особенность, на мой взгляд, в том, что велика ответственность. Прежде всего перед студентами. Хочется, чтобы выделенные средства дали максимальный прирост качества образования, чтобы после окончания обучения полученные знания позволяли молодым людям успешно строить профессиональную карьеру и жизнь. Необходимо говорить также и об ответственности перед преподавателями. Хочется, чтобы инновационная программа была максимально эффективна для развития профессорско-преподавательского состава. Чтобы люди продвинулись, используя программы повышения квалификации, инновационность научных, учебных, методических разработок. Ведь инновационная программа меняет контексты, в которых до этого работал человек. Она заставляет включаться в другие темы, в другие соотношения. Это сложно, но интересно. Когда у человека расширяется диапазон познания, появляется профессиональный интерес, он видит новые, порой неожиданные перспективы. Эта мотивация дорогого стоит. Другими словами, инновационная программа дает новые возможности для собственного творчества.

Не следует также забывать об ответственности перед педагогическим образованием. Потому что те наработки и идеи по подготовке современного учителя, что вложены в программу, действительно новые. Какими компетенциями он должен обладать, кто он, что он должен уметь, находясь в одном пространстве с учеником, как должен строиться процесс взаимоотношений между учителем и учеником? Что бы мы ни провозглашали, но многие годы учителя сводили к предметнику и оценивали его по степени знания предмета, не учитывая всех обстоятельств, участвующих в главном для школы процессе, – процессе успешной социализации ученика, формировании его познавательной способности.

– Сергей Александрович, ваш первоначальный проект назывался «Гуманитарные технологии в социальной сфере».

– Да, главное направление нашего развития всегда было связано с исследованием и пониманием человека в системе многомерных отношений. Поэтому был закономерен проект, который мы представили на конкурсе в 2006 году. Он действительно назывался «Гуманитарные технологии в социальной сфере». В этом году мы доработали проект, чтобы создать инновационную систему подготовки специалистов нового поколения, не только в области педагогической деятельности, но и в других сферах – бизнесе, социальной сфере и так далее. Специалистов – гуманитарных технологов, обладающих навыками анализа и интерпретации, умеющих работать в нестандартных ситуациях, понимающих людей, умеющих разрешать конфликтные ситуации в пользу человека.

– Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о самой программе.

– Программа предполагает разработку и ее реализацию более чем по 30 модулям и содержит конкретные технологии, необходимые специалистам социальной и образовательной сферы, аналитикам, управленцам, бизнесменам, психологам. Деньги гранта (более 400 миллионов рублей) позволят создать современную информационно-технологическую среду, повысить квалификацию наших преподавателей на семинарах с привлечением ведущих специалистов-практиков и крупных зарубежных центров перспективных исследований, провести научные междисциплинарные исследования, разработать новые учебно-методические комплексы на базе нового знания и технологий. В университете колоссальный интеллектуальный потенциал, но возможны также привлечение лучших сил российского пространства и выход на новое перспективное партнерство. Собственные средства (более 100 миллионов рублей) мы направим на модернизацию аудиторий, лабораторий, специализированных классов. Одним из важнейших итогов будет создание на базе университета Всероссийского центра интеллектуальных ресурсов и гуманитарных технологий.

– Сопоставимо ли, на ваш взгляд, участие в конкурсе и гуманитарных, и технических вузов?

– Участие в конкурсе вузов разных направлений важно. Все вузы должны находиться в условно одинаковых обстоятельствах и измерять себя самыми высокими критериями. Главное, чтобы эти критерии были сопоставимы.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте