Появление большого числа учебников по всем предметам общего курса среднего образования связано с отсутствием единых продуманных образцов, отвечающих современным, вполне определенным научным и одновременно методическим требованиям получения среднего образования. Сложилась парадоксальная традиция издания учебников без предварительного выпуска таких образцов, в приложении к которым кратко и четко обосновываются единые требования к учебникам и к структуре и формам изложения учебного материала в планируемой серии.
В результате порочной традиции учителя-практики и экономисты констатируют, что доход различных издательств заметно возрос, а эффективность обучения заметно снизилась, значительно снизилась и вероятность издания качественных учебников, отвечающих своему прямому назначению.
По другой, более ранней традиции параллельно с изданием учебников издавалась целая серия методических пособий в помощь учителям и учащихся, таких как «Методика преподавания…», «Демонстрационные опыты», «Лабораторные опыты», «Задачники», и целый ряд других пособий.
Многолетний опыт работы убедительно доказывает, что чем меньше методических пособий требуется к учебнику, тем он качественнее и в научном, и в методическом плане.
Опытным учителям-предметникам известны хорошие учебники, но не выдержанные в методическом или в научном плане. В связи с этим подчеркнем, что учебник не должен отражать только личный эпизодичный опыт авторов по преподаванию своего предмета учащимся определенного возраста.
Наметилась вторая парадоксальная негативная тенденция. Нередко учебники очень слабо отражают прогрессивный опыт учителей-практиков.
В корректировке текста всех учебников должны обязательно принимать участие эрудированные специалисты-теоретики по данному предмету, литературе, психологии, специалисты по компьютерным технологиям.
Проиллюстрируем целесообразность нового подхода к написанию учебника на примере учебника физики. Опыт убеждает, что рациональному развитию самостоятельного мышления учащихся способствует логика такого предмета, как физика.
Начинать нужно прежде всего с разработки новых подходов к написанию учебников.
Модель образца нашего учебника физики разработана согласно изложенным требованиям. Конкретное содержание учебника продиктовано откорректированной общепризнанной программой.
I. Для сокращения словесного текста учебника вводятся пять условных знаков.
Условный знак 1: «Подумайте и постарайтесь сами найти ответы на нижеприведенные вопросы. Не торопитесь читать текст параграфов».
Знак ставится в начале параграфов для активного коллективного предварительного обсуждения содержания текста конкретного параграфа.
Учащиеся, которые поторопились ознакомиться с содержанием параграфа на этом этапе творческого обсуждения, к нему активно не привлекаются.
Условный знак 2: «Проконтролируйте себя. Ответьте на вопросы после изучения параграфа».
Знак ставится после изучения параграфа для окончательной собственной индивидуальной проверки усвоения содержания текста параграфа.
Условный знак 3: «Доверяй, но проверяй. Выполните домашнее экспериментальное задание».
Условный знак 4: «Убедитесь, умеете ли вы применять свои знания. Решите задачи изученных параграфов».
Знак ставится для указания упражнений для самопроверки и самозакрепления.
Условный знак 5: «Проявите волю, узнайте больше, познайте глубже, докопайтесь до истины».
Знак ставится для указания углубленного материала.
II. Каждый параграф начинается с трех-четырех вопросов. Ответы на них обязательно содержатся в тексте параграфов, но эти вопросы предусматривают предварительный анализ вопросов учащимися совместно с учителем на основании их наблюдений, знаний и непринужденных рассуждений.
III. Изменена технология формирования физической логики.
В основу формирования положено последовательное введение ограниченного числа таких структурных единиц курса, постоянство которых при определенных условиях тщательно обосновывается, убедительно доказывается целесообразность их введения для рассмотрения последующего материала, т.е. наглядно иллюстрируется их исходная значимость.
IV. Введены домашние экспериментальные задачи.
V. Изменены стиль и форма изложения учебного материала согласно вышеизложенным требованиям.
Другие конкретные изменения мы пока в данной статье не приводим.
Очень кратко, конкретно проиллюстрируем значимость введения постоянных во времени узловых структурных единиц учебных курсов.
7-й класс. Тема «Введение». §3.
Вопрос. Когда вы можете вполне определенно назвать цвет поверхности классной доски или цвет любого окружающего предмета, если вы уже знакомы с ощущением цветов и для ответа на вопрос вам не следует прибегать к раскрытию природы их возникновения?
Ответ в такой постановке напрашивается сам собой. Если за время наблюдения цвет будет оставаться постоянным – одним и тем же. Постоянство вносит определенность в анализ явлений, в логичность рассуждений и обоснований.
10-й класс. Тема «Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы». § 13.
Вопрос. Как вы думаете, какой фундаментальной особенностью обязательно должна обладать какая-либо структурная единица учебного курса, например физическая величина, положенная в основу вывода целого ряда закономерностей той или иной теории?
Ответ. Эта структурная единица должна при определенных условиях обязательно оставаться постоянной.
Проиллюстрируем значимость исходной определенности физической величины PV/N = const. или PV/N = kT (1), где P – давление газа, V – объем газа, N – число молекул в нем, T – температура по Кельвину, k – постоянная Больцмана.
Любой параметр P, V, N при наступлении теплового равновесия может изменяться, кроме величины, измеряемой отношением PV/N.
Постоянные характеристики различных изменений – многообразных явлений в многоликом мире не являются изменениями всего. Что-то остается неизменным. Не изменяются аналогичные характеристики любой науки, они играют особую и весомую роль. Без их усвоения качественное целенаправленное продвижение в познании прогрессировать не будет – оно тормозится.
Оказывается, при определенных условиях остаются неизменными почерки каждого явления и их сосредоточенное лицо, выражение которого одновременно отвечает совокупности родственных явлений. Физики говорят иначе: «Остается неизменным подчинение при определенных условиях отдельных явлений устойчивым реальным закономерностям и объективным фундаментальным законам, дающим возможность грамотно подойти к объяснению родственных явлений с одной обобщенной точки зрения, их объяснению не только снизу, но и сверху».
Величины типа PV/N = const. мы называем базовыми. Базовые понятия – не информационный материал в широком смысле этого слова, не океан информационного хлама, потерявший границы, а пример элементов знаний, тщательно отобранных для познания окружающего мира, изюминки отшлифованного мышления. Ограниченность их числа, обоснование целесообразности их введения в доступной форме должны излагаться в текстах учебников и составлять основу языка того или иного предмета.
Александр КЛИВАСОВ, кавалер высших педагогических наград, учитель
Комментарии