Подобных интернатов для одаренных детей в естественно-научной области по всей России всего три. Первый находится в Москве при МГУ, второй в Санкт Петербурге, а третий в Республике Коми. В первые два юных вундеркиндов отбирают со всей страны, а в третьем учатся одаренные дети только из Республики Коми. Для регионального министерства это уникальное учебное заведение – визитная карточка. Призовые места всероссийских олимпиад, научно-практических конференций, турниров по программированию ежегодно увозят ученики именно Коми республиканского физико-математического лицея интерната.
Инна КАРАКЧИЕВА, заместитель директора по науке, финалист конкурса «Учитель года России-2000», четвертый год преподает в лицее географию и экологию. Все это время Инна Викторовна активно участвует в информатизации учебного процесса. Ее подопечные проводят за компьютерами от 60 до 80 процентов учебного времени. Они активно работают с мультимедийными продуктами в специальных физических или химико-биологических лабораториях, ищут информацию в интернете, участвуют в дистанционных конференциях, турнирах по программированию и даже разрабатывают собственные программы, которые потом используются в учебном процессе. Например, программу-оболочку для проведения тестирования. Учитель, изменив параметры, может заложить вопросы и правильные ответы.
Работать с одаренными детьми сложно. Они многое знают и уже являются специалистами в конкретной области. Как профессионалы, они зачастую уходят в собственный мир и живут только той проблемой, которая им интересна. Они не любят учителей-непрофессионалов и, управляемые юношеским максимализмом, стараются всячески насолить. Как себя вести с юным вундеркиндом, рассказывает Инна Каракчиева.
– Прежде всего учителю надо понять, что для ребенка эта область знаний является частью жизни. Только после этого стоит объяснить, что кроме знаний пригодится и умение общаться с окружающим миром. Его успешность зависит в том числе и от того, как он научится выстраивать свое общение. Мало быть профи в программировании или информационных технологиях, нужно еще обладать и коммуникативными качествами.
После такого разговора стоит использовать такой психологический прием, как «допущение». «Да ты умнее и компетентнее меня в этих вопросах, – говорит грамотный преподаватель, – но я могу направить тебя в то русло, где ты сможешь быть более успешным».
Глупо упрямо не признавать, что ребенок может быть в некоторых вопросах компетентнее. Не забывайте, что он занимается только этими вопросами. Подобного вундеркинда стоит широко использовать в своей работе. Он может быть помощником у вас на уроке. Его, как правило, принимают ребята, потому что видят в нем профессионала. А он сам, понимая свою значимость, попытается еще больше узнать именно в этом направлении. Такой подход к ребенку повышает его значимость в классе, развивает его лидерские качества. Практика показывает, что те ребята, которые занимаются с компьютером, чаще всего замыкаются в себе. Общение с другими людьми им просто не нужно. Если учитель превращает такого ученика в помощника и при всем классе подтверждает, что это действительно очень грамотный человек, то и вундеркинд постарается соответствовать установленной планке. А помогая своим одноклассниками, он постепенно будет переходить из внутреннего мира во внешнюю среду.
Комментарии