Сразу после революции строители нового социалистического государства столкнулись с небывалой исторической задачей: создать заново не только политический и экономический строй, но и быт, культуру, искусство, образование. Как воспитывать детей? Какими должны быть школа, детский сад? Что советовать родителям, которые растят малышей, родившихся в советской стране? Над этими вопросами немало размышляла и Надежда Константиновна Крупская, партийный деятель, теоретик и организатор советской педагогики и системы народного образования. Биографы Крупской считают, что ее педагогическое наследие по сей день остается не до конца изученным. Читая эти две небольшие статьи, убеждаешься, что они правы.
Досье «Уû 1917-1920-х годах Надежда Константиновна Крупская участвовала в создании системы народного просвещения и разработке основополагающих декретов: «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы» (1918). Отстаивала идеи отечественных педагогов о демократизации управления народным образованием (выборность учителей, передача дела просвещения органам самоуправления). Она отказалась от принципа «автономии школы» и развивала идею школы как государственно-общественного учреждения, считая, что воспитание и развитие личности должно направляться государством при самом активном участии трудящихся.С 1924 года как член Центральной контрольной комиссии ВКП(б) участвовала в создании пионерской организации, во всех съездах ВЛКСМ, стояла у истоков создания системы образования и просвещения народов СССР. Преподавала в Академии коммунистического воспитания (с 1924-го). Была организатором добровольных обществ «Долой неграмотность», «Друг детей», председательницей Общества педагогов-марксистов.Своих детей у Надежды Константиновны не было. В последние годы она по-родственному общалась с дочерью Инессы Арманд, а сына Инессы-младшей она воспринимала как родного внука. «Если бы ты знала, как мне плохо, – писала она Арманд незадолго до смерти. – Как я мечтаю понянчить внучка…»Умерла Крупская 27 февраля 1939 г. в Москве в канун XVIII съезда партии, на следующий день после празднования своего 70-летия.
Создание социалистического города – одна из интереснейших задач социалистического строительства. Опыта в таком строительстве нет, постройка такого рода явится первой в мире. Поэтому эта труднейшая задача может быть разрешена только при самом активном участии и контроле широких масс.
Особенно важным представляется строителям города будущего вопрос о том, где и как будут жить дети. Вероятно, и читательницам «Женского журнала» этот вопрос покажется интересным. До сих пор жизнь наших детей была непосредственно связана с жизнью взрослых. На крохотном клочке жилплощади с утра до вечера толклись родители и ребятишки. Дети волей-неволей врастали в старый быт, часто воспринимали дурные навыки темных и несознательных родителей, наблюдали неподходящие картины и т.д. Воспитание? Но отец и мать работают, количество педагогических учреждений ограниченно, средств на специальную воспитательницу нет, и дети растут, предоставленные самим себе и вредным влияниям улицы.
Занялись организацией детских садов, площадок и яслей. Но каждый клочок, предназначенный для «цветов земли», приходилось чуть ли не силой вырывать у жилтовариществ. А то бывает так, что выстроят дом, а самое негодное помещение, где-нибудь в темном подвале, дадут под детский сад. И на ближайшем собрании хвалятся: «Мы, мол, сознательные, мы даже детсад организовали».
Надо признаться, что в обычном современном городе наши дети поставлены в очень неблагоприятные и неподходящие условия.
Строители социалистических городов учитывают эти недостатки с тем, чтобы в городе будущего их не было.
В социалистическом городе будет создан специальный детский сектор.
Вокруг этого сектора идет оживленный спор, так как до сих пор не решено, как лучше воспитывать детей – отдельно от родителей или при их непосредственном участии.
По одной теории, дети немедленно после своего рождения передаются в ясли и там под руководством воспитательниц находятся до того возраста, когда им нужно переходить в детский сад. После детского сада – политехнизированная школа и мастерские, а затем – завод-втуз. Детский городок должен быть совершенно отделен от города взрослых и находиться оттуда километров за 15-20. Это действительно детский город, где дети живут, играют, учатся, где у них свое маленькое хозяйство и свое управление.
Этот проект ставил своей главной целью полное раскрепощение женщины от заботы о детях с момента их рождения и создание такой обстановки воспитания детей, при которой они были бы совершенно изолированы от взрослых.
Однако этот проект детского города встретил большие возражения. Работницы тех предприятий, где обсуждался проект, заявляли, что не отдадут своих детей с самого рождения в детский городок, который будет за пределами города, потому что и матери и отцу хочется поглядеть, как живет их ребенок, хочется поговорить с ребятами, приласкать их. В изолированные дома никто из родителей не пожелает отправить детей и будет держать их при себе, хотя на детей и не будет отводиться никакой площади.
– Помилуйте, да разве я могу со своим дитем расстаться, – говорит работница фабрики «Москвашвей» т. Фомина, – да у меня все сердце изноет, никакая работа или занятие на ум не пойдет, руки опустятся.
– Пусть наших ребят воспитывают в особых домах, но мы должны иметь право в любое время ходить и наблюдать за ними, – заявляет работница фабрики «Красная Роза» т. Утина.
Таков отзыв большинства. Поэтому первый проект, как очень крайний и страдающий «перегибами», был отклонен и заменен новым, вполне приемлемым и рациональным.
По этому новому проекту весь социалистический город строится «блоками», т.е. отдельными огромными комбинатами домов, в которых будут жить от 2 до 3 тысяч человек. Такие комбинаты, отделенные друг от друга большими парками, будут соединять в себе жилые помещения, фабрики-кухни, столовые, механические прачечные, гаражи и, наконец, школы, детские сады и ясли. Все это будет находиться тут же, при доме, рядом с жилищем родителей. И ясли, и детский сад, и школа будут соединены с помещениями взрослых утепленным коридором. Таким образом, родители смогут постоянно наблюдать за жизнью и воспитанием детей. Ясли, рассчитанные на много десятков детей, разбиваются на группы по 10-15 ребят, и весь дом так и будет выстроен группами с отдельными спальнями, верандами, выходами и т.д. К детским учреждениям будут примыкать огромный физкультурный зал, спортплощадки и библиотека.
Ясли, в которых ребенок будет находиться постоянно до трехлетнего возраста, представляют собой законченный тип имеющихся у нас уже теперь яслей удлиненного дня.
Школы в социалистическом городе будут представлять собой интернаты с производственной практикой и политехнизированной программой. По внешнему виду все постройки для детей будут светлыми, застекленными домами с большими верандами.
Новый проект детского расселения был принят всеми строительствами социалистических городов: Сталинградом, Новосибирском, Автостроем и т.д.
На Западной ж.д. в городе Кричеве железнодорожники строят коммуну с отдельными яслями, детским садом, соединенным коридором с помещением взрослых.
Вероятно, у многих родителей возникает вопрос, зачем детям жить постоянно в этих детских учреждениях, пускай проводят там день, а ночь – с родителями. Несомненно, что детям жить коллективно, под общим контролем удобнее и лучше. У нас есть опыт пионерских лагерей и лесных школ, откуда дети возвращаются совершенно обновленными, окрепшими и самостоятельными. Однако многие родители этого не понимают, и вероятно, пройдет немало времени, в течение которого более отсталые родители будут стараться удерживать детей у себя.
Что касается строительства школ, то у нас имеется уже целый ряд откликов и пожеланий самих детей о том, какой они хотели бы видеть школу в социалистическом городе. Вот что пишут пионеры г. Новосибирска Петя Корзинкин и Володя Соловьев:
«Мы очень интересуемся, какой это будет новый город. Мы знаем, что там будет школа, и слушайте наш наказ. Школа должна быть очень большая, с большим залом. При школе обязательно устройте гараж с автомобилями, чтобы ребята могли ездить и управлять. Потом ремонтные мастерские, столярную, разные спортплощадки и пляж с лодками. Тогда все ребята будут довольны. И еще пусть будет рядом планетарий».
Из этого письма видно, что дети стремятся к разным техническим знаниям. Само собой понятно, что при школе должны функционировать подсобные предприятия: лаборатория, технические станции, мастерские. Затем площадка для игр, для гимнастики и водная станция; широко будет развернуто общественно-политическое воспитание. Дети всегда интересуются производством. Эту их потребность должна обслужить новая школа, и в этом и будет состоять политехническое воспитание. Только связь с производством обеспечит школе действительно социальное воспитание.
Здесь намечены только основные моменты детского сектора в городе будущего. Из-за недостатка места указаны только некоторые проекты. Пока еще не поздно внести исправления, добавления и предложения в проекты. Дело это самым близким образом касается матерей. Поэтому на страницах «Женского журнала» мы предлагаем высказаться. Ибо только при участии масс может быть выстроен город будущего – фабрика, на которой будет реконструироваться старый и создаваться новый человек.
Надежда КРУПСКАЯ
Впервые опубликовано в «Женском журнале» №10 за 1930 год. «Женский журнал» – ежемесячное издание, выходившее в Москве в 1926-1930 годах.
Комментарии