search
main
0

Где же ты, вода живая? В поисках настоящего. Ефим Штейнберг и его «Надежда»

Недавно исполнилось 70 лет Ефиму Борисовичу Штейнбергу, педагогу-новатору, кандидату педнаук, патриарху дополнительного образования. Их двое таких осталось с 60-х годов в России – Владислав Крапивин в Екатеринбурге со своими книгами и отрядом «Каравелла» и Ефим Штейнберг со своим разновозрастным отрядом «Надежда» в Москве при Дворце творчества детей и юношества Преображенского района.

Я знаю Ефима лет сорок. Одно время была женой его лучшего друга и соратника Александра Наумовича Тубельского (царствие ему небесное). Бывала в их лагерях и тогда, еще в конце семидесятых, поняла, что они создали своеобразную московскую модификацию методики коллективного творчества, разработанной в Ленинграде Игорем Ивановым и Фаиной Шапиро, а затем через «Орленок» и «Комсомолку» разошедшейся по всей стране.В «Орленке» оба не были, и схожесть их с классическим коммунарством лишь подтверждает тот факт, что открытия в педагогике объективны и могут рождаться сразу в нескольких местах и нескольких головах….Ефим – человек-оркестр. «Он и режиссер, и актер, и спортсмен», – с восторгом говорят о нем ребята.Помню мурашки по коже, когда впервые увидела выступление их агитбригады.Над землей бушуют травы,Облака плывут, как павы,А одно, вот то, что справа,Это я, это я, это я -И мне не надо славы.Ничего уже не надоМне и всем плывущим рядом,Нам бы жить, и вся награда,Нам бы жить, нам бы жить,А мы плывем по небу -Эта боль не утихает,Где же ты, вода живая?..Мой очерк о них в тогдашней «Комсомолке» так и назывался: «Вода живая». Первый в Советском Союзе пост у Вечного огня установили Ефим с ребятами, ухаживают уже десятилетия за могилами павших на Преображенском кладбище.Строго и сурово звучали со сцены слова песни:Не трогай, не трогай, не трогайТоварища моего.Ему предстоит дорогаВ далекий край огневой.Луис Корвалан был другом ребят, и дети чилийских коммунистов росли вместе с ними в их коллективе. Теперь на сайте отряда «Надежда» можно увидеть хохочущего Ефима на свадьбах, рождениях детей у тех выросших ребят – навещая сестру в Америке, Ефим наведывается и в Чили.Лучшим их изобретением с Тубельским считаю их агитбригаду в селах по принципу передачи «От всей души», но придуманной еще до ее появления на телевидении с Валентиной Леонтьевой.Приезжая в лагерь, ребята первым делом разбегались по окрестным деревням, собирали жизненные истории их жителей. На их основе писался сценарий, и в назначенное время все собирались в деревенском клубе, где люди будто впервые видели себя и друг друга глазами московских ребят. Или устраивали пионерский цирк для всех жителей села от мала до велика.Но это все в прошлом. А сейчас? «Это наша боль, – печалится Ефим. – Нет больше полнокровных деревень, не богатых же жителей загородных домов веселить».Нашли выход – гастроли. Колесят по всей России в собственном автобусе с костюмами и аппаратурой, дают концерты в воинских частях, детдомах, домах для престарелых.Из моих писем Ефиму«Ты просил о ребятах твоих рассказать – что они мне говорили в лагере. Вообще надо бы отдельно написать о языке педагогических чувств – да, просто человеческих чувств на примере твоего и ребят яркого, сочного, богатого и нежного лексикона.Коля Царев. С ним мы, похоже, больше, чем со всеми, контакт установили, хотя все ребята очень открыты и контактны. Заявил почти сразу: «Мы другие. Мы эксклюзив. Хотя бы потому, что не курим, не пьем, не ругаемся. Мне в школе, во дворе не верят – это, поди, только на словах. Нет, это правда». Вспомнил, что вначале, еще маленьким, когда прочел, сколько всего в отряде дают, и все бесплатно, тоже не поверил. Тренажерный зал, школа авторской песни, основы актерского мастерства…По-моему, он ближе всех подошел к мысли о том, что в отряде все настоящее и все настоящие.То есть (это я уже от себя) у вас снимается главная ржа и копоть нынешней цивилизации: отчужденность человека от человека, от человеческого (человечного) в себе и вокруг и как результат имитация всего и вся. Ненастоящность всей жизни вообще и всех ее проявлений, в которой задыхаются все люди, а дети особенно.Макс Лукьянец. Это, конечно, «алмазный твой венец», такой чистой воды кристалл, такой глубины и тонкости огранки. Подивил восторженностью, констатацией того, что здесь, в лагере, само время течет по-другому. И еще мы с ним согласились в том, что и реальность здесь другая.А больше и многоплановее всех говорила Даша Полякова, о которой ты сказал, что она «создает интеллектуальный фон в лагере». Заявила, что неверен стереотип, будто после «Надежды» людям труднее жить «в миру». Что ей, наоборот, опыт «Надежды» помогает сорганизовать в вузе группу, если они хотят что-то изменить, сформулировать внятно требования к ректору. Много, ярко и горячо говорила о твоей личности, о значении и заразительности твоего примера. Что сама твоя «полифония» («он и режиссер, и юморист, и спортсмен, и артист») – это вызов каждому из них. И как ей хочется тебя переплюнуть хотя бы в прогнозах о самой себе. Но проходит время, и она обнаруживает, что все же не ее, а твое предвидение было верным»….Согласна с Александром Адамским: там, где дополнительное образование настоящее, оно как раз и является основным (ибо формирует смыслы и мотивы жизни), а школа, процесс получения знаний самих по себе играет, наоборот, дополнительную роль.Здесь не растят будущих премьеров и президентов (в последнее время мода пошла в работе с детьми и юношеством – растить правящую элиту). У Ефима вообще нет ложного пафоса, тщеславия, фанаберии.Здесь растят врачей и учителей, актеров и рабочих. Многие ребята проходят службу в армии – тут не принято от нее косить.Когда-то Бисмарк сказал, что войны выигрывают не генералы, а школьный учитель и приходской священник. Такие, как Ефим, объединяют их в одном лице. Вот только нынче надобно выиграть в обезумевшем веке не войну, а МИР.Поздравляем и желаем удачи тебе, Ефим.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте