search
main
0

Где же ты, учитель… Мы потеряли главный капитал

Теперь практически во всех официальных документах можно встретить пункт о необходимости повышать престиж профессии учителя. Требование справедливое. Главный капитал учителя – уважение. Но за разговорами об учительских зарплатах, материальном достатке, без которого в нашем рыночном обществе об уважении говорить, увы, не приходится, забыли о других качествах, без которых с почтением глядеть на учителя сложно, – о профессионализме, педагогическом такте, педагогической культуре, нравственном облике.

Маленькая зарплата, загруженность бумажной работой, перегрузки, «сложные дети» отчего-то сформировали у многих учителей стереотип поведения в духе «война все спишет». Многие из них, назовем вещи своими именами, опустились и распустились. Заходишь в школу и видишь перед собой не учителя, а, как правило, уставшую, издерганную женщину с измотанными нервами, порой на грани истерики или человека настороженного, испуганного, с заискивающими интонациями, готового тем не менее в любую секунду перейти к злобному, развязному, хамскому тону. Рабочее, спокойное, деловое отношение, нейтральный тон – большая редкость. Защита или нападение – вот две основные формы реакции, с которыми приходится сталкиваться, общаясь со многими обычными учителями. Школа не воспринимается как единый педагогический коллектив. Кажется, что работающих в ней преподавателей не объединяет в единое целое никакое единое общее дело, да что там, всякое представление о том, что они вместе занимаются важной и ответственной работой, отсутствует. Реальный педагогический коллектив связан ныне только формальными отношениями, каждый волочет свой воз обязанностей в одиночку. В школе царит неблагоприятный психологический климат, любой зашедший в школу ощущает царящую в ней атмосферу тревоги, страха, подозрительности, взаимного недоверия, а порой и неприкрытой враждебности.Не могу припомнить раньше, чтобы даже в самых недружных школьных коллективах было явно и заметно царящее в ней внутреннее противостояние. Ныне не удивляешься тому, что один учитель строит козни против другого, что идет своего рода война всех против всех, где каждый стремится перевалить свою ответственность на другого и выставить себя в выгодном свете за счет того, что сам топит этого другого. Страшно становится и оттого, что и тебя, родителя (а твоего ребенка?), так или иначе пытаются вовлечь в эти интриги, сделать союзником в перманентной борьбе. Впрочем, твое желание и согласие не имеют значения. Хочешь ты или нет, тебя все-таки вовлекают в эту большую интригу. Твои слова перетолковываются и извращаются, и вот уже, поделившись каким-нибудь общим нейтральным замечанием по поводу того или иного предмета, того, как ведется преподавание, ты не знаешь, как твое слово отзовется, как это перевернут и подадут другому учителю или администрации.А без замечаний не обходится. Нынче только и разговоров, что о необходимости повышения качества знаний учителя по своему предмету. И опять же разговоров правильных, но не ведущих ни к каким практическим результатам. С одной стороны, причины провала понятны – слишком загружен сам учитель, слишком мала ценность знания в нашем обществе. С другой –  чувствует ли в этом внутреннюю потребность сам педагог? По нынешним временам усвоение даже хрестоматийного чеховского «Волга впадает в Каспийское море» – уже большое достижение. Увы, в том числе и для учителя. Некоторые преподаватели не владеют предметом даже в рамках учебника, по которому не первый год преподают. Что уж говорить о случаях более сложных, когда требуется выйти за рамки учебника и методички, настаивающих на неправильном ответе, противоречащем всему тому, что знает человечество. Настоящий учитель должен оказаться на стороне человечества, обычный примыкает к авторам неправильной методички. Удручающее впечатление производит уровень методической подготовки. Проблемы даже в элементарном. Немногие учителя способны четко сформулировать вопрос, разъяснить суть задания ученику. А ведь известно, как спросишь, так тебе и ответят. Спрашивают в буквальном смысле этого слова наши учителя плохо. И стоит ли удивляться тому, что ученики в ответ говорят не о том, делают не то, что положено. Конечно, и здесь можно найти оправдывающие учителя объяснения. Он сам учится этой неряшливости у авторов учебных пособий, начинает говорить на их невнятном и неразборчивом языке. И не хочет или не может этому противостоять.Отдельного разговора требует анализ того методического материала, который разрабатывается учителем самостоятельно. Здесь уже общие пробелы в знаниях накладываются на пробелы в умении составлять задания, ориентируясь на специфику изучаемого предмета, учитывая цели преподавания предмета, возрастные особенности ученика, которые диктуют объем, уровень сложности заданий, их продолжительность.Процедура оценивания вызывает не меньшее беспокойство. И дело здесь не в пристрастности учителей, а в том, что оценка вообще становится инструментом власти. Учитель смотрит на оценку как на предмет торга, тех же самых интриг,  как на средство поощрения или возмездия, забывая о том, что функция оценки учебная. Уже не веришь в то, что учителя способны выставить честную, обоснованную оценку. В любом разбирательстве по поводу оценок учитель почти никогда не признает своей неправоты и демонстрирует, что уступает силе, оставаясь при этом на позиции своего права ставить оценку  по собственному произволу. Отдельный разговор – педагогический такт и педагогическая культура. Ученики ныне грубы и проявляют мало почтительности в общении с учителем. Эти случаи известны, и они обсуждаются довольно часто. Но ведь и учителя довольно часто опускаются до хамской, развязной и грубой манеры общения с учениками. Хотя не только. Такой стиль общения становится у некоторых нормой в общении и с родителями. Современный родитель, приходящий в школу на разговор об успехах и провалах в учебе своего ребенка, равенства с учителем не чувствует. Каждый раз ощущение такое, будто он сидит с ребенком за одной партой – такой же несмышленый, такой же бесправный, лишенный права голоса. Общее отношение к взрослому человеку с образованием, с жизненным опытом, как к подростку, не более того. Отношение свысока: «Помолчите». Ну и классика учительско-родительских отношений:  «Я с папой разговаривать не буду, пусть мама придет». Так разговаривают не с родителями ученика, так разговаривают с возрастными учениками, вечными второгодниками. Родителей слушать не хотят. Родительское мнение рассматривается как ничтожное, не имеющее значения. При этом учителя всякий момент готовы пойти на раздувание конфликта. Гасить конфликтную ситуацию, переводить ее в мирное русло неспособны. Уважение, педагогическая культура, педагогический такт – кто-нибудь помнит об этих понятиях? Кто-нибудь помнит о содержании, которое за ними стоит?Наблюдая все это, раз за разом задаешь себе вопрос: где же ты, учитель?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте